Во времена горбачевской "гласности и перестройки" худо-бедно реформироваться начала не только вся страна, но и такая важная ее часть, как кинематограф, реформа которого, впрочем, привела к полнейшему развалу нашей киноиндустрии вплоть до начала двадцать первого века. Однако в конце восьмидесятых, когда многие запреты были сняты, но кинематограф вместе с Советским Союзом еще не успел развалиться, кинематографистам была предоставлена уникальная возможность свободы творчества и эксперимента, которой они были практически лишены во времена "кондового социализма" брежневской эпохи застоя, не говоря уже про ранний советский период. И вполне естественно, что многие воспользовались данной возможностью, благодаря чему "перестроечное кино" ознаменовало себя не только тоннами отборнейшего трэша и разоблачительными картинами типа "Покаяния", но и некоторыми исключительно культовыми фильмами, одним из которых, безусловно, является "Господин Оформитель". Подававшийся во время своего выхода как "первый советский фильм ужасов", естественно, таковым он не являлся, но необычность этой картины была просто вопиющей, поэтому, хотя лента в кинотеатрах надолго и не задержалась, зрителю, тем не менее, запомнилась надолго, отчего с годами фильм получил в России культовый статус (отчасти из-за того, что его на самом деле мало кто видел, но разговоры не умолкают до сих пор). Став дебютом в кино аж для тех человек - режиссера Олега Тепцова, талантливого театрального актера Виктора Авилова и молодой дебютантки Анны Демьяненко, фильм по мотивам рассказа Александра Грина "Серый автомобиль" повествует о художнике, бросившем вызов самому Создателю...
Успешный художник и скульптор Платон Андреевич был одержим идеей противостояния Господу, творения которого он считал жалкими, хрупкими и плохо приспособленными для жизни, в то время как он, Платон Андреевич, не покладая рук доделывал за Бога его работу, давая людям вечную жизнь на своих полотнах или в камне скульптур. Он, художник, создавал "жизнь" идеальную, вечную и лишенную каких бы то ни было недостатков, в то время как Бог миллионами плодил организмы, страдающие и умирающие от болезней и собственного несовершенства. Платон Андреевич, однако, понимал, что в этом противостоянии побеждал Создатель, ведь только Ему под силу было сотворить НАСТОЯЩУЮ жизнь, а не пустой фрагмент времени, пусть даже идеально запечатленный на холсте. На пике популярности, в 1908-м году художник создает, пожалуй, лучшую свою работу - куклу молодой чахоточной девушки Анны, которая должна была украшать витрину фешенебельного ювелирного магазина. К Анне у Платона Андреевича возникает трепетное чувство, но она внезапно исчезает..., чтобы появиться на горизонте его жизни шесть лет спустя, летом 1914-го года. Платон Андреевич, однако, уже не тот, ведь слава, а вместе с ней и деньги - преходящи, да и Анна уже не та, все такая же юная, она теперь жена преуспевающего богатея Грильо, заказавшего художнику оформить только что купленный им дом, и представившего ему свою жену, как Марию...
От оригинального рассказа Грина в фильме практически ничего не осталось, зато появилось огромное количество нового, местами просто гениального материала. В сопровождении экспериментальной музыки культового композитора Сергея Курёхина, фильм до краев наполнен яркими, гротескными образами и декадентским символизмом, который очень органично смотрится в интерьерах предвоенной России эпохи модерна. По своей форме, фильм во многом экспериментален (основная часть его снята на цветную пленку 35 мм, но некоторые фрагменты, оформленные как "флэшбэки", сняты на зернистые черно-белые 16 миллиметров без искусственного освещения), а по содержанию - монументален. Извечная проблема взаимоотношений создателя и его создания отсылает нас одновременно и к "Франкенштейну" Мэри Шелли, и к "Голему" Майринка. Создатель всегда стремится уподобиться Богу, создавая нечто из мертвого материала, будь то глина, грифель на бумаге или воск, и хотя это "нечто" после своего создания существует, но оно не живет! И из-за этого судьба творцов всегда предрешена, если они осмелятся сделать тот последний, божественный, шаг и попытаются вдохнуть жизнь в свои создания. Их трагические судьбы остаются примером того, что никому не позволено нарушить "статус кво", и последним предупреждением для безумцев, желающих посягнуть на святое святых - таинство жизни...
