На данный момент в Голливуде Стивен Соммерс, пожалуй, единственный человек, который умудряется выбивать из студий бешеные деньги для постановки мегабюджетного трэша :) И хотя начиналась его кинокарьера в начале девяностых с адаптаций классических литературных произведений - "Приключения Гека Финна" и "Книга Джунглей" (The Adventures of Huck Finn (1993) & The Jungle Book (1994), в обоих фильмах он выступил как сценарист и режиссер), поворотным этапом для Стива стал 1998-ой год, когда он "нагрел" студию Диснея (точнее, ее дочернюю компанию Buena Vista) почти на сто миллионов долларов трэш-блокбастером "Deep Rising", который шел в нашем прокате под названием "Подъем с Глубины". При бюджете в сорок пять миллионов долларов и почти таких же затратах на рекламу, фильм собрал в кинотеатрах Америки всего одиннадцать миллионов, после чего Соммерсу дорога в студию Диснея была закрыта :) Но Стив и глазом не моргнул, отправившись на Universal со сценарием адаптированного римейка классического хоррора 1932-го года "Мумия" (The Mummy). Каким образом ему удалось заставить студийных боссов раскошелиться на 80 миллионов (притом, что буквально двумя месяцами раньше его "Deep Rising" с треском провалился), достоверно неизвестно (хотя ходят упорные слухи, что за него «замолвил словечко» один из "голливудских авторитетов" класса Джорджа Лукаса), но факт остается фактом - студия дала ему денег, отправила в марокканскую пустыню снимать и... впоследствии нисколечко не пожалела, ибо только в первый уикенд своего проката фильм собрал сорок три миллиона долларов, в конечном счете опустошив карманы американцев на сто пятьдесят пять миллионов. Причем за пределами "самой демократичной демократии" картина собрала почти в два раза больше - целых двести шестьдесят миллионов! Поняв, что дело "выгорело", через два года "Мумия Возвращается" с бюджетом в сто миллионов и собирает у себя на родине двести, а за океаном все двести тридцать. Круто! На радостях от столь внушительного успеха обоих "Мумий", Стивена Соммерса даже ввели в совет директоров Universal, и тут он понял, что теперь ему доступно ВСЕ :) Что ж, новые мегапроекты не заставили себя долго ждать, и на горизонте появился Ван Хельсинг...

Точнее, появился он еще в 1994-м году, когда сразу после успеха копполовского "Дракулы" ("Bram Stoker's Dracula", 1992) возникла идея прямого сиквела с Энтони Хопкинсом (Anthony Hopkins) в главной роли "доброго доктора". Однако сразу дело не заладилось, и проект отложили "до лучших времен", которые и наступили в начале двадцать первого века, правда, от оригинальной идеи к этому времени ничего, кроме названия, и не осталось. Чтобы впоследствии студия имела эксклюзивные права на "нового Ван Хельсинга", имя классического героя книжки про Дракулу было изменено с Абрахама (Abraham Van Helsing) на Габриэля, и на свет появился сводный братишка престарелого доктора, молодой и статный Габриэль Ван Хельсинг, эффективно и в неимоверных количествах крушащий вампиров и прочую нечисть с использованием последних достижений науки и техники :) Итак, кто же такой "мистер Ван Хельсинг"?..

...На протяжении многих веков в мире идет борьба добра со злом, и со стороны Господа боевыми действиями заведует некое тайное братство святых отцов, в подпольных лабораториях которого денно и нощно идет разработка самых передовых методов уничтожения различного рода ведьм, демонов, вампиров и прочей нечисти. Естественно, всю грязную работу по фактическому уничтожению злобных тварей выполняют не монахи, а "святой спецназовец" Ван Хельсинг, с помощью эффектных подручных средств и игнорирования законов физики крушащий мерзкие рыла направо и налево :) Как раз только что "замочив" мистера Хайда (а с ним и доктора Джекиля, разумеется ;)) в Париже девятнадцатого века, Ван Хельсинг прибывает в Ватикан на инструктаж, где ему и сообщают, что надо срочно ехать в Трансильванию помогать последним представителям королевского рода предводителей цыган Валериусов справится с местным "беспредельщиком" Дракулой. Задание это срочное и крайне серьезное, поэтому помимо самых последних технических разработок в деле борьбы со злом (в виде складных серебряных колов, бутыли со святой водой, револьверов и арбалета-самострела со сменным картриджем стрел) Ван Хельсинг берет с собой в "командировку" и ученого-послушника Карла, авось пригодится. Ну все, теперь берегись, Дракула, до зубов вооруженный Ван Хельсинг едет!

