Талантливый француз Александр Аджа, ворвавшийся в мир жанрового кино со своим шедевром "Высокое Напряжение" ("High Tension", 2003) в начале двухтысячных, с тех пор не вылезает из Голливуда, стабильно выдавая по фильму раз в два года. На чужбине, правда, он является штатным ремейкером, потому что все его американские картины являются ремейками, и "Пираньи", разумеется, не исключение. Вообще, уж если говорить начистоту, то "Пираньи 3D" являются уже ВТОРЫМ ремейком культовой классики Джо Данте (Joe Dante) 1978-го года, так как первый (и очень неудачный) был снят в 1995-м для кабельного канала Showtime конторой Роджера Кормана (Roger Corman), которой, собственно, и принадлежат права на оригинальный фильм. Поэтому довольно странно было НЕ увидеть его имени в длинном списке продюсеров трехмерного ремейка, которых набралось аж семнадцать (!) человек. Я уверен на все сто, впрочем, что господин Корман в обиде не остался, равно как и поклонники культового оригинала, для которых Александр снял действительно крышесносящий и угарный ремейк в лучших традициях безбашенных B-Movies восьмидесятых.
   На дне озера Виктория (Lake Victoria) в результате небольшого землетрясения образовалась расщелина, из которой хлынули полчища кровожадных доисторических пираний. А тут как раз еще начался Spring Break (недельные школьные каникулы в Штатах), и толпы сисястых телок и подкачанных парней приехали позагорать и "оторваться" на озеро, которое стало для многих из них массовой могилой...
   Известный своими жесткими и депрессивными фильмами, в "Пираньях" господин Аджа продемонстрировал другую грань своего таланта - комедийную, которую многие не ожидали от него увидеть. Комедия тут, разумеется, очень чернушная, но и оригинал Данте являлся эдакой чернушной трэш-пародией на мегаблокбастер Стивена Спилберга "Челюсти" (Steven Spielberg's "Jaws", 1975), про которые не забыл и Александр, открыв свой фильм очень забавным камео Ричарда Дрейфуса (Richard Dreyfuss), сыгравшего в "Челюстях" протагониста. Но не забыл режиссер и о других героях восьмидесятых и начала девяностых, пригласив в свой фильм поистине звездный состав из подзабытых ныне актеров, вроде Элизабет Шу и Кристофера Ллойда (Christopher Lloyd), игравших вместе в двух частях "Назад в Будущее" ("Back to the Future Part II" и "Back to the Future Part III", 1998-90), или популярного некогда красавчика Джерри О'Коннела из телевизионного сериала "Скользящие" ("Sliders", 1995-1999), а также подкачанного афроамериканца Винга Рэймса (Ving Rhames), наиболее известного по роли отпердолленого в попу мафиози Марселлуса (Marsellus Wallace ) из "Криминального Чтива" Тарантино (Quentin Tarantino's "Pulp Fiction"). Не забыты были, впрочем, и современные жанровые герои, в лице постановщика "Хостела" Эли Рота (Eli Roth, "Hostel", 2005), сыгравшего ведущего конкурса "мисс мокрая майка", и актуальные порнозвезды, в лице (а также попе и сиськах ;)) Riley Steele, Ashlynn Brooke и Gianna Michaels, которые откровенно нам продемонстрировали не только свои весомые "таланты", но еще и смачно погибли на потеху публике. Публике, которая в кинозале всенепременно будет угорать от творящегося на экране мегакровавого беспредела с кучей обнаженки, расчлененки и моментов "аля ТРОМА", которых лично я совсем не ожидал увидеть в фильме "минимэйджора", выпущенного в широкий прокат на двух с половиной тысячах экранов! Одним словом, господин Аджа всех поклонников жанра не только не подвел, но еще и многим удивил.
   Удивительным лично для меня стало и то, что MPAA выдала картине прокатный рейтинг R с первого раза, руководствуясь, видимо, тем обстоятельством, что разорванные в клочья сиськи и откровенная обнаженка с кровавой расчлененкой показаны тут не серьезно, а "весело", с огоньком. Дажем сам Аджа этому удивился, приготовившись уж, было, резать свою ленту на кусочки, чтобы ублажить американских цензоров. Но резать ему в итоге ничего не пришлось, кроме нескольких сцен, которые оказались уж слишком дорогими для доработки в пост-продакшене.