Виктор Авилов гениален в этой роли, отчасти благодаря своей необычной внешности, но в большей степени, разумеется, благодаря своему таланту. Молодая актриса Анна Демьяненко - идеальна в роли Марии, превратившейся из живого существа в бездушную механическую куклу. Режиссура Олега Тепцова необычна, местами чуть затянута, а местами - экспериментальна, но в общем и целом ему удалось достичь потрясающей атмосферы (чему поспособствовала и камерность постановки, в которой всего три главных действующих лица), иллюстрирующей умирание "Серебряного века" перед лицом грядущих радикальных перемен. Некоторые эпизоды картины настолько необычны и так сильны своим символизмом, что буквально врезаются в память зрителя, оставляя после себя неприятный холодок смутной тревоги и потерянное состояние. А финальный аккорд истории, с бегущим по ночному мосту Авиловым - это вообще маленький шедевр, и только ради одного этого эпизода можно досмотреть картину до конца.
Одним словом, не зря этот фильм имеет в России статус культового, ибо он действительно очень необычен и серьезно выделяется из большинства картин того периода. К сожалению, ни Анна Демьяненко, ни Олег Тепцов не сделали карьеры в нашем кино, в то время как для Авилова этот фильм стал первой ступенькой (наряду с "Графом Монтекристо", вышедшим на экраны в том же году) на пути к всесоюзной известности и популярности. Фильм может нравиться или нет, но одно совершенно точно - он обязателен к просмотру, ибо другой такой картины в своей жизни Вы, скорее всего, больше не увидите...
09 декабря 2005, 02:39 Max Folder
Смотрел этот фильм в кинотеатре, когда он только вышел. Всей глубиной не проникся, фильм показался тягомотным, музыка удивила.
Фильм позиционировался как "фильм ужасов" и я ждал от него действия и спецэффектов. Мощный спецэффект один - обжигание лица в конце.
Есть еще замечательный фильм по Грину "Золотая цепь", но его не додумались обозвать фильмом ужасов, поэтому культового статуса он не получил.
15 февраля 2006, 16:24 Гручо Маркс
Вообще-то Тепцов сделал среднеметражку, как дипломную работу. Я видел эту версию "Гоподина оформителя" в Твери (тогда ещё Калинине), на фестивале молодого кино. Это был замечательный, страшный и стильный фильм, выдерживавший сравнение даже... с Ардженто.
Увы, диплом был засчитан и Тепцову предложили довести фильм до полного метража - для проката. В результате он значительно ухудшил фильм.
04 июля 2006, 19:36 Iggi
Фанатом кино не являюсь. Последний раз был в к/т лет 15 назад. Довольствуюсь ящиком и файловым сервером нашей сетки. ГО смотрел в малом зале к/т “Новороссийск” (ныне какой-то бизнес-центр по продаже дорогих табуреток и т.п.). Так вот, впечатление фильм произвёл колоссальное. Посмотрел его второй раз на следующий день (честно прогуляв пару в бауманке). Такое было со мной первый и последний раз в жизни, чтобы я ходил на один фильм два раза в к/т.
IMHO, за последние лет 20 – это один из ярчайших отечественных фильмов. ГО является тем самым редким случаем, когда ВСЯ команда (режиссура, актёры, сценарий, оператор, музыка, художник по костюмам и т.д.) сработали на все 150%.
30 января 2007, 14:14 disparo
Скачал фильм из долгопрудненской сети. Оказался VHS-оцифровкой очень низкого качества с бубнящим звуком. После 10 минут просмотра понял, что смотреть ЭТО в таком качестве является кощунством. На следующий день у меня был лицензионный ДыВД, который я посмотрел с превеликим удовольствием, находясь в немом оцепенении. И снова хочу посмотреть!
31 января 2007, 14:52 Pinguin
Один из моих любимых фильмов. Не чаял даже, что он выйдет на DVD с полной реставрацией, но в конце концов дождался. :-) Кстати, брачок на DVD есть - в двух местах забыли положить диалоги: открывает щука рот, да не слышно... Хоть в моно-дорожке эти диалоги присутствуют.
А насчёт отсутствия крылатых реплик, здесь на сайте не совсем правы. Мы с друзьями постоянно этот фильм цитируем при общении. Вот например:
"Что, решили сменить партнёра? Тот, с нимбом, вас больше не устраивает?"
"А старух не надо?"
"А теперь выкладывайте ваше чахлое каре"
"Мезон?... Он-то может и дом"
"Такие разговоры нашим контрактом не предусмотрены"
"Я живу не прошлым, а будущим! - Значит, вы живёте долговой тюрьмой"
"Сорвалась? Значит, стареете..." и т.п.