Будучи большим поклонником не только классической литературы, но и черно-белой хоррор-классики от Universal (которая, собственно говоря, и запустила в тридцатых годах прошлого века все основные "серии" - про Дракулу, Франкенштейна, Мумию и Вольфмэна), Соммерс с огроменной фигой в кармане открывает свой фильм черно-белым монтажом кадр-в-кадр повторяющим один из финальных эпизодов "Франкенштейна" 1931-го года, правда здесь в логове Франкенштейна вдруг появляется Дракула, и на то у него есть свой резон :) Это он, граф Дракула, оборудовал лабораторию для пытливого доктора в своем трансильванском замке, и теперь с нетерпением ждет результатов экспериментов по оживлению мертвой плоти, ведь за четыреста лет да с тремя невестами детишек настругать у него получилось изрядно, да незадача вышла - у ходячих мертвецов и дети рождаются мертвенькими, а если у Франкенштейна все получится, то и потомство графа зазеленеет, заколосится... ;) План гениальный, что и говорить, но Ван Хельсинг уже рядом, и осуществиться первому не суждено, точнее, суждено, но лишь отчасти. Со скорострельным арбалетом в одной руке и крутым бедром Кейт Бэкинсэйл в другой, бывшая австралийская "Росомаха" (роль в фильме "Люди Икс", принесшая актеру всемирную известность) Хью Джекмен стреляет, летает, прыгает и скачет по экрану как заведенный, не давая и минуты покоя исчадиям ада. А некоторые исчадия, надо сказать, весьма и весьма симпатичные. Я имею ввиду трех невест Дракулы, которые имеют замечательное свойство превращаться из сексапильных пышногрудых девиц в эффектных летающих горгулий, правда, без ярко выраженных анатомических подробностей ;) Ну это и понятно, фильму все-таки PG-13 рейтинг присвоили, детишки смотрят, поэтому, хотя горгульи эти и летают "вроде обнаженными", но сосков на силиконовых грудках у них нет, да и между ножек ничего не проглядывает, а жаль. Видимо, чтобы хоть частично компенсировать для мужской части аудитории сии недостатки, клыки у девушек ну о-о-о-чень длинные... ;)

Вообще, количество сваленного здесь в кучу "легендарного барахла" подсчету поддается с трудом - тут есть всё и все, кроме мумии, но это и понятно, ведь Стивен посвятил этому персонажу целых два полнометражных фильма, пора и честь знать. А так, как в старые добрые времена картин "Дракула против Франкенштейна" тут есть и Дракула (с невестами), и Франкенштейн, и его ДОБРЫЙ (!) монстр, и оборотень (a.k.a. Wolfman), и мистер Хайд (в начале), и сам старина Ван Хельсинг (в "обновленном", правда, варианте), и горбатый обиженный жизнью помощник Франкенштейна Игорь (кстати, в исполнении давнего друга Соммерса и участника многих его проектов, актера Кевина О'Коннора (Kevin J. O'Connor), для которого эта роль специально и писалась, и которого ни за что не узнать в сложном гриме), и подпольный ватиканский религиозный орден (масоны?!), и даже многотысячная армия детей (!) Дракулы... Для полного счастья только Джека Потрошителя с Шерлоком Холмсом и инопланетянами тут не хватает :) Ну, а так как ничего святого для Стива нет, то и прикалывается он над расхожими клише и штампами подобных фильмов вовсю, причем как вербально (через речь своих персонажей), так и визуально - различного рода комедийными гэгами и синефильскими отсылками к многочисленной классике жанра. А уж "готических" штампов в этом кино просто не счесть, благо материал для этого подходит как никогда - Трансильвания все же, мрачные замки, снег, полная луна... Кстати, о луне. Авторов фильма нисколько не смутил тот факт, что полнолуние бывает раз в тридцать дней, но в этом кино полная луна, по-моему, висит постоянно на протяжении как минимум недели :) Зато привнесено кое-что новенькое в концепцию перерождения человека в оборотня и обратно - при процессе трансформации тут оборотни просто сдирают с себя человеческую кожу, как бы распирая ее изнутри. Эффект получился очень интересным и смотрится свежо.

