Обладатель фирменных тоненьких усиков, открытый гей и enfant terrible американского кинематографа, благодаря своим комедиям плохого вкуса сумевший пробиться из андерграунда в Голливуд, Джон Уотерс в конце восьмидесятых и начале девяностых был на коне, умудряясь получать от мэйджоров немалые бюджеты. Так, после успеха "Лака для Волос" ("Hairspray", 1988), снятого за два миллиона и заработавшего в прокате больше восьми, последовала "Плакса" с Джонни Деппом ("Cry-Baby", 1990, Johnny Depp), снятая уже за двенадцать миллионов, и "Мамочка Серийная Убийца", на которую мажоры раскошелились аж на тринадцать. Сборы этих фильмов, однако, так и остались в районе восьми, поэтому в дальнейшем студии существенно урезали бюджеты для Уотерса, которому, впрочем, снимать за копейки было не в новинку :) Зато тринадцать миллионов "Мамочки" позволили ему пригласить на главную роль одну из самых звездных актрис восьмидесятых, Кэтлин Тёрнер, которая, в свою очередь, потрясающим перформансом сделала картину одной из лучших, если не самой лучшей в его карьере!

Заботливая и милая "хранительница очага" Беверли Сутпин просто идеал домохозяйки, жены и матери. С виду. А на самом деле - психованная маньячка, втихомолку переписывающаяся с сидящими в тюряге "серийниками", достающая свою соседку "телефонным терроризмом" и начавшая однажды убивать всех, кто ей по тем или иным причинам не понравился. Естественно, ее поймали, но из зала суда она вышла не только свободным человеком, но и настоящей медийной звездой! ;)

Славящийся своим особым чувством юмора Уотерс, пожалуй, стал идеальным постановщиком веселой чернушной сатиры на американский социум "идеальных домохозяек" и телевизионных звезд, многие из которых получили этот статус благодаря весьма сомнительным достижениям. Грамотно выписывая стереотипные персонажи зажратого американского общества, готового от тотальной пресыщенности делать "звезд" уже из кого угодно, включая маньяков и серийных убийц, Джон очень тонко издевается над современной Америкой, не забывая, при этом, развлекать зрителя забавными ситуациями и остроумными диалогами. Однако самая большая удача этого фильма, при всех сценарных и режиссерских достоинствах Уотерса, - неподражаемая Кэтлин Тёрнер, которая сыграла свою "немножко съехавшую" героиню бесподобно. Я бы даже сказал гениально, настолько она хороша в этом образе!

Обладая редким комическим даром и большим актерским талантом, Кэтлин выжала из своего персонажа максимум "сока", в то время как Уотерс постарался поместить ее в такие ситуации, из которых можно было выжать максимум сатиры. А помогали им в этом как старые любимчики Джона, снимавшиеся у него во всех лентах, вроде Mary Vivian Pearce или Mink Stole, так и молодые таланты, вроде будущей звезды первого "Крика" и обоих "Скуби Ду" ("Scream", 1996, "Scooby-Doo", 2002) Мэтью Лилларда, для которого этот фильм стал дебютным, если не считать, конечно ужасающий direct-to-video кошмар под названием "Ghoulies III: Ghoulies Go to College" (1991) ;) Ну и бывшая скандальная порнозвезда Traci Lords засветилась в небольшом забавном камео.

Сам Уотерс, который, как известно, снимает исключительно по собственным сценариям, на этом фильме тоже продемонстрировал отличную творческую форму и режиссерское мастерство, скомпоновав картину практически идеально. Практически, но не совсем, потому что если первые два акта действительно получились у него идеально скомпонованными и пролетают на одном дыхании, то на последнем акте картина несколько сбавляет обороты, что явно диссонирует с ударными началом и серединой. Суд, впрочем, почти невозможно снять "динамично", так что вины Уотерса как режиссера в этом не много, тем более что третий акт по своей сатирической ценности ничем не уступает первым двум, а в чем-то даже их и превосходит.

Умудрившись не только грамотно и смешно простебаться над некоторыми аспектами американской жизни, но еще и сделать реверансы в сторону режиссеров, повлиявших на его творчество (Russ Meyer, Otto Preminger, William Castle, Herschell Gordon Lewis, Doris Wishman, - фрагменты их фильмов можно увидеть по телеку во многих местах этой ленты :)), Джон Уотерс на "Мамочке" достиг, по-моему, вершины своего творчества, чего не оценили, впрочем, тогдашние критики, довольно кисло принявшие ленту. Которая, между прочим, демонстрировалась даже в Каннах, правда, вне конкурса :) А в Штатах в свой первый уикенд фильм не вошел даже в топовую десятку, дебютировав на одиннадцатом месте с двумя миллионами долларов, правда и количество экранов у него было не очень большим, всего 520. Как бы там ни было, но под конец своего проката картина чуть-чуть не дотянула до восьми миллионов, собрав в общей сложности $7,820,688 долларов, что, разумеется, не очень порадовало студию, отслюнившую Уотерсу тринадцать миллионов на ее производство. Однако впоследствии, как это часто бывает с картинами Джона, "Мамочка" превратилась в небольшой культ на видео, где ее неоспоримые достоинства смогли оценить гораздо большее количество людей, чем пришли в свое время на нее в кино. Так что и вы подтягивайтесь, ибо фильм действительно отличный и стоит того, чтобы его не просто посмотреть, но и иметь в своей коллекции!