Современный Лос-Анджелес. Дуглас Холл, директор одного из подразделений компьютерной корпорации, страдает приступами амнезии. Однажды утром он просыпается в своей фешенебельной квартире и обнаруживает в ванной окровавленную рубашку. Позже ему становится известно о том, что этой ночью убили его непосредственного начальника и хорошего друга Хеннона Фуллера, основателя и владельца корпорации, в которой работал Дуглас, и которая проводила исследования по созданию и моделированию виртуальной реальности, наиболее приближенной к реальности "реальной". В убийстве подозревают его. Обнаружив на своем автоответчике сообщение от Хеннона, что тот оставил ему личное послание в системе, Дуглас отправляется за ним в виртуальную модель 1937 года...

"Я мыслю, следовательно, я существую" - именно эти слова были выбраны в качестве эпиграфа к фильму, поставленному по научно-фантастической повести Дэниэля Ф. Галоя "Симулакрон-3" ("Simulacron-3," Daniel F. Galouye). Отправившись в симуляцию реальности 1937 года, Дуглас находит письмо своего шефа, в котором говорится: "Попытайся уехать из города, не обращая внимания на любые заграждения и запретительные знаки. Уезжай туда, куда бы ты никогда не поехал, и ты сам все увидишь". И действительно, Дуглас все увидел. Он оказался на "краю мира", где привычный ландшафт плавно переходит в построенную на компьютере проволочную модель, каркас для несуществующего мира...

...Мы живем в реальности, которой нет. Это всего лишь программа, заложенная в неком суперкомпьютере. Мы лишь виртуальные личности, которыми можно с легкостью манипулировать, у которых нет будущего и нет прошлого. Весь наш мир - иллюзия, прихоть чьего-то разыгравшегося воображения, миф, легенда... То, что мы видим - реально лишь для нас, но виртуально для других. Мы - заложники тесного мирка, созданного искусственно и живущего по искусственно созданным законам... И это страшно.

Пожалуй, один из самых интересных и неординарных научно-фантастических фильмов 1999 года, "Тринадцатый Этаж" в визуальном и техническом планах выполнен просто безукоризненно. Восстановленная "реальность" тридцатых годов просто поражает, а художнику по костюмам нужно дать отдельную премию. С точки зрения режиссуры и актерской игры, фильм опять же выше всяких похвал. Актерские работы сильны и весьма убедительны, притом что задача перед ними стояла непростая и далеко не тривиальная - реалистично показать две, абсолютно разные личности в одном теле. И надо сказать, что все без исключения актеры со своей задачей справились идеально - им веришь, веришь в то, что это два разных человека, друг на друга абсолютно непохожие... Что же касается режиссуры, то тут видна уверенная рука профессионала, прекрасно знающего, что он хочет увидеть и как этого добиться.

Поставь под вопрос реальность - реальна ли наша с вами "реальность", или это плод чьей-то бурной фантазии или амбиций? Фильм заставляет задуматься над огромным количеством вопросов и не дает ни одного ответа... Постепенно становится страшно...