Тихо-мирно в своем уютном доме в пригороде жила семья Фрилингов, пока к их жилищу не начали проявлять интерес потусторонние силы. Поначалу "барабашки" вели себя дружелюбно – переставляли, например, ко всеобщему изумлению мебель, а маленькая Кэрол Энн даже могла с ними разговаривать, устанавливая связь через телевизор. Но потом духи не на шутку разбушевались, попеременно вселяясь то в деревья, то в кукол, и угрожая жизни всей семьи. Наконец, они похитили Кэрол Энн, унеся ее в другой мир, но оставив безутешным родителям проход. Пригласив экстрасенсов и не дождавшись от них помощи, семья решает самостоятельно вызволить свою младшую дочь из рук полтергейста.

Этот фильм, вообще-то, должен был снимать Спилберг (Steven Spielberg), являвшийся и автором сюжета, и автором сценария "Полтергейста". Журналы "ТАЙМ" и "Ньюсвик" даже окрестили лето 1982-го "летом Спилберга", из-за одновременного выхода "Полтергейста" и "Инопланетянина" ("E.T. the Extra-Terrestrial"). Но получилось так, что в контракте Стивена с киностудией Universal был пункт, запрещавший ему режиссировать любой другой фильм, пока не закончится работа на "И.Ти". Правда, пункта, запрещавшего ему посещать съемочную площадку "Полтергейста", там не было. По этому поводу сопродюсер ленты Фрэнк Маршалл (Frank Marshall) в интервью "Лос-Анджелес Таймс" говорил: "Креативная сторона процесса съемок – это Спилберг. Тоби – режиссер, он был на съемках каждый день, но Стивен разрабатывал макеты каждой сцены, и тоже присутствовал на площадке каждый день, кроме тех трех дней, когда отдыхал с Лукасом на Гавайях". В связи с этим появились закономерные и многочисленные вопросы о роли Спилберга в производстве "Полтергейста", а слухи, положа руку на сердце, подогревались самим Спилбергом. Он говорил: "Тоби (Хупер) ... не руководитель. Если возникал некий вопрос, который не могли сразу решить, то появлялся я и говорил, что надо делать. В этом и проявлялось наше сотрудничество".

Гильдия режиссеров Америки даже инициировала расследование, чтобы выяснить "не является ли назначение Хупера на пост режиссера синекурой в связи с тотальным участием Спилберга в съемочном процессе". В свою очередь Хупер ответил, что "половину всех сцен сделал полностью я". Дошло до того, что в день релиза фильма в "Голливуд Репортерс" было напечатано открытое письмо Спилберга Хуперу, в котором, в частности, говорилось: "К сожалению, пресса не поняла и не приняла то уникальное сотрудничество, те отношения, которые возникли у нас на съемочной площадке. Мне очень понравилось то, как ты принимал все изменения в ходе съемок, точно так же, как и то, как ты искренне радовался свободе, предоставленной тебе на площадке. Как режиссер, ты привнес свое видение в этот фильм, ты ответственно и профессионально подходил к сценарию, посему я желаю тебе удачи в твоем следующем проекте". Приятно, правда? Сотрудничество просто офигительное, когда режиссер "радуется предоставленной свободе"...

С момента выхода фильма прошло уже двадцать пять лет, а в этой истории так ничего не изменилось, и часть съемочной группы до сих пор считает, что Спилберг был "де-факто" режиссером на площадке. В 2007-м Зельда Рубинштейн в своем интервью говорила: "Стивен снимал все шесть дней, пока я была на площадке. Тоби выстраивал сцену, а Спилберг изменял ее, вносил что-то новое. Тоби только частично был режиссером". Да о чем вообще говорить, если фильм, идущий по телевизору в одной из начальных сцен, называется "Парень По Имени Джо" ("A Guy Named Joe", 1943), и рассказывает он о погибшем пилоте, вернувшемся в наш мир в виде призрака. А в 1989-м году Спилберг сделал ремейк этого фильма под названием "Всегда" ("Always") – вот вам и "влияние".

Еще много лет назад я не понимал, как один и тот же человек мог снять такую ужасающую халтуру как "Спонтанное Возгорание" ("Spontaneous Combustion", 1990), и такую безобразную, пускай и телевизионную, экранизацию кинговской "Судьбы Иерусалима" ("Salem's Lot", 1979), но при этом выдать на-гора культовейшую "Техасскую Резню Бензопилой" ("The Texas Chain Saw Massacre", 1974). Хотя, с точки зрения режиссуры, и она весьма "так себе", ремейк гораздо симпатичней. Так вот, я искренне не понимал, как такому режиссеру удалось снять столь грамотный и красивый фильм, да еще и с правильно расставленными акцентами. А сейчас, узнав про все эти скандалы и открытые письма - понял, и все встало на свои места. В этом кино однозначно видна рука большого мастера, коим Спилберг, безусловно, является, хотя, на мой взгляд простого зрителя, эта история все-таки слишком раздута. Ну значился Хупер режиссером, ну, говорил ему Спилберг что делать и как снимать, – нам, зрителям, с этого ни жарко, ни холодно. Нам главное – фильм, поэтому о скандале я закругляюсь.

