Слово «инцест» для человечества значит очень и очень многое. С этого слова можно безбоязненно начать свой курсач или диссер, но в данной ситуации нас интересует инцест в очень определённых обстоятельствах, безо всяких там королей.

На самом деле, сегодня мы хотим поговорить о картине «Поворот не Туда». Да, казалось бы, затрапезный слэшер, однако поговорить всё-таки есть о чём. Например, почему именно «Поворот не Туда» породил аж 5 сиквелов? Почему, несмотря на скромные кассовые сборы, он входит в топы различных рейтингов (в том числе IMDB)? И что он вообще из себя представляет: полноценный фильм или склейку видео-омажей на классические хорроры об американском Юге? За ответами придётся с головой окунуться в историю.

Итак, для американского Юга инцест стал таким же несмываемым клише, как банджо, тростник в зубах, производство самогона и джинсовые комбезы. Стоит ли говорить, что это всего лишь стереотип? Однако, как и все стереотипы, он зиждется на вполне себе непреклонных фактах.

Старые добрые 1860-е... Молодая и амбициозная Америка поделилась на две части: урбанизированный промышленный Север и сельский аграрный Юг. На Юге население весьма разрежено, поэтому во многих небольших городках браки между двоюродными родственниками не были чем-то необычным (это же справедливо не только в отношении США). А после Гражданской войны, которая от души прополола мужскую часть Конфедерации, инцест на какое-то время стал и вовсе привычным явлением.

С тех пор нестандартные отношения брата с сестрой и мамы с сыном в черте традиционно южных американских штатов претерпели определённое влияние времени и превратились в густую маслянистую гротескную картину, которую можно отчётливо лицезреть с 1970-х. Именно в 70-е вышли главные фильмы о суровой южатине. Самый значимый для мирового кинематографа – это «Избавление» (который «Deliverance») 1972-го. Джон Бурмен (John Boorman) вогнал туда все основные постулаты: инцестные дети – страшные как Советский Союз, зато на банджо играют круче Мальмстина; совершенно деградировавшее мужское население, которому по барабану, что жарить: бабу, свинью, мужика – всё едино; и немотивированная и гипертрофированная жестокость ко всему, что пришло на их земли. Всему этому противостояли Джон Войт (John Voight) и крутой как яйца Берт Рейнолдс (Burt Reynolds).

Следом, 2 года спустя, 31-летний Тоби Хупер (Tobe Hooper), кинолюбитель на всю голову, собрал корешей и студентоту на две недельки повеселиться. Веселье выражалось не в тривиальном распитии биревича, а в съёмке любительского фильма ужасов. Ну, скажите: что можно снять за 14 дней на 7 юаней в сраном Техасе? На первый взгляд – ничего, но Хупер снял «Техасскую Резню Бензопилой» ("The Texas Chain Saw Massacre", 1974). Это был мозгоразрывающий выродок, начиная от грима и игры актёров и заканчивая названием. Однако режиссёру удалось вложить туда всё, что нужно: практикующая каннибализм и инцест семья в умирающем городке вырезает хиппующую молодёжь – раз. Маньяк-лицемер (в буквальном смысле), делающий маски из кожи своих жертв, при галстуке и с бензопилой – два. Атмосфера загнивающего юга – три. А вся эта грязь и дёргание камеры очень органично сплелись с сюжетом. В итоге, вместо подзатыльника Хупер со своей «...Бензопилой» словил билет в Голливуд и звание одного из самых крутых мастеров хоррора (что он впоследствии подтвердил, сняв таких «крепышей», как «Полтергейст» ("Poltergeist", 1982) и «Давилка» ("The Mangler", 1995)).

Доконал же тему инцестных мутантов другой культовый режиссёр, который в то время (а дело было в 1977-м) ничего, кроме сомнительного «Последнего Дома Слева» ("The Last House On The Left", 1972), не снял. Речь об Уэсе Крейвене (Wes Craven). До «Кошмара на Улице Вязов» ("A Nightmare on Elm Street", 1984) было ещё далеко, и маэстро баловался, снимая «У Холмов Есть Глаза» ("The Hills Have Eyes", 1977). Ядерные испытания, южане-мутанты и убийства – всё то, что так любят дети и боятся их родители – зашвырнули эту ленту на полку «Культовые хорроры. Руками не трогать!».

И это мы не вспоминаем еще «Шоу Ужасов Рокки Хоррора» ("The Rocky Horror Picture Show", 1975), «Адский Мотель» ("Motel Hell", 1980) или «Детей Кукурузы» ("Children Of The Corn", 1984) - с тех пор американский Юг навсегда прослыл как место обитания реднеков-убийц, для которых ничего святого, кроме жевательного табака, банджо и самогона, не существует.