   Хваленое и модное нынче 3D, кстати, тоже вносилось в картину на этапе пост-продакшена с помощью нового процесса "Reali-D" от компании Inner-D, для которой конверсия "Пираньи" стала первой наглядной демонстрацией своей уникальной технологии в действии. Однако, в отличие от других проектов, которые переводились в 3D в последний момент лишь по маркетинговым и коммерческим соображениям, "Пиранья" изначально задумывалась именно как трехмерный фильм, а снималась на "плоскую" пленку исключительно из-за технических сложностей съемок "водного" фильма настоящими 3D камерами. Снималась она, впрочем, все равно под 3D, и конечный результат получился довольно неплохим, хотя я и не согласен с многочисленными критиками, заявившими, что именно в "Пираньях" они увидели одни из лучших трехмерных эффектов последнего времени.
   А вот специальные эффекты и грим, пожалуй, действительно одни из лучших за последнее время, что неудивительно, ведь трудились над ними кудесники из K.N.B. EFX Group, благодаря которым мы в деталях можем наблюдать не только многочисленные укусы хищных рыбок, но и разнообразную расчлененку, местами весьма неожиданную и очень эффектную. Эффектными получились и сами пираньи, созданные, правда, на компьютере, но выглядящие, при этом, вполне реалистично, хотя для некоторых сцен, по совету Джо Данте, все равно использовались старые добрые куклы.
   Вообще, если сравнивать ремейк с оригиналом, то очень затруднительно сказать, какой фильм лучше, ибо они оба хороши, и каждый работает на собственном уровне в контексте современных ему реалий. Фильм Джо Данте был низкобюджетной (660 тысяч) трэш-пародией на "Челюсти" с откровенной фигой в кармане, которую настолько полюбили зрители, что ленту ждал серьезный коммерческий успех и слабый сиквел. Ну а новые "Пираньи", - это высокобюджетная (24 миллиона) хоррор-комедия, отдающая дань уважения не только оригинальной картине и всему периоду безбашенных восьмидесятых, но и прикалывающаяся над некоторыми современными событиями и персонажами, вроде порнографа Джо Франциса (Joe Francis), создателя суперуспешной в Штатах softcore серии "Girls Gone Wild", которого Джерри О'Коннел представил импульсивным беспринципным обдолбышем :) Джо, кстати, на это обиделся и грозится подать на кинематографистов в суд.
   Из всех актеров именно О'Коннел, как мне кажется, "отрывался" на съемках больше всего, но ему и роль такая досталась, "отрывная", хотя и Кристофер Ллойд очень хорош в своем обычном амплуа "безумного ученого", жаль, только, что экранного времени ему досталось совсем мало. Явно получают удовольствие от своих камео и Ричард Дрейфус с Вингом Рэймсом, крошащим пираний снятым с лодки мотором как заправский мясник :) Да и режиссер, что самое главное, явно получает море удовольствия и от ансамбля персонажей, и от безумных ситуаций, в которых им приходится действовать, а грандиозная сцена массовой водяной бойни, для которой Аджа не пожалел ни людей, ни средств, как мне кажется, войдет в историю жанрового кинематографа наравне с финальной мясорубкой из фильма Питера Джексона "Braindead" (1992)!
   А вот в список кассовых успехов новые "Пираньи" явно не войдут, ибо на данный момент в копилке фильма лишь тринадцать миллионов, десять из которых лента заработала в свой первый уикенд, дебютировав на скромном шестом месте. И это при том, что 85% экранов демонстрировали ее в 3D за бОльшие деньги, чем берут за "плоские" картины. Критики, впрочем, от "Пираний" были в восторге, что для подобных жанровых лент большая редкость, поэтому Dimension Films поспешили заявить о сиквеле, благо, что концовка его как минимум предполагает. На новых "Пираний" стоит обязательно сходить всем любителям жанрового кино и поклонникам Алексндра Аджа, который показал в них новые грани своего таланта, - комедийные. Однако заранее приготовьтесь к тому, что на экране вас будет ждать тотальный угар и полный беспредел... ;)