Опубликованные рецензии являются собственностью их авторов и предоставлены ресурсу на безвозмездной основе. Полная или частичная перепечатка содержимого сайта/рецензий на интернет ресурсах разрешается с указанием оригинального авторства и гиперссылки на оригинал. Полная или частичная перепечатка материалов сайта/рецензий в любых оффлайновых (печатных) изданиях разрешается только после предварительного согласования с владельцем ресурса. По всем вопросам и предложениям пишите — serega_m@cult-cinema.ru.

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Рекомендуемое минимальное разрешение для комфортного просмотра содержимого этого ресурса — 1024 на 768 пикселов.

Наши партнеры

Suspiria / Саспирия (1977)

Suspiria Poster 1 Suspiria Poster 2 Suspiria Poster 3 Suspiria Poster 4 Suspiria Poster 5 Suspiria Poster 6 Suspiria Video Cover 1 Suspiria Video Cover 2 Suspiria Video Cover 3 Suspiria Video Cover 4 Suspiria Video Cover 5 Suspiria Video Cover 6 Suspiria Video Cover 7 Suspiria Video Cover 8 Suspiria Video Cover 9 Suspiria Video Cover 10 Suspiria Video Cover 11
Единственная вещь, пугающая сильнее, чем последние 12 минут этого фильма, это его первые 80.
Посмотрев этот фильм, вы никогда уже не сможете чувствовать себя в безопасности в темноте!
Самый пугающий фильм из всех, что вам доводилось видеть!
В главных ролях:

Jessica Harper

Stefania Casini

Joan Bennett

Alida Valli

Джессика Харпер (Jessica Harper) ... Сьюзи Баньон (Susy Banyon)
Стефания Казини (Stefania Casini) ... Сара (Sara)
Джоан Бенетт (Joan Bennett) ... Мадам Бланк (Madame Blanc)
Алида Валли (Alida Valli) ... Мисс Таннер (Miss Tanner)
Режиссер:

