Пожалуй, никто не будет спорить, что Новая Зеландия находится "на отшибе" мирового кинопроцесса, однако - наверное, во многом благодаря этому факту - весьма внушительное количество новозеландских фильмов являются, безо всяких скидок, шедеврами. Видимо, когда нет сильнейшего гнета студийной системы, а множество фильмов полностью или частично спонсируются государством (New Zealand Film Comission), - благодаря этому кинематографисты имеют намного больше возможностей заниматься, собственно, творчеством. Это дает свои плоды в виде внушительного (в процентном соотношении) количества очень хороших, а зачастую и просто гениальных фильмов, производящихся на зеленых островах. С фильмом "Урод" ситуация именно такая - это настоящий шедевр, о котором, к сожалению, широкая публика мало что знает.

"Урод" - это дебютная полнометражная (двумя годами ранее он снял короткометражку "Игра Без Правил" (A Game With No Rules (1994), получившую высочайшие оценки критики) картина молодого новозеландского режиссера (и сценариста) Скотта Рейнольдса, но "дебютным" этот фильм назвать весьма трудно, ибо на экране видна работа не ученика, а твердая, грамотная рука настоящего мастера и талантливого человека. Для дебюта качество картины просто потрясающее, и если не знать того факта, что это первая полнометражная лента режиссера, то догадаться об этом во время просмотра совсем не представляется возможным - скорее подумаешь, что фильм снят уже зрелым мастером, не один десяток лет оттачивавшем свое кинематографическое мастерство! Причем это касается не только драматургии и кинематографии, но и сугубо технических вещей, которые в этом фильме выполнены просто идеально.

Молодой человек Саймон Картрайт - серийный убийца, вот уже пять лет безвылазно сидящий в психиатрической клинике. По его просьбе к нему направляют знаменитого психиатра, специалистку по серийным убийцам и прочим социально опасным психопатам, доктора Карен Шумейкер, которая должна будет провести с ним серию сеансов и дать свое профессиональное заключение. И Карен постепенно начинает проникать в сознание убийцы, пытаясь понять, что заставляло Саймона убивать своих жертв без какой бы то ни было определенной схемы. Просто ли ему нравился процесс убийства, или все же за его действиями стояло нечто большее? Ответ на этот вопрос Карен получит перед своей собственной смертью...

Казалось бы - уж сколько было подобных фильмов-исследований сознания серийных убийц... Среди этой бесконечной череды был и откровенный мусор, и средненькие фильмы, и очень хорошие, и даже настоящие шедевры. Вроде бы ничего нового сказать на эту тему уже нельзя, тем более как-то все по-новому показать, но оказалось, что при наличии таланта - можно все, и данный фильм не только не копирует своих предшественников, но и является намного оригинальнее большинства из них! Повествовательная линия картины выстроена настолько неожиданно и оригинально, что зритель действительно буквально "проникает" в самое сердце сознания убийцы - постепенно начинаешь понимать его поступки, причины оных и даже страдания, который испытвает Саймон - они буквально физически ощутимы. Очень оригинально решены "флэшбэки" Саймона, в которых реальность давно произошедших событий причудливым образом переплетается с реальностью его сегодняшнего положения - пациента на приеме у психиатра, смонтировано это просто бесподобно! Вообще, визуальное решение фильма поистине гениально - с самого первого и до самого последнего кадра фильм держит зрителя в напряжении, своими яркими визуальными образами создавая болезненную и тревожную атмосферу безумия и бессилия перед ним. Человек начинает чувствовать, что постепенно он сам становится заложником собственных страхов и фобий, которые в любой момент могут материализоваться во вполне конкретные поступки - убийства. И самое страшное, что на то есть свои причины!

Брутальные спецэффекты для фильма, а в основном это сцены убийств, создавала компания Weta Ltd., принадлежащая гениальному Питеру Джексону (кстати, ему и его жене Фрэнсис Уолш в конце фильма идет отдельная благодарность), и тот факт, что кровь в этом фильме исключительно черная, очень сильно добавляет ленте не только сюрреализма во многих моментах, но и дополнительной мрачности и без того очень нездоровой атмосфере ленты. Но это все технические детали, которые хоть и необходимы и очень важны для визуального решения картины, но в конечном счете они не делают фильма - его делают актеры. И актерские работы в этой ленте очень сильны! Паоло Ротондо бесподобен в роли Саймона - он играет без надрыва, но именно это обманчивое внешнее спокойствие и заставляет бежать мурашки по коже, ибо очень хорошо понимаешь, что внутри этого человека - настоящий монстр, который только и ждет момента, чтобы вырваться наружу. Ребекка Хобс (кстати, актриса и внешне, и манерой своей игры весьма сильно напоминает Кэйт Уинслет, снявшуюся тремя годами ранее в "Небесных Созданиях" Питера Джексона) очень хороша в роли доктора Карен, поначалу самоуверенная и чувствующая себя в полной безопасности, после своего путешествия по внутреннему миру Саймона Картрайта она уже далеко не так уверена в себе, своей правоте, да и собственной безопасности. Дженнифер Уорд-Лиланд замечательно исполнила роль властной, насильственной и психически неуравновешенной мамаши Саймона, а Рой Уорд весьма колоритен в роли более чем странного начальника психиатрической клиники.

Этот фильм действительно великолепен - в нем все идеально - драматургия, съемки, актерская игра, монтаж, режиссура, звуковое и музыкальное оформление и т. д. Это потрясающее по своей силе исследование сознания серийного убийцы с очень нездоровой, депрессивной атмосферой и уникальным визуальным стилем. Безусловно, этот фильм стоит посмотреть каждому поклоннику сильного, талантливого и оригинального кинематографа, ибо это настоящий шедевр. Хотя точку зрения авторов на то, что все проблемы личности - они родом из детства, я не разделяю...