Тема эта обыгрывалась всегда и везде: даже в «Секретных Материалах» ("The X-Files", 1993-2002) в четвёртом сезоне есть эпизод «Home», удивительно похожий на «Поворот не Туда», только ещё ядрёней: там три реднека пороли собственную безрукую и безногую мать для увеличения численности семьи. Да и в нулевых подобные сюжеты не лишились своей актуальности («Убойные Каникулы», «Выродки», «2001 Маньяк»), возможно, чуть потеряв в лоске. Зато теперь речь шла уже не только о Техасе: Луизиане ("Hatchet", 2006) и Австралии ("Wolf Creek", 2005) тоже достаётся. Даже французы врубились, что и у них на задворках далеко не Версаль, и принялись клепать кинцо о страшном окраинном быдле («Граница», «Шайтан»), а англичане на своих островах давным-давно в теме, и речь тут не только о «Коттедже» ("The Cottage", 2008)...

И вот, наконец, мы подходим к 2003-му году. Роб Шмидт, не имеющий за душой ничего, кроме «Преступления и Наказания По-американски» ("Crime + Punishment in Suburbia", 2000), берётся за сценарий Алана МакЭлроя (Alan McElroy) под названием «Поворот не Туда». Сюжет прост, как один доллар: некий Крис Флинн, выпускник, красавец и умничка, едет на собеседование из одного города в другой на своём «мустанге», но вот незадача: какая-то фура с химикатами перевернулась, и вся дорога стоит. Опаздывать очень не хочется, и Крис сворачивает на глухую объездную дорогу, на которой влетает в машину с какими-то юными олухами. Олухам прокололи шины, и теперь всей честной компании предстоит идти через лес, дабы найти телефон и эвакуатор. Эти поиски заводят героев прямиком в домик трёх реднеков-каннибалов, которые после нескольких поколений инцестных связей не чувствуют боли, не ведают жалости и сильны, как Чак Норрис.

Бюджет у «Поворота» был неплохой: 12 с половиной миллионов – это вполне себе сумма для жанрового кинца. А вот сборы были совсем неинтересными - 15 миллионов в США. В чём же дело? Как фильм выплыл среди прочих?

Дьявол кроется в деталях. Во-первых, Шмидт осознанно снимает свою картину, опираясь на 70-е. Чем больше 70-х в кадре – тем лучше. Сюжетные ходы, каноны и отсылки на классику – всё это есть. Сцена в логове каннибалов – это вылитый Хупер, три выродка – это Хупер + Крэйвен, а «Избавление» упоминается прямо в кадре. Кто курит марихуану, трахается или обсуждает секс – умирает, так ещё Джейсон Вурхиз (Jason Voorhees) сказал. Другие стереотипы также звучат от самих персонажей: «южное гостеприимство», «леса Вирджинии», «тупое южное быдло», «изоляция» - ничего не напоминает? На таких закосах фильмы не просто выезжают – они становятся чуть ли не культовыми: возьмите хоть «Джиперс-Криперс» Виктора Сальвы (Victor Salva’s "Jeepers Creepers", 2001).

Это – безусловный плюс Шмидта. Также в копилку ему можно занести вполне бодрое повествование и даже некий элемент напряжения. Но минусы всё же перевешивают: в «Повороте» совершенно масочные второстепенные персонажи. И не просто масочные, а безапелляционно тупые. Это один из тех фильмов, где бабец находит на полке трёхлитровую банку с человеческими зубами и кучу ключей от явно ворованных машин, но всё равно продолжает искать сортир. Неспособность объяснить зрителю, почему брюнетка Карли не может поссать в кустиках, несколько напрягает. Правда, тем приятнее смотреть на смертоубийства: какой кайф пялится, как убивают понравившегося тебе персонажа? Маньяки тоже получились несколько аморфными. Ну, не выделяются ничем инцестные выродки (кроме Трёхпалого, спасибо Джулиану Ричингсу (Julian Richings), который, правда, и без грима выглядит несколько авангардно). Полностью слитая в шлюзы концовка также не добавляет фильму перца: минут 5 вам предстоит любоваться американо-албанскими подмышками Элизы Душку, и если вы фанат – то всё супер, ежели нет, то это угнетает. У Шмидта получился льющийся через край кисель, и хоть как-то его связывают лишь две вещи: бодрая съёмка первой половины фильма и Десмонд Харрингтон.

