Я думаю что «стандартные» жанры, такие как «horror», «thriller», «sci-fi» и прочие «drama» описывать не нужно, люди и так имеют о них прекрасное представление. Но вот что такое, например, «blaxploitation», знают немногие :) Итак, пройдемся по основным жанровым понятиям в «культовом» кинематографе.
1. «Exploitation» — неприкрыто-натуралистическая «эксплуатация» какой-либо темы, яркой нитью проходящей через весь фильм. Это «глобальный» жанр, а в фильмах обычно встречаются его поджанры, название которых отражает суть «эксплуатируемой» темы, самые популярные из которых:
- sexploitation — фильм эксплуатирует и «освещает» разнообразные аспекты человеческой сексуальности.
- blaxploitation — ныне умерший жанр, достигший своего расцвета в американском кино семидесятых и повествующий о нелегких буднях американских нигг..., эээ, простите, я хотел сказать «афроамериканцев»... ;)
- nunsploitation — фильмы о монашках, естественно с кучей лесбийского и обычного секса, крови и насилия ;)
2. «Slasher» — жанр, зародившийся в конце семидесятых и достигший своего расцвета в середине восьмидесятых годов прошлого века. Классический представитель оного бесконечный сериал «Пятница 13-е», а его родоначальником, с которого во многом и была слизана первая часть «Пятницы», вплоть до методов убийства, считается фильм Марио Бавы «Кровавый Залив» («Bay Of Blood», 1971). Большинство фильмов этого жанра строится по классической схеме: компания молодых людей собирается где-нибудь, обычно за городом, в лесу ;), и там их методично, одного за другим, убивает некий маньяк. Девушки при этом, хоть разок, но обязаны показать свои сиськи ;)
3. «Eurocult» — по сути дела, этим термином обозначают все «жанровое» кино, снятое в Европе до середины восьмидесятых годов прошлого века. Довольно простой термин :)
4. «Trash» — «мусор», обычно этим термином обозначают кино, снятое за три копейки но с серьезными потугами на то, чтобы получить как минимум «Оскара» ;) Термин этот, однако, используется очень широко, и многие вкладывают в него другие значения, обозначая им, к примеру, просто очень дешевые фильмы, которые «трэшем» в классическом понимании могут и не являться. Стоит выделять два вида трэш-фильмов:
Первый из них, назовем его «классический трэш», это фильмы, снимавшиеся своими авторами, как говорится, на полном серьезе, хотя общая идиотия постановки очевидна буквально всем. Снимается подобная продукция обычно действительно за небольшие деньги, но есть немало примеров и высокобюджетного трэша. Классическим представителем жанра является легендарный Эд Вуд (Edward D. Wood Jr.) и все его фильмы, самый известный из которых «План 9 Из Космоса» («Plan 9 From Outer Space», 1959). Если же брать более современных «авторов», то тут вне конкуренции, разумеется, «доктор» Уве Болл (Uwe Boll) и его «Дом Мертвых» («House Of The Dead», 2003).
Второй же вид трэша, это фильмы, авторы которых сознательно «косят» под трэш, снимая абсолютную идиотию, но делая это все не на полном серьезе, а «tongue in cheek», то бишь с огромной фигой в кармане и лучезарной улыбкой на лице. Фильмов второго типа, разумеется, намного больше, и классические представители этого жанра с завидной регулярностью выходят из стен легендарной студии «TROMA».
5. «Giallo» — буквально с итальянского переводится как «желтый» (цвет обложек дешевых криминальных новелл), но это слово уже давно обозначает особый жанр итальянского детектива с неприкрытым эротизмом, стильными кровавыми убийствами и безумными маньяками.
Изначально термин «джиалло» (или, если угодно, «джалло», что, конечно, с точки зрения произношения правильней) возник для описания дешевой серии криминальных рассказов издательства «Mondadori publishing house», выпущенной ими в ярко-желтых обложках в начале 1929-го года. Самое интересное, что бОльшая часть этих рассказов была переводом с английского, а не итальянского авторства. Тем не менее, серия имела безумный успех, поэтому другие издательства подхватили инициативу, публикуя свои трэш-рассказы в уже обязательном для жанра желтом оформлении. Более того, даже работы таких известных и маститых авторов серьезных детективов как Агата Кристи, Эдгар Уоллес и Жорж Сименон (Agatha Christie, Edgar Wallace и Georges Simenon) впервые были напечатаны в Италии именно под маркой джиалло. В конечном итоге, слово «giallo» стало в Италии синонимом таинственного преступления с ярко выраженной детективной составляющей, то бишь обозначением вполне определенного жанра, имеющего серьезные отличия от «традиционных детективов».
Особенно сильно эти отличия проявились в кинематографе, который в начале шестидесятых стал адаптировать джиалло. Поначалу это были простые переложения книг, но потом, с приходом в жанр таких мастеров как
Марио Бава и
Дарио Ардженто (Mario Bava, Dario Argento), фильмы джиалло изменились до неузнаваемости, породив свой собственный, особый киножанр. Интересно, что в самой Италии эти фильмы называли просто триллерами, а в качестве «джиалло» они известны исключительно за границей :) Основными чертами «настоящего джиалло» являются долгие и стильные эпизоды кровавых убийств, необычная работа с камерой и оригинальные музыкальные аранжировки. В джиалло очень много сцен с участием «убийцы в перчатках», которые обычно показываются «его глазами». В этих фильмах немалое количество секса и обнаженки, иногда с откровенно выраженными перверсиями, а «психологический портрет убийцы» в большинстве случаев состоит из безумия вперемешку с паранойей.
Самым первым кино-джиалло считается фильм Марио Бавы 1963-го года
«Девушка, Которая Знала Слишком Много» («The Girl Who Knew Too Much»), название которого является парафразом фильма старины Хича «The Man Who Knew Too Much» (1956). Годом позже в своей картине «Кровь и Черные Кружева» («Blood and Black Lace») Бава представит миру иконографический образ всех будущих джиалло — убийцу в маске с большим сверкающим ножом в руках, покрытых черными перчатками! После этого жанр зажил своей собственной жизнью и по своим собственным законам, превратившись, в конце концов, в синоним стильного театрализованного насилия, снятого в безумной цветовой палитре. Одной из основных особенностей джиалло являются длинные и зачастую абсолютно нелепые названия, типа
«Что Эти Странные Капельки Крови Делают На Теле Дженнифер?» («Perche Quelle Strane Gocce Di Sangue Sul Corpo Di Jennifer?», 1972), или
«Твой Порок Это Закрытая Комната, и Только Я Обладаю Ключом к Ней» («Your Vice is a Locked Room and Only I Have the Key», 1972). В Интернете по этому поводу уже давно ходят многочисленные шутки и был даже сделан «генератор названий джиалло» в который можно было вводить несколько ключевых слов и на выходе получать длинную витиеватую фразу :)
Как бы там ни было, но броские названия — одна из отличительных особенностей жанра, который расцвел на киноэкранах Италии в семидесятых, плавно угасал в восьмидесятых и окончательно загнулся вместе с итальянской киноиндустрией в девяностых. На данный момент «джиалло», — это славное прошлое, и вряд ли жанр сумеет возродиться в своем былом величии, хотя немногочисленные попытки иногда происходят...