А фильм, что неудивительно, стал успешным, заняв восьмую строчку в списке самых кассовых фильмов 1982-го года с результатом в 76 миллионов долларов. Опять же, совершенно ясно, за что картина получила три премии "Saturn award" ( лучший фильм года, лучший грим и лучшая актриса второго плана – Зельда Рубинштейн) и одну оскаровскую номинацию для Джерри Голдсмита (Jerry Goldsmith). Критики, правда, вместо того, чтобы отметить художественные ценности фильма, кинулись обсуждать в нем "роль семейных ценностей" (нет, ну как это типично для американцев!). Журнал "Village Voice", к примеру, писал: "примечательно то, как, перед страхом потерять свою младшую сестру, двое старших детей перестают ссориться и объединяются со своими родителями в идеальную семью, которая способна бороться даже с силами ада". Этому вторил другой критик: "Основа "Полтергейста" - стандартный базис сказки: история маленькой девочки, которую спасает ее семья, доказывая свою любовь. Семейные ценности, собственно, лежат в основе всех сказок. Они все начинаются с разлада в семье, а заканчиваются хэппи-эндом". Типично, и совсем не интересно нам, зрителям.

А вот я хочу отметить совершенно другое – в картине мастерски нагнетается напряжение. Невинные фокусы с перевернутыми стульями превращаются в чертовски страшные ходячие деревья, от которых нет спасения даже дома. Клоуны в ужастиках вообще отдельная песня, и здесь они тоже не подкачали. В этом смысле примечателен момент съемок сцены с клоуном, когда кукла душит Робби, а тот, задыхаясь, кричит "я не могу дышать". Спилберг и Хупер оба стояли за камерой и подбадривали мальчика, мол, молодец, хорошо, и только когда Оливер Робинс уже посинел и захрипел, съемочная группа поняла, что мальчик на самом деле практически задушен. Эти кадры и вошли в фильм, где натяжение нервов происходит до самой последней сцены, когда каким-то образом понимаешь, что спасение Кэрол Энн – это совсем не конец, и что впереди семью ждет еще немало ужасов. Увы, двух актрис эти ужасы поджидали уже после окончания съемок. В том же (1982-м) году Доминик Данн была задушена своим бойфрендом, а шестью годами позже Хитер О’Рурк скончалась от болезни сердца. Похоронены они на одном кладбище: в парке "Westwood Memorial", в Лос-Анджелесе.

Как и в случае с "Оменом" ("The Omen", 1976), о чем я писал в другой рецензии, фильм удостоился внимания со стороны двух популярнейших мультсериалов. В одной из хелловинских серий "Симпсонов" под названием "Дом плохих снов", фигурирует дом с призраками, построенный на индейском кладбище. Семью Гомера, правда, этому дому напугать не удается, и тогда, выбирая между гибелью и жизнью с Симпсонами, дом незамедлительно саморазрушается, делая верный и очень мудрый выбор ;). В другой серии, "Гомер в кубе", Гомер попадает в другое измерение и общается с семьей голосом, который очень похож на голос Кэрол Энн, говорящей из телевизора. Барт, в попытке спасти отца, обвязывается веревкой так же, как и Диана, спасавшая дочь. "Южный Парк", разумеется, тоже не остался в стороне: в конце эпизода "Пришел Страшный Уолл-Март" супермаркет исчезает, пародируя аналогичную сцену из фильма, а в эпизоде "Извинения Перед Джесси Джексоном", Картман, победив доктора Нельсона, заставляет того произнести фразу: "Кэрол Энн, не ходи на свет".

Подводя итоги, стоит признать очевидное - фильм очень хороший. Это и пугающий ужастик, и бьющий по нервам триллер. А еще, это однозначно лучший фильм Хупера, кто бы там на самом деле его не снимал. (Нет, ну кто его НА САМОМ ДЕЛЕ снимал, по-моему, очевидно, но режиссером то все равно в титрах значится Тоби... ;))[br][br] P.S. То, что на съемках иногда творилось черти что, подтверждает и ДжоБэт Уильямс. В частности, актриса рассказывала, что скелеты, с которыми она плавала в бассейне в конце фильма, были настоящими! На что Крэйг Рирдон (Craig Reardon), работавший над фильмом специалист по спецэффектам, заявил, что ему дешевле было взять настоящие скелеты, чем покупать пластмассовые. Ну разве не мило?