Новое поколение зла от маэстро ужаса...
Готовься к рассвету.
После продолжительного творческого кризиса, во всяком случае, созданные за этот период фильмы («Village of the Damned» (1995) и «Escape from L.A.» (1996)) к числу успехов явно не отнесешь, легендарный и мегакультовый режиссер Джон Карпентер наконец-то порадовал нас своей новой работой, которая в моих глазах его стопроцентно реабилитировала. Практически во всех фильмах мастера принимает участие сильный и неординарный актерский состав, причем с некоторыми исполнителями режиссер сделал не одну совместную ленту (Kurt Russell, Jamie Lee Curtis, Sam Neill), не изменив себе и на этот раз. Колоритные персонажи на страницах сценария требовали подбора не менее колоритных и харизматичных исполнителей, что и было проделано с блестящим успехом.
Прожженного жизнью, немногословного и циничного лидера группы уничтожителей вампиров играет Джеймс Вудс, внешность и общая харизма которого как нельзя лучше подходят для этой роли. Скупыми, но четкими и уверенными мазками он кладет краски на холст психологического портрета своего персонажа, — почти никакой мимики, четкий голос, циничные реплики и молниеносные, продуманные действия — вот те выразительные средства, которыми манипулирует Вудс, играя своего персонажа. У зрителя не возникает никакого сомнения, что перед ним действительно человек, которому убить, — что плюнуть, потому что это его работа, и он действительно знает в ней толк...
Помощника и лучшего друга Джека играет Дэниел Болдуин, один из многочисленной актерской династии Болдуинов. Он изображает эдакого здоровенного деревенского рубаху-парня, местами сентиментального, хотя его профессия не предполагает проявления таких чувств. Он так же, как и Джек, отлично знает свою работу, но сентиментальность явно не способствует выживанию...
Симпатичная актриса Шерил Ли известна нашему зрителю по роли Лоры Палмер (Laura Palmer) в сериале «Твин Пикс» («Twin Peaks») и его полнометражной киноверсии «Твин Пикс: Огонь иди со мной» («Twin Peaks: Fire Walk with Me», 1992). Видимо, ее кастингом Джон Карпентер решил показать всему миру, кто же на самом деле убил Лору Палмер :) Ли играет проститутку Катрину, укушенную самим Повелителем Тьмы и взятую нашими бравыми ребятами в качестве живой видеокамеры слежения, ибо у вампира и укушенной им жертвы, оказывается, существует телепатическая связь, благодаря которой жертва видит многие события глазами своего будущего хозяина. В этой роли красотка Ли действительно бесподобна. Ей удалось ярко и выразительно показать постепенную трансформацию человека в создание тьмы, замену одного жизненного цикла другим и все физиологические и ментальные реакции, связанные с этим процессом. Ну а ее вампирская ухмылка исключительно очаровательна...
Томас Ян Гриффит идеально вписался в роль «Самого Главного Вампира» (рука автоматом тянется дописать «всех времен и народов»). Мало того, что его внешность (не без помощи специального грима, конечно) вполне соответствует расхожим представлениям о внешнем виде «кровососущих», так и играет он вполне экспрессивно (не отходя, в прочем, от основных канонов жанра), создавая на экране эффектный ореол вечного мрака и холода смерти.
Известный и харизматичный европейский актер Максимильян Шелл играет здесь стареющего кардинала, испуганного перспективой скорой смерти. Того цинизма и снисходительной иронии, которую он продемонстрировал зрителям в своем последнем монологе, с лихвой хватило бы еще на несколько персонажей. Ну а Тим Гуини является человеком, умудрившемся засветиться сразу в двух «блокбастерных» вампирских фильмах киносезона 1998-го года, — «Vampires» и «Blade». Здесь он исполняет роль молодого священника, посланного кардиналом присматривать за деятельностью Джека и остатка его команды. Естественно, в течение фильма мы можем наблюдать, как из робкого, еще «не нюхавшего пороху» вампирских битв и делающего массу глупостей неопытного священника он превращается в «видавшего виды» парня, орудующего незамысловатыми орудиями уничтожения не сильно хуже Джека.
Теперь, я думаю, будет уместно сказать несколько слов о сюжете. Фильм поставлен по мотивам повести Джона Стикли «Вампиры» (John Steakley's «Vampire$») и повествует о том, как небольшая группа уничтожителей вампиров во главе с Джеком Кроу пытается противостоять Повелителю Тьмы, — самому первому, «основному» вампиру по имени Валек, который мечтает обрести способность существовать при дневном свете. Оказывается, в возникновении такого явления как вампиры повинна сама католическая церковь, которая, кстати, и финансирует работу Кроу и его команды. В далеком четырнадцатом веке священник Валек восстал против церкви, за что был подвергнут древнему, запрещенному ритуалу изгнания демонов. Происходило это во французском местечке Берзье, но что-то, как всегда, прошло не так, и в результате святые отцы получили существо, тело которого мертво, но дух никуда не вознесся, — вампира. И теперь цель Валека — отыскать Крест Берзье, с помощью которого из него пытались изгнать злых демонов, дабы завершить процесс обращения и получить, наконец, возможность существовать при свете солнца, возможность, благодаря которой уже ничто не смогло бы остановить победоносное шествие вампиров... Естественно, небольшая кучка людей во главе с Джеком Кроу старается помешать осуществлению этого плана, используя весьма экстравагантные методы. Они возят с собой укушенную Валеком проститутку Катрину, которая вот-вот превратиться в вампира (по версии Карпентера, процесс превращения длится 48 часов), но пока еще снабжает их информацией о приблизительном местонахождении Валека, так как имеет с ним телепатическую связь...