Dario Argento

Дарио Ардженто (Dario Argento)
Познакомившись на съемках «Кроваво-красного» (Profondo Rosso, 1975) с талантливой молодой актрисой и драматургом Дарьей Николоди (Daria Nicolodi), «итальянский Хичкок» Дарио Ардженто создал с ней личный и творческий союз, результатом которого стал самый продуктивный и «классический» период в его творчестве. Именно Дарья предложила мэтру на время отойти от жанра «giallo» и попробовать свои силы на ниве мистического хоррора, благо у госпожи Николоди как раз была интересная задумка для будущего фильма. Задумка эта в конечном итоге вылилась в грандиозный сценарий, по которому и была поставлена «Саспирия» — пожалуй, самый знаменитый фильм в карьере Дарио Ардженто и один из самых известных итальянских фильмов на арене мирового кинематографа!
...Молодая американка Сьюзи Баньон приезжает в Германию для того, чтобы пройти трехгодичный курс обучения в элитной балетной школе. Однако с самого начала дела у нее не заладились. В аэропорту Сьюзи встречает сильный ливень с раскатами грома и молниями, неприветливый таксист, ночью, по этой погоде везет ее в балетную школу, где Сьюзи сталкивается в дверях с молодой девушкой, явно находящейся в истерическом состоянии. Внутрь Сьюзи не пустили, грубо отправив по переговорному устройству восвояси, и девушка была вынуждена провести ночь в городской гостинице. Когда же утром ее все-таки приняли в благородном заведении, Сьюзи узнает, что прошлой ночью девушку, с которой она столкнулась в дверях школы, зверским образом убили... Дальнейшие события лишь подтвердили мрачные предзнаменования, которые Сьюзи получила в самом начале своего визита в Германию. Мало того, что большинство обитателей учебного заведения имели странные моральные ценности и зачастую вели себя неадекватно, так еще с приездом Сьюзи в школе стали происходить странные события, что в конце концов привело девушку к выводу о существовании в стенах балетной школы ведьминского ордена...
«Саспирия» уже давно является легендарной классикой итальянского (и мирового) кинематографа, а у любой легенды обязательно должна быть интересная история создания. Это утверждение является истинным для подавляющего большинства действительно легендарных и культовых картин, но особенно, пожалуй, оно справедливо по отношению к данной ленте. Сюжетную основу «Саспирии» Дарья Николоди почерпнула из реальной истории своей бабушки, которая в пятнадцатилетнем возрасте сбежала из частной школы преподавания фортепьяно, ибо помимо «основного предмета» ученикам «преподавались» и основы черной магии... Изначально, Дарья и Ардженто задумывали «Саспирию» как основу трилогии «Трех Матерей» («Three Mothers» trilogy), которая должна была стать хроникой темных дел трех ведьм: в «Саспирии» рассказывается про Mater Suspiriorum (Мать Вздохов) в германском городке Фрайбург (Freiburg); во втором фильме трилогии, «Инферно» (Inferno, 1980), речь идет о Mater Tenebrarum (Мать Тьмы) в Нью-Йорке; а в третьем, до сих пор не снятом (и надежды на его съемку весьма призрачны, к сожалению) фильме речь должна была идти о Mater Lachrymarum (Мать Слез) в Риме. По задумке Дарио, данный фильм должен был стать «страшной сказкой для взрослых», и маэстро изначально планировал снимать в роли учеников детей, однако продюсеры этому воспротивились, и Ардженто пришлось поднять «возрастной ценз» актеров до 16-18 (максимум 20) лет, однако по всему фильму он оставил внимательным зрителям намеки на то, что история эта должна происходить именно с маленькими девочками (к примеру, во многих эпизодах фильма студенты ведут себя исключительно по-детски, а все дверные ручки, с которыми сталкивается Сьюзи в своих перемещениях по школе находятся практически на уровне ее головы, как это было бы в случае с маленьким ребенком в мире взрослых...). Принимая данную задумку во внимание, многие наверняка сопоставят это с прекрасной (и безумной) сказкой Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», однако для реализации конкретно этого фильма Ардженто вдохновлялся совсем другим произведением — диснеевской «Белоснежкой и Семь Гномов»! Именно оттуда Дарио решил почерпнуть яркие, галлюциногенные цвета, которые ему безумно хотелось бы видеть и в собственном фильме. Для того, чтобы достичь желаемой цветовой гаммы картины, было принято решение снимать на пленку старого технологического процесса компании Technicolor под названием «Technovision», который и позволял достичь нереальных цветовых оттенков, однако в широкой практике уже не использовался. Лишь чудом продюсерам удалось закупить последнюю партию специальной пленки и договориться с лабораторией Technicolor в Риме, чтобы они не демонтировали единственную оставшуюся у них машину для процессинга этой пленки до окончания работы над фильмом. И надо сказать, что результат столь титанических усилий на экране полностью оправдался, ибо цветовая палитра (и вообще работа со светом) «Саспирии» навсегда вошла в анналы кинематографической истории как одна из самых креативных и во многом новаторских работ в цветописи.
