"Pink Flamingos". Насквозь пропитанная цинизмом и злостью картина, которая является превосходной иллюстрацией того, чем кормили мирового любителя экстремального искусства в культурную эпоху штатовских семидесятых. Китчевая комедия, использующая для привлечения и удержания у экрана зрителя исключительно провокационные и шокирующие методы, заняла в свое время культовое место среди полуночных показов и вместе с этим дала сильнейший идейный толчок ее режиссеру, молодому парнишке с сальными патлами и дурацкими усиками, Джону Уотерсу, в будущем открыв ему дорогу в мэйнстрим.

На тот момент это была его третья полнометражная работа. Родившись в Мэрилэнде (Maryland), в благополучной католической семье, Уотерс принялся лепить себя из самых ярких образов бит- поколения. Вдохновлялся он, преимущественно, королями поп арта (особый след в нем оставил Уорхол (Andy Warhal)), а также классического, хоррор и трэш кинематографа, вроде Эда Вуда (Edward D. Wood Jr.), Уильяма Касла (William Castle), Федерико Фелинни (Frederico Fellini), Кеннета Энгера (Kenneth Anger) и Дугласа Сирка (Douglas Sirk). Получив на шестнадцатилетие от своей бабушки восьмимиллиметровую камеру, уже через пару лет он осчастливил местные неформальные кафе показами своих короткометражек, а немного позже появились и полнометражные картины. Оплаченные из его собственного кармана и написанные, зачастую, непосредственно во время съемок. А в главных ролях - его друзья юношества, сформировавшие его творческое окружение на долгие годы вперед: Дэвид Лохари, Минк Стоул, Мэри Пирс и сто сорока килограммовый Гаррис Гленн Милстед (Harris Glen Milstead), более известный публике как Дивайн.

Именно на этом человеке мне хотелось бы заострить внимание. Воспеваемый буквально в каждой ранней работе Уотерса, Дивайн всегда оставался его божественной музой и источником вдохновения. Помимо кино, он сыграл в нескольких театральных постановках и мюзиклах, а также писал и исполнял музыкальные номера. Не изменяя своему амплуа "drag queen", Милстед прожил яркую, но, к сожалению, недолгую жизнь.

Однако не будем отвлекаться от самого фильма.

Что касается сюжета, то его закрутка является нетривиальной даже по современным меркам. Где-то на просторах американской глубинки, в обветшалом стареньком трейлере скромно живет "обычная" американская семья Джонсонов. Глава семьи, эксцентричная леди, прячущаяся под псевдонимом Бэбс Джонсон, ухаживает за обожающей яичницу матушкой, присматривая, походу, за любвеобильным (иногда и по отношению к птицам) сынком Крэкерсом и подругой семьи Коттон. Почти сразу выясняется, что перебраться в глушь эту семью вынудила нужда прятаться от славы и надоедливых журналистов, повесивших на Бэбс титул "самой мерзкой твари, когда-либо жившей на всем белом свете". К интересу зрителя, это совсем не понравилось соседям Джонсонов, семейству бизнесменов Марблс. Помимо ведения своих дел, среди которых были похищения людей, насилие и торговля младенцами, а также прочих увлечений, вроде эксгибиционизма, они пытаются всеми способами отбить у Бэбс ее почетное звание...

Именно этот фильм определил будущий художественный вектор развития Уотерса, потому что подобным образом можно описать любой проект, снятый им в период семидесятых: бесформенная жирная масса из поп культурных элементов, заводных рокабилли и серф-рок мотивов, перемешанных с актерским безумием и тем, что принято называть откровенной чернухой. Как итог, - серия простых в плане осмысления и понимания, но не всегда простых в плане восприятия картин, позволяющих под другим углом воспринять американскую культуру той эпохи. Вдохнуть, так сказать, в себя полной грудью бомж-ароматы трейлерных парков, грязи и разрухи.

Часть лавров несомненно следует отдать актерской труппе, так называемым "Дримлэндэрс" (Dreamlanders), и конечно ее главному участнику, восхитительной Дивайн. Актерские образы и постановка тут действительно являются краеугольным камнем серии, ее опорой.

А вот сценарная работа, как и общее качество актерской игры, тут играют исключительно вспомогательную роль. Хотя именно эти элементы и переводят картину в категорию комедии и фарса. Именно они заставляют зрителя хохотать, когда герои, чуть ли не смотря нам прямо в глаза, произносят очередную абсурдную реплику. Именно они заставляют аудиторию карикатурно ахать во время злорадных выходок Марблсов и натужно выдыхать со словами "да ну, серьезно...???" когда Бэбс берет очередную гадость себе в рот. Тем не менее, история двух враждующих за титул "самый отвратительный человек на планете" семей не оставила автора статьи равнодушным, исключительно благодаря своей простоте и оригинальности.

На момент ее выхода пресса окрестила картину как "самый лучший отвратительный фильм всех времен", и лично мне совсем не ясно, что именно пытался донести до зрителя Джон Уотерс посредством этой ленты. Хотелось бы думать, что он намеревался не только навести шума, знатно "потроллить" аудиторию и заработать на этом чутка денег. Хотя, в общем то, это и не так уж важно. Важно то, что зритель получил именно то, чего он заслуживал, но совершенно этого не ожидал. А именно, - быть окаченным, как из ведра, безумным китч-муви и восторженной эпопеей о "плохом вкусе", которая смотрится "вкусно" и 45 лет спустя.