Кстати, об эффектах. Понятное дело, что фильм этот, как сказали бы американцы, "the non-stop roller-coaster ride", до отказа заполненный экшеном, компьютерными спецэффектами и минимальным количеством "лирических отступлений", нужных, по сути, лишь для того, чтобы зритель сумел перевести дух в длинной череде грандиозных экшен-эпизодов один круче другого. Но тут-то нас и поджидают некоторые негативные моменты фильма. Конечно, все прекрасно понимают, что по сути дела это кинокомикс про супергероя, и что действует этот персонаж в выдуманном мире, где можно лепить все что угодно, но господа, зачем же так откровенно и в таких количествах игнорировать элементарные законы физики и здравого смысла? Даже в фильмах-комиксах про Бэтмана, к примеру, не было столь громадного количества откровенно ненатуралистичных и бредовых сцен, где герои (не монстры, надо заметить, с ними то все понятно, а "вроде бы как люди"!) летают и падают с головокружительной высоты, проламывают головами и прочими частями тела кирпичные стены, где их мутузят почем зря трехметровые оборотни и прочие мистеры Хайды, а им хоть бы хны - упал со стометровой высоты, отряхнулся, и "снова в бой" - красота, да и только :) Помимо этого, напрягает просто тотальное засилье откровенной компьютерной графики и полностью компьютерных персонажей. Опять же, повторюсь, понятное дело, что это комикс, но господа, СМОТРИТСЯ это местами уж очень топорно и откровенно утомительно, ибо этой самой графики во многих эпизодах ТАКОЕ ГРОМАДНОЕ количество, что помимо нее, по-моему, и вообще ничего нет, а я тут не на "Final Fantasy" пришел смотреть, а все-таки в КИНО... Это основной, с моей точки зрения, недостаток, плюс второстепенный - некоторая затянутость ленты и смазанная концовка. 132 минуты для почти непрекращающегося компьютерного мочилова, это, по-моему, все же перебор, ибо в начале "долго запрягают", а в конце "очень быстро приехали" - есть некий дисбаланс, который несколько портит общее впечатление от фильма.

Однако, несмотря на вышеперечисленные недостатки, лично у меня общее впечатление от картины сложилось сугубо положительное, и если бы не эти раздражающие моменты, то фильм был бы просто отличным. А что, ведь нечасто снимают столь откровенно китчевый и самопародийный трэш за 160 миллионов долларов, который к тому же доставит массу удовольствия не только жующей попкорн публике, на которую рассчитаны большинство экшен-сцен и тотальное засилие компьютерной графики, но и знатокам-синефилам, для которых по всей ленте разбросано огромное количество сюрпризов и хохм, как явных, так и скрытых. Праздник жизни, да и только - в Трансильвании все хлещут абсент, бывшая вампирша из "Другого Мира" Кейт Бэкинсэйл переродилась в непримиримого борца с вампиризмом, детишки Дракулы налету взрываются, как наполненные водой презервативы, а сам граф имеет ярко выраженный е...ский шнобель, плюс не прочь эксцентрично пофилософствовать ;) Добавьте ко всему этому ультрапафосно-помпезное музыкальное сопровождение Алана Сильвестри (Alan Silvestri), и можно смело преклонять перед Стивом Соммерсом колено - это истинный король! На том и порешили... ;)