Одни только переживания за Харрингтона держат добрую половину хронометража. Смотрим на персонажей: маньяки-каннибалы – фи, ничего интересного. Фрэнсин и Эван: пыхают, трахаются, золотая молодёжь. Режьте к чёрту, всем насрать. Карли и Скотт: она – тупая пизда, он – правильный, СЛИШКОМ правильный парнишка, да ещё и за ЗОЖ. Мочим! Джесси – главная тян всея «Поворота»: бросил парень, любит природу, адекватна и помогает по мелочи, ходит в майке-алкоголичке. В принципе, ровным пацанам такие нравятся... Но! Маловато будет! За весь фильм Элиза демонстрирует нам лишь подмышки и сложные щи, так что вдохновляться особенно нечем.

Получается, что безликие маньяки мочат безликих юнцов в безликих лесах Западной Вирджинии, которые на самом деле снимали в безликой Канаде. И тут на помощь приходит он!

Как мы уже сказали, протагонист Крис Флинн – умничка и очаровашка. Серьёзный, зрелый и не смазливый пятак Десмонда Харрингтона располагает с самого начала. А далее за дело вновь берутся детали. Во-первых, Крис – врач: серьёзная профессия плюс эрудиция. Во-вторых, Крис ездит на «мустанге», на олдскульном «мустанге» 67-го года, в который вбухал последние деньги – это говорит о наличии вкуса. В-третьих, Крис слушает не какую-нибудь фигню, как малолетки, а The Queens Of The Stone Age – серьёзное музло для амигос, которые секут. И это – в первые же 5 минут. Грех за такого чувака не переживать.

Второй момент – это беготня по дому и лесу. Снято весьма бодро, без зевков. Всё, что после водопада – палёный стафф, сопли и отсутствие идей.

Среди кинокритиков «Поворот не Туда» получил смешанные отзывы: одни уверяли, что в фильме есть саспенс и все ингредиенты для хорошего хоррора, другие предлагали не медлить ни секунды и смыть эту фигню в унитаз. Тут Rotten Tomatoes вам в помощь, там всё красноречиво описано.

Однако оказалось, что такого набора вполне достаточно. Роба Шмидта похлопали по плечу и даже позвали в «Мастера Ужасов» ("Masters Of Horror", 2005-2006), где Роб не подкачал и снял очень неплохую серию «Право на Смерть» ("Right To Die"); тэглайн «Wrong Turn» стал моментально узнаваемым, обсуждаемым и даже, чёрт возьми, значимым. В топ-10 фильмов про реднеков «Поворот...» будет обязательно, а в рейтинге топ-500 хорроров на IMDB «Поворот не Туда» уверенно торчит на триста двадцать каком-то месте (учитывая, что все лучшие места уже заняты Винсентом Прайсом и Борисом Карлоффым, Vincent Price и Boris Karloff).

Поэтому никто особо не удивился, что 4 года спустя вышел сиквел от Джо Линча (Joe Lynch). Ранее мистер Линч ничем, кроме тусовки в «Троме» и знакомства с Ллойдом Кауфманом (Lloyd Kaufmann), похвастаться не мог, однако ему удалось завлечь в свою трэшатину самого Генри Роллинза (Henry Rollins) и выдать смачный сиропный коктейль из расчленёнки, которой так не хватало оригиналу, и тромовского юмора. В откровенного «Токсичного Мстителя» ("Toxic Avenger", 1984) фильм не скатился, однако возвёл все штампы (реднеки – значит инцест; морпех – значит убить их всех под выкрики «Semper Fi») в квадрат.

Идею эксплуатируют до сих пор: шестая по счёту часть вышла летом 2014-го, и лишь один Ктулху знает, сколько ещё эта «сразу-на-видео»-эстафета будет продолжаться.

Что у нас в сухом остатке? Если задаваться вопросом «стоит ли смотреть?», то ответом будет «конечно, да!». Своим «Поворотом» Шмидт резюмирует, чего добились за 30 лет реднек- и хиллбилли-хорроры. Да, можно было и подинамичнее, и красочнее, и расчленёнки побольше... Можно было. Но получилось то, что получилось, и это получившееся определённой ценностью обладает. А вообще, всё познаётся в сравнении: если рядом с «Поворотом...» поставить ремейк «У Холмов Есть Глаза», то картина Роба всасывает по полной. И по динамике, и по расчленёнке, и по саундтреку, и по сборам. Но «Холмы...» снимал Ажа (Alexander Aja), а он – большой умелец с золотыми руками. А вот если взять ремейк «Техасской Резни Бензопилой» того же 2003-го года, то «Поворот не Туда» выглядит гораздо приятнее и цельнее. Такие дела, други. Будьте аккуратнее на поворотах...