"Bikersploitation" кино зародилось, разумеется, в Америке, где после Второй Мировой войны движение байкеров стало быстро набирать обороты, формируя не только особую субкультуру, но и криминальные банды. Поэтому фильмы про байкеров у большинства кинозрителей ассоциируются исключительно с Америкой, где они были особенно популярны в шестидесятых и самом начале семидесятых годов. Но в Австралии, оказывается, байкеры тоже были "силой", про которую снять фильм было просто необходимо, чем и занялся сценарист, актер, продюсер и режиссер Сэнди Харбат, переработавший сценарий одного из эпизодов телевизионного полицейского "мыла" под названием "The Long Arm" в сценарий полнометражного фильма.

Один из участников сатанинской байкер-банды "Гробокопатели" ("Grave Diggers") под сильным кайфом стал свидетелем политического убийства, после которого "убирать" стали уже самих "гробокопателей", что, разумеется, возмутило их лидера по кличке Гробовщик. Полиция, естественно, тоже заинтересовалась этими убийствами и в банду, не без труда, внедрили копа под прикрытием (его играет, кстати, реальный бывший коп Кен Шортер) с интересным именем Стоун, который стал тусоваться с байкерами в надежде выйти на их убийцу. И, таки, вышел...

"Стоун", с небольшими оговорками, считается не только первым австралийским "bikersploitation" фильмом, но и явной предтечей будущего postapocalyptic-biker мегахита "Mad Max" (1979), в котором, к слову, сыграли и пять актеров из этого фильма (Hugh Keays-Byrne, Roger Ward, Vincent Gil, David Bracks и Reg Evans). А еще он "порвал", в свое время, австралийский бокс-офис и вызвал бурю негодования консервативной общественности уровнем насилия и обнаженки на экране, которых, кстати, по нынешним меркам совсем немного. Но по меркам середины семидесятых эта лента была настоящей бомбой, с немалым количеством кровавого насилия, откровенно асоциального поведения, некоторым количеством обнаженки и множеством крутых мотоциклетных трюков, один из которых даже вошел в анналы каскадерского мастерства, - рекордный прыжок на мотоцикле с 26-ти метровой (!) скалы в море, реализованный каскадером Питером Армстронгом (Peter Armstrong). И все эти чудеса всего за 192 тысячи австралийских долларов, большую часть из которых (154 тысячи) дал Сэнди Харбату государственный фонд поддержки кинематографа :) Он же, впоследствии, и "наварил" больше всех с прокатного успеха ленты, которая даже с "запретительным" рейтингом R собрала в Австралии больше полутора миллионов долларов, став одним из самых прибыльных фильмов 1974-го года.

Что, кстати, им вполне заслужено, ибо "Стоун" снят исключительно качественно и его действительно очень интересно смотреть, в отличие от большинства байкер-поделок из Америки, многие из которых разнообразием тем и ситуаций не блещут. Тут, конечно, сюжет тоже не шекспировских масштабов, но чисто визуально подано все очень креативно, особенно в сцене совместного раскуривания марихуаны, которая и сейчас-то смотрится вполне свежо, а в те времена так и вообще, наверное, смотрелась просто революционно. Изначальный театральный хронометраж ленты, - 132 минуты, однако режиссер был ее длиной не очень доволен и в середине восьмидесятых он собственноручно перемонтировал свой фильм для видео, сократив его до 99 минут. Что, видимо, пошло картине лишь на пользу, потому что от самых первых и до последних кадров фильм нигде не провисает и очень динамичен, не давая зрителям скучать ни минуты. А это именно то, что от подобного кино и требуется, - динамика, трюки, драки, сиськи, и "надирание задницы" плохим парням, чего, как вы уже должны были понять, в "Стоуне" с избытком.

Не получив в свое время заграничной дистрибуции и прокатываясь только на экранах Австралии, после грандиозного международного успеха "Безумного Макса" ушлые австралийские дистрибьюторы вспомнили и про "Stone", для чего повезли его в 1980-м на кинорынок в Канны. Где фильм, естественно, на волне интереса к австралийским "biker movies" улетел прокатываться в некоторые страны Европы (Англия, Западная Германия) и даже Японию, где его коммерческая судьба мне не известна, но и так понятно, что баблишка он своим создателям уже неплохо заработал :) Странно, только, что после столь внушительного зрительского и финансового успеха Сэнди Харбат больше ничего не снял. Отправился на заслуженный отдых тратить заработанное бабло, может? Этого я не знаю, но совершенно точно знаю то, что посмотреть этот реальный австралийский культ нужно всем уважающим себя любителя жанрового кино, а также байкерам, который будет интересно посмотреть на то, как раньше их "коллеги по железному коню" жили, и умирали... ;)