Креативным и во многом новаторским был и процесс работы с актерами на площадке. Актерская труппа состояла из представителей различных стран — там были немцы, итальянцы, американцы, и каждый актер произносил свои диалоги на родном языке. Поэтому зачастую при съемках сцен где одновременно участвуют много персонажей, актеры не имели ни малейшего понятия что им говорит коллега из другой страны (естественно они знали приблизительный смысл диалогов своих оппонентов, но конкретные слова не понимали). Очевидно, что это было возможным лишь по той причине, что в Италии, как, кстати, и вообще в Европе того периода, звук не писался «вживую» — фильм впоследствии всегда полностью дублировался на тонстудии в той языковой версии, которая нужна была для проката в конкретной стране. Помимо этого, Дарио никогда не конкретизировал актерскую задачу, и зачастую исполнители узнавали о том, что за сцена им предстоит буквально за пару минут до начала съемок, что, безусловно, особым образом отражалось на их игре. Также на игре актеров весьма серьезным образом отражалась музыка из саундтрэка, которую постоянно «врубал» на площадке маэстро, чтобы исполнители персонажей его фильма «проникались» соответствующей атмосферой и настраивались на нужный лад.
История со звуковой дорожкой картины тоже весьма интересна. Дело в том, что обычно музыканты пишут музыку к фильму «постфактум», то есть в соответствии с «картинкой» композитор сочиняет музыкальные темы определенного настроения. В работе же над этим фильмом все было с точностью до наоборот. Для написания музыкального сопровождения Ардженто привлек к работе легендарный коллектив «Goblin», с которым он уже успешно сотрудничал на своем предыдущем фильме «Profondo Rosso». «Гоблинам» была поставлена задача — сделать очень тревожную и мрачную музыку, используя при этом необычные эффекты и приемы. Результат же превзошел все самые смелые ожидания — саундтрэк для фильма получился просто великолепным и наравне с самой картиной получил статус «классического», будучи в то же время революционным по своей сути. Для написания музыки коллектив отказался от «оркестрового пафоса» и вместо этого использовал немало экзотических инструментов и шумовых приемов, в результате чего получилось несколько минималистичных, но исключительно эффектных (и эффективных) музыкальных тем, которые и прокручивали актерам на площадке для более полного «вхождения в образ».
Что касается самих актеров, то среди них есть немало интересных личностей. Основного персонажа ленты, американку Сьюзи Баньон играет американская же актриса Джессика Харпер, которую Дарио Ардженто заприметил еще в 1974-м году в глэм-роковом мюзикле Брайана Де Пальмы «Phantom of the Paradise» и был очарован ее внешностью, которая как нельзя лучше подходила для его фильма. Надо отметить, что роль Сьюзи Дарья Николоди писала для себя, но продюсеры отклонили ее кандидатуру, настояв на приглашении американской актрисы. И надо сказать, что это никоим образом не пошло фильму во вред, а скорее даже наоборот, ибо Джессика Харпер просто-таки идеально вписалась в роль Сьюзи. Подругу Сьюзи, Сару, играет Стефания Казини, человек весьма разносторонних талантов и интересной карьеры. Снимаясь в жанровом кино, к примеру в «Дракуле Энди Уорхола» Пола Морриси, она умудрялась также играть в фильмах таких маститых европейских режиссеров, как Бертолуччи и Гринуэй, а в восьмидесятых и сама «двинулась в режиссуру», поставив немалое количество фильмов (в основном для телевидения). На роль владелицы заведения, мадам Бланк, была приглашена примадонна гламурного американского кино сороковых годов Джоан Бенетт, которая очень достойно и качественно сыграла в этой картине одну из своих последних больших ролей. В основном в картине участвуют лишь женские персонажи, а немногочисленные мужские роли очень малы и бессловесны. Однако, я думаю, особо стоит отметить появление в небольшой эпизодической роли «со словами» «Уорхолловского Дракулы и Франкенштейна» Удо Кира, играющего здесь профессора Франка Манделла (Prof. Frank Mandel), который и рассказал Сьюзи про ведьминское прошлое основательницы балетной школы.
Говоря о фильме в целом — нельзя не восхищаться уникальным визуальным решением ленты. Потрясающей насыщенности «галлюциногенные» цвета вкупе с затейливым движением камеры и исключительно эффектным монтажом оказывают на зрителя потрясающее воздействие, заставляя проникнуться тревожной, нездоровой атмосферой фильма, что называеться, «по полной программе». Икслючительно эффективное и мрачное музыкальное сопровождение прогрессив-рок группы «Goblin» лишь усиливает «эффект присутствия» в картине, а убийства в этом фильме, пусть и немногочисленные, как всегда у Дарио сняты очень стильно и с садистским смакованием особенно эффектных деталей. Этот фильм был для своего времени очень дорогой продукцией, но все вложения продюсеров (основным из которых был отец Дарио, известный и успешный итальянский продюсер) окупились сторицей, ибо «Саспирия» стала настоящим международным хитом (особенный успех в Европе картина снискала в Италии, Франции и Германии, а за океаном особенно «прониклись» этой работой Америка и Япония) и сенсацией итальянского кинематографа, серьезно повлиявшей впоследствии на многих режиссеров не только жанрового, но и «обычного» развлекательного кино. Безо всяких скидок классика, этот фильм должен видеть и знать любой мало-мальски уважающий себя поклонник кинематографа, и если вы эту картину еще не посмотрели, то вам можно лишь позавидовать, ибо у вас знакомство с этим бесспорным шедевром еще впереди!

Автор: Сергей Меренков

Дата написания рецензии: 05/02/2003 | Комментарии (5)

Памятные цитаты:

Доктор Франк Мандел: Несчастье приносит не разбитое зеркало, а разбитый рассудок.

Дополнительные скриншоты:

Copyright for all of the graphic materials on this page belongs to its respective owners.

Оценка посетителей

Текущий рейтинг: 7.8 Голосов: 218

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
     
Идея проекта/творческая составляющая/тексты — Сергей Меренков © 2004-2017.

Яндекс цитирования

 
На главную Рецензии F.A.Q. Дополнительные материалы Форум Ссылки О Проекте