Джо Данте, талантливый режиссер-постановщик (известный большинству зрителей по таким фильмам, как "Вой", "Гремлины", "Внутреннее Пространство" и многим другим) начинал в свое время под предводительством трэш-короля Роджера Кормана в его (тогда еще) империи New World Pictures. Позже на Джо Данте положит глаз Стивен Спилберг и сделает его своим протеже, как некогда случилось с Робертом Земекисом и некоторыми другими талантливыми постановщиками. "Пиранья" относится к раннему этапу творчества Джо, и поставлен этот фильм был на студии Кормана со скромным бюджетом в 660 тысяч долларов. Однако скромность бюджета никоим образом не остановила талантливого режиссера от высококлассной реализации задуманного...

Картина начинается с того, что двое тинейджеров ночью, по пути в свой туристический лагерь, пробираются на территорию давно закрытого экспериментального военного объекта, и решают искупнуться в небольшом бассейне, который они там находят. Однако это купание заканчивается плачевно для обоих. Расследовать исчезновение тинейджеров по просьбе их родителей берется небольшое частное агентство в лице самостоятельной самоуверенной феминистки Мэгги МакКеон, которая срочно вылетает в тот район, где пропали тинейджеры, и с помощью местного пропойцы Пола Грогана попадает на территорию заброшенной базы, где находит личные вещи пропавших молодых людей. Решая, что их тела покоятся на дне водоема, женщина врубает слив и... Что называется, это была "very bad idea", ибо вместе с потоками воды из бассейна в местную реку попали сотни пираний-мутантов, которые моментально приступили к вкусной и сытной трапезе... человечинкой!

Джо Данте известен своим прекрасным чувством юмора, и многие снятые им картины совмещают в себе элементы хоррор-фильмов, фантастики и комедии. "Пиранья" - из их числа. В этом фильме есть все, что может развлечь практически любую категорию зрителей: остроумные диалоги и прикольные комедийные ситуации; забавные и узнаваемы персонажи; отличные (особенно для своего небольшого бюджета) спецэффекты и затейливые подводные съемки, ну и конечно, некоторое количество неуютных "страшных" моментов (в основном связанных с боязнью большинства людей мутной непрозрачной воды и возможной опасности, скрываемой ею). Все эти элементы талантливо соединены воедино в динамичную развлекательную картину, что было по достоинству оценено "Американской академией фантастических, фэнтэзи- и хоррор-фильмов" (Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films, USA), члены которой присудили ленте "Saturn Award" за лучший монтаж, а также номинировали как "Best Horror Film". Надо сказать, что фильм высоко оценили не только критики, но и рядовые зрители, валом повалившие в многочисленные драйв-ины, чтобы посмотреть на мутантов-пираний и на те безобразия, которые "милые рыбки" вытворяют в "добропорядочной Америке" :)

Надо сказать, что авторы фильма нашли действительно интересную тему для своей картины, ибо кровожадные пираньи до этой ленты ни разу не становились "звездами" большого экрана, уступая столь лакомое место всеразличным фантастическим монстрам и упырям, являясь при этом настоящими, невыдуманными монстрами. Правда, существовала небольшая загвоздка - пираньи водятся лишь в теплых водах тропических рек, и в относительно холодной воде жить не могут. Однако тут на помощь создателям пришла современная наука, которая, как известно, может творить чудеса, особенно на жирные военные ассигнования ;) В фильме выпущенные на свободу пираньи являлись мутантами, продуктом секретных военных разработок для поражения водных пространств возможного противника, а поэтому спокойно могли существовать не только в холодной пресной воде, но и в соленой воде океана! При этом, в лучших традициях пацифистского кино, на протяжении всего фильма военные тщательно скрывают возможную опасность от населения и лишь благодаря усилиям двух "гражданских" (Мэгги и Пола) кровожадных рыбешек удается локализовать и уничтожить. Также не в лучшем свете тут выставлены и продажные ученые, которые думают не об опасности, таящейся в их экспериментах, а лишь о шуршащих зеленых банкнотах военных заказов и собственном карьерном росте. Естественно, на судьбы "гражданских" и тем и другим наплевать, ибо, как известно, "спасение утопающих - дело рук самих утопающих"...

Фильм был настолько финансово успешен (в масштабах B-movies разумеется), что через три года появилось продолжение, над которым работал ни кто иной, как сам маэстро Джеймс "Титаник" Кэмерон. Однако у Кэмерона произошел производственный конфликт с итальянскими продюсерами, в результате чего к получившемуся фильму он не имеет практически никакого отношения. (Всем известна история, когда отстраненный от работы над проектом Кэмерон, ночью, на свой страх и риск пробрался в монтажную и ударными темпами перемонтировал фильм на свой вкус, чем окончательно вывел из себя продюсеров, которые после этого инцидента буквально выкинули его из Италии без копейки денег. В результате столь трагических событий - "Пиранья 2: Нерест" (Piranha II: The Spawning (1981)) была полностью смонтирована продюсером, который также самостоятельно доснял внушительную часть материала. Так что, по сути дела, это фильм не Кэмерона, который, тем не менее, значится в титрах как режиссер-постановщик :)) Со временем "Пиранья" завоевала культовый статус, что привлекло к этой картине даже больше внимания, чем это было в момент ее выхода, поэтому, если вы большой любитель культового кино, или просто вам нравится смотреть грамотные horror/comedy-гибриды, - милости просим в пасть к "Пиранье"... ;)