Впрочем, сюжет в этом фильме не является главным, хотя он довольно оригинален, главное тут — визуальное и стилистическое решение фильма, а также тотальное наплевательство режиссера на столь популярную в Голливуде последнего времени «политкорректность». Стилистически картина решена в концепции вестерна, и это видно буквально с первых же кадров — плавное движение камеры по предрассветной прерии, пролеты над каньонами и выжженными солнцем плато, места, в которых развивается львиная доля действия фильма — все это стилистика вестерна. Этой же стилистике соответствуют и костюмы главных героев: Валек ходит (и летает) в длинном черном плаще до земли, что моментально вызывает в памяти образ эдакого «крутого» бандита из многочисленных вестернов, что, кстати, лишь добавляет Яну Гриффиту стильности; Монтойя щеголяет в ковбойском наряде с широкополой шляпой, а Кроу облачен в классические джинсы и черную кожаную куртку...
Музыка, традиционно написанная и исполненная самим Джоном Карпентером, также выполнена в духе неторопливого вестерна, хотя заглавная композиция очень похожа на песню «It's A Dark Night» из кинофильма «От Заката до Рассвета» («From Dusk Till Dawn», 1996), что заставляет буквально после каждого аккорда ждать, когда же наконец последует знакомый проигрыш и грянут слова «It's a dark night»... но ожидания напрасны :) Некоторые моменты ленты являются очевидными отсылками к классике жанра, вроде одного из самых стильных эпизодов фильма, когда группа вампиров во главе с Валеком в лучах предзакатного солнца, с трудом пробивающихся сквозь кроваво-красные облака, вылезают из своих земляных могил и дружным строем идут по пустынному пыльному плато... Вообще, запоминающихся моментов в картине очень много — начиная от способов, коими наши бравые ребята уничтожают вампиров, и заканчивая некоторыми особо смачными эпизодами. В частности, когда героиня Шерил Ли, уже превратившись в вампира, кусает Монтойю, отгрызая при этом кусок кожи и смачно, с прихлебыванием, пьет его кровь, после чего выходит из машины и с дьявольской ухмылкой, не торопясь, идет по шоссе, со льющейся из полуоткрытого рта прямо на грудь свежей кровью... Или один из популярнейших способов укротить вампира — выстрелить в него из арбалета стрелой с привязанным тросом, и с помощью автомобильной лебедки вытащить его на свет божий, где он благополучно сгорает как свечка :) И таких вот угарных моментов на протяжении всего фильма предостаточно...
Что же касается так называемой «политкорректности», весьма популярной в голливудском кино последнего времени, то в фильме Карпентера ее не просто нет, а наоборот, я бы сказал, что «Вампиры» экстремально антиполиткорректны, что не может не радовать. Главные действующие лица — сплошь белые, и черные личности встречаются на протяжении всего фильма лишь в мелких эпизодах, да и то, в качестве вампиров, которых благополучно убивают. Церковь в фильме, а всем известно, что американцы — очень религиозная и набожная нация, — сборище лицемеров, которые при легком запугивании тут же раскрывают всю «секретную» информацию, и даже более того, сотрудничают с вампирами, существами, ею же и порожденными. Священников тут убивают легко и непринужденно, а так же всячески издеваются над ними. С женщинами в картине тоже не церемонятся, обращаясь с ними практически как с животными, что на фоне прокатившихся недавно скандальных процессов о «sexual harrasment» выглядит довольно вызывающе. Тут, впрочем, нечему удивляться, ибо на протяжении всего фильма мы не видим ни одной «нормальной» женщины, — все они либо шлюхи, либо вампиры, либо и то и другое одновременно :) В общем, Карпентер «опустил» в своем фильме всё (и всех), что только можно, получив при этом прокатный рейтинг «R» (за натуралистичный показ насилия и крови, а так же за ненормативную лексику и сексуальность), который не помешал маэстро за первый уик-энд показа собрать около девяти миллионов долларов, оказавшись на первой строчке бок-офиса...
Вообще, на протяжении всего фильма тебя не покидает мысль, что ты смотришь еще более «стебный» вариант от «Заката до Рассвета», в основном благодаря замечательным диалогам и циничному чувству юмора. Для ленты является нормой диалоги следующего содержания: (Джек отцу Адаму) «Падре, скажи мне, только честно. Когда ты воткнул копье этой вампирше, у тебя встал?». Или (Джек Монтойе, укушенному Катриной): «У тебя есть два дня чтобы уехать, но знай, друг, что я найду тебя... и убью» и т.п. В заключение могу сказать только одно, — всем, кто любит стильное, обильно приправленное цинизмом и черным юмором кино, этот фильм рекомендуется для приобретения, а остальные могут с ним просто ознакомиться, не покупая.