Картина начинается с серии жестоких убийств девушек в частном жилом комплексе. Убийца явно действовал безо всякого мотива и во всех случаях совершал свои злодеяния при помощи инструментов - дрели, отвертки, молотка и даже машинки по забиванию гвоздей (nailgun)! Однако пятую из своих жертв, пятнадцатилетнюю девушку Лори, убийца убивать не стал, а увез с собой. Полиция, естественно, не смогла выйти на след убийцы, и разобраться в этих ужасных событиях решает брат похищенной девушки, Джои. И вскоре он докапывается до сути происходящего, только еще раньше эту суть показывают и зрителю, в результате чего фильм на полпути делает резкий разворот на сто восемьдесят градусов, превращаясь из очередного слэшера в "психологическое кино о природе безумия"...

На самом деле, фильм этот построен очень странно - буквально в течение первых пятнадцати минут на голову зрителя "вываливают" практически все убийства, после чего картина резко тормозит и начинается довольно тягомотная часть "расследования", после чего также неожиданно нам показывают убийцу и на протяжении еще получаса рассказывают о его мотивах и показывают очевидное безумие этого человека. Ну, а концовка фильма настолько же безумна, насколько безумны поступки и мотивы основных участников событий...

Этот фильм - очередная сверхдешевка из эры b-movies конца семидесятых, когда продюсеры наперебой предлагали американским зрителям все более и более "откровенные" фильмы из жизни простых маньяков и серийных убийц. И эта картина вполне могла бы затеряться среди сотен, если не тысяч ей подобных, если бы не некоторые моменты, которые выделяют ее из общего числа. Моменты эти связаны с актерами и историей ее создания, разумеется.

Начать, пожалуй, стоит с того, что практически никто в этом фильме играть нормально не умеет. Особенно это касается сцен убийств, которые сделаны просто смехотворно, причем плохо буквально все - и "актерская игра", и "спецэффекты", и монтаж. Однако первый момент, который выделяет этот фильм из числа тогдашних слэшеров, связан именно с убийством: сцена, в которой Марианна Уолтер (Marianne Walter, более известная в мире порно под псевдонимом Kelly Nichols), фотомодель и порнозвезда, принимает ванну, мастурбирует в ней, после чего чуть ли не пять минут бегает голая от убийцы с нэйлганом по всей квартире, вошла в анналы мировой истории slasher/sexploitation кино :) И надо сказать, что это единственное убийство в фильме, где жертва хоть немного правдоподобно изображает страх и борьбу за жизнь (правда, вот оргазм она изображает так себе ;)), за что спасибо надо сказать Келли Никольс. Второй аспект этого фильма, привлекший к нему внимание, - это два актера, играющие роли убийцы и основной жертвы - ветеран американского кино Кэмерон Митчел, и бывшая "актриса-ребенок" Пэмелин Фердин. Кэмерон Митчел - ветеран американского кино и телевидения, снимавшийся в свое время для крупных студий (в частности он имел контракт с MGM), а под конец своей карьеры соглашавшийся на любую работу, только бы получить очередной paycheck. В этом фильме он играет убийцу, поехавшего на почве религиозности и борьбы с "растлением", а также на фоне гибели в автокатастрофе его единственной дочери. Его безумные речи весьма банальны, и использует актер одни из самых распространенных клише в показе "опасных безумцев", но на фоне всего остального это тянет чуть ли не на Оскара. Пэмелин Фердин, еще ребенком снявшаяся более чем в тридцати фильмах, в свою очередь, играет его жертву, похищенную девушку Лори, которая также от перенесенных потрясений потихоньку начинает сходить с ума, но ее игра при этом весьма естественна, и актриса передает ментальную трансформацию своего персонажа очень даже хорошо, безо всяких скидок на в общем-то ужасный уровень всего фильма.

Удивительно, но при всех своих недостатках этот фильм не так уж и плох, как может показаться на первый взгляд, и желания нажать на клавишу "Stop" во время просмотра вовсе не возникает. Да, в нем ужасные актеры (за некоторым исключением), смехотворные убийства и банальные диалоги/мотивации, но при этом в нем звучит потрясающая, очень грустная и безысходная музыкальная тема (ведущую роль в которой исполняют фортепиано и виолончель), которая придает многим моментам фильма довольно жуткую атмосферу. Хотя монтаж всей картины в целом оставляет желать много лучшего, некоторые эпизоды выполнены очень стильно и неожиданно, что никак не вяжется с банальщиной всего остального материала. Ну и конечно - концовка, один из самых больших плюсов ленты, концовка очень хороша и действует на зрителя по-настоящему удручающе!

Большим кассовым успехом в прокате картина не пользовалась, но незамеченной не прошла, вызвав бурю протеста в связи с неприкрытым и циничным показом изощренного насилия над женщинами. В частности, был весьма не рад Кэмэрон Митчелл, на которого наравне с режиссером сыпалось наибольшее количество упреков в связи с его ролью в этой картине. С тех пор, надо сказать, немногое изменилось, и до сих пор общество старается списать все возрастающий уровень насилия на кинематографистов, в то время как неплохо было бы задуматься о собственной природе... Картина эта явно на любителя, но тем, кому небезразлично культовое кино, а с течением времени "The Toolbox Murders" стал небольшим культом, я думаю, будет интересно посмотреть данный фильм. Что же касается более "мэйнстримовой" аудитории, то для нее это будет не лучший вариант "домашнего семейного просмотра"...