Итальянский актер, сценарист и режиссер Микеле Соави всегда считался протеже Дарио Ардженто. И хотя итальянский маэстро ужасов, безусловно, сыграл существенную роль в карьере Соави, все же в большей степени, как я считаю, своих кинематографических успехов Соави добился благодаря усердному труду и огромному таланту, которым наградили его творческие родители. Начав свою актерскую карьеру в конце семидесятых на вторых ролях в недорогих постановках, в начале восьмидесятых Соави становится сначала вторым, а потом и первым помощником режиссера на таких проектах Ардженто, как Тенебре, Феномена, Опера и Демоны (Tenebre, Phenomena, Opera и Demoni), в конечном итоге вырастая до второго режиссера на фильме Терри Гильяма "Приключения Барона Мюнхаузена" (Terry Gilliam's "The Adventures of Baron Munchausen")! Поднабравшись "технического" киноопыта и самостоятельно поставив несколько музыкальных видео и документальный фильм "Мир Ужасов Дарио Ардженто" (Dario Argento's World of Horror), в 1987 году Соави показал эти видео своему старому знакомому и в чем-то даже учителю, известному exploitation-режиссеру и продюсеру Аристаду Массачеси (Aristide Massaccesi), более известному под псевдонимом Джо Д'Амато (Joe D'Amato). Посмотрев творения своего ученика, Д'Амато, совершенно неожиданно для Соави, предложил последнему режиссерское кресло в своем новом проекте "Deliria", на что Микеле тут же согласился.

Фильм начинается с показа вульгарно накрашенной уличной проститутки, стоящей в дешевом и грязном квартале города, которую через пару минут неожиданно убивают... После чего начинает играть веселая музыка, а камера постепенно отъезжает назад и зритель понимает, что на самом деле это была репетиция трэш-мьюзикла про маньяка-убийцу с огромной совиной маской на голове. Исполнительница роли проститутки, Алисия, подвернула себе лодыжку и вместе со своей подружкой, ассистенткой по реквизиту, в тайне от авторитарного режиссера Питера, поехала в ближайшую больницу за медицинской помощью. Но ближайшей больницей оказался отнюдь не простой госпиталь, а психушка, где держали среди прочих и особо опасного заключенного Ирвина Уоллеса (Irving Wallace) - маньяка-убийцу, успевшего покромсать 16 человек, прежде чем его поймали. Алисии оказали первую помощь, и подружки вернулись обратно в репетиционное здание, однако в машине с ними незамеченным приехал и маньяк Уоллес... Ну, а дальше все идет по стандартному раскладу слэшер-фильмов: благодаря стечению обстоятельств, часть труппы вместе с режиссером (и Алисией, разумеется), оказывается на всю ночь запертой в репетиционном здании вместе с, уже теперь настоящим, маньяком-убийцей, который, как и его сценический прототип в трэш-мьюзикле, методично начинает кромсать героев, обрядившись в совиную маску. Ну, а кто в конце выживет, догадайтесь сами, благо это нетрудно :)

Используя стандартный антураж и фабулу сверхпопулярных в восьмидесятые слэшер-фильмов, Соави тем не менее умудрился сделать не "еще один слэшер про маньяка", а очень оригинальную визуально, и творчески самобытную картину. Благодаря тому, что личность убийцы раскрывается (да абсолютно и не скрывается, надо сказать) буквально на первых пятнадцати минутах фильма, интриги "а кто убийца?" фильм лишен, но в слэшерах она и не нужна - зато в них нужны изощренные убийства и желательно гнетущая, нервная, "на грани срыва" атмосфера. И вот этого-то как раз в этом фильме в избытке. Соави не только грамотно сумел создать атмосферу "ожидания ужаса" и пугающей клаустрофобии закрытого помещения, но и очень грамотно раскинул по всей картине весьма изобретательные для того времени убийства, при этом умудрившись сохранить общую динамику киноповествования неизменной. Более того, визуально фильм снят и смонтирован очень изобретательно, и для "слэшеров" необычно (под стать изображению и грамотное звуковое сопровождение), благодаря чему Соави можно назвать не просто талантливым режиссером, а скорее истинным творцом, исключительно талантливым кинохудожником со своим уникальным визуальным стилем и необычными творческими идеями (по всему фильму разбросано огромное количество оригинальных "фишек" наподобие начальных кадров и необычных ракурсов), которые Микеле разовьет в своих будущих работах.

Для своего скромного бюджета (меньше миллиона долларов) фильм снят просто потрясающе и смотрится отлично, не давая зрителю скучать ни минуты. Однако несмотря на все эти достоинства, в Италии фильм прошел не очень удачно, зато был восторженно принят во всем остальном мире, после чего о Соави заговорили как о "новой надежде итальянского кинематографа". И Микеле действительно не разочаровал, в дальнейшем сняв еще два удачных фильма уже под продюсерским крылом своего "патрона" Дарио Ардженто, что, впрочем, несколько сказалось на их визуальном воплощении, в котором было явно видно влияние Дарио. Однако истинный триумф Соави, который на сегодняшний день наиболее ярко и полно раскрыл его несомненый талант, это потрясающий философский фильм 1994 года "Dellamorte, Dellamore" (О Смерти, О Любви), который вознес режиссера практически на недосягаемую высоту... Однако детально об этом фильме мы поговорим в другой рецензии :)

"Боязнь Сцены" - это очень изобретательно снятый, динамичный, захватывающий и совсем не "стандартный слэшер-фильм", который не даст вам скучать ни минуты экранного времени. При этом картина, безусловно, понравится не только любителям "body count movies", для которых авторы припасли как минимум пяток весьма кровавых и "небанальных" смертей, но и думающим зрителям, которые увидят в фильме весьма циничные комментарии по поводу закулисной грязи шоу-бизнеса вообще, и животной человеческой природы в частности. Ну, а любители театра весьма порадуются своеобразной "театральной постановке", которую в конце приготовил для зрителей маньяк-убийца... "Show Must Go On", одним словом, что бы там ни было...