15 марта 2007, 04:55 Хуго Баскервиль
Авилов - потрясающ.
Музыка Курехина - великолепна. Я даже приобрел саунд-трек, чего вообще не практикую.
Совершенно справедливо отметил Pinguin - диалоги колоритные.
Однозначно - один лучших фильмов перестроечного периода.
Шедевр!
20 августа 2007, 07:44 willy
Наконец-то сподобился посмотреть целиком: в конце 80-х видел только отрывок, жуткую сцену у гроба и камина. Хороший фильм. Некоторые сцены затянуты, будто автор не знал чем заполнить. Непонятно, зачем понадобилось оживлять застреленного Платона и пускать его вдогонку за автомобилем. Нешто подвиг человека, пытающегося остановить бездушную поступь "монстра"? Так ведь Мария никому зла не делает.
Не знаю, почему никто не обратил внимания на очевидную параллель с "Дон Жуаном": девушку зовут Анна. Гениальный и аморальный творец эксплуатнул умирающего ребёнка, заставил позировать и в крови, и под целофаном - для испарины, что ли? Обещал заплатить и не заплатил. Может, с деньгами у неё был бы шанс подлечиться, и она не умерла бы в 14 лет. А статуя заманила художника на остров (ведь она подсказала Грильо пригласить именно Платона), соблазнила и убила.
Погоня с дыркой в голове за машиной в этом сценарии искусственна, излишня, зто уже на другую тему.
Но фильм всё же хорош, и актёры молодцы, и картинки великолепны, а музыка - просто потрясающая.
09 ноября 2007, 23:34 Lora
запомнившиеся фразы там есть!
"Удар случился ночью..."
"Не зовите меня больше Аннной"..))
Фильм великолепен - красив каждый эпизод, сплавляющийся с музыкой... ну, Авилов - Казаков великолепный дуэт...
закачала себе этот фильм за 2 бакса, смотрела уже в 20-й раз, удовольствия - море, как от красивой изящной вещицы..
13 ноября 2007, 18:50 Val
Первый раз посмотрел его в 88-м. Потом еще случайно поймал по телеку когда-то давно. Фильм будил какие-то смутные нопоборимые чувства. И потрясал оба раза. На прошлой неделе жена притащила домой на DVD. Посмотрел в третий раз. И понял, что до этого я ничего не понял :) Теперь, кажется, что понял. Самое главное, почему этот фильм так называется. Вы думаете, буквально? То есть по роду деятельности, так сказать, главного персонажа? Не-е-ет, ребята, все не так просто...
Самый мой любимый фильм, пожалуй...
30 марта 2008, 15:08 Юрий
Связь между тайными знаниями и философией розенкрейцеров и масонов в творчестве Сергея Курехина Господин Оформитель Олега Тепцова об атмосфере до 1914г. При первом просмотре в 90г. до чеченской войны, эстетика фильма, когда на Крестовском острове и в Красном Питере росли сорняки сквозь асфальт и камни, повторяла картину Вагинова. Когда смотришь сегодня этот фильм и фильмы Ренаты Литвиновой остро чувствуешь пустоту современного искусства. Курехин открыл и закрыл собой эпоху нового мистического познания глобальной культуры. Особенно интересно, каким образом его философия получит развитие в будущем. От Дугина осталась плоскость, а ПРОСТРАНСТВО- ПЛАНЕТА КУРЕХИНА- это международное космическое пространство новой России. Со знаменем Курехина в руках- будет освоение Сибири. Даешь Красный Север. Спасибо за возможность высказать особую точку зрения. Иногда и автор забывает о своем открытии.
31 августа 2009, 13:23 анатолий
Уважаемый Сергей! Я всегда с огромным удовольствием читаю обзоры Ва -
шего сайта. Сам бы с радостью прислал обзор, но с моим компьютером...
Я ОЧЕНЬ рекомендую обратить внимание на практически неизвестный ши-
рокому зрителю фильм советского актера Андрея Харитонова ЖАЖДА СТРАСТИ. Фильм по новеллам В. Брюсова был снят в 1991 г. Там снялись
такие актеры, как Анастасия ВЕРТИНСКАЯ, Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ, Лембит УЛЬФСАК и Виктор РАКОВ.
Думаю, это единственная хоршая карта в чахлом каре российского хоррора.
То, что этот фильм забыт - величайший позор нашего кинопроката.
Я всерьез рассчитываю, что с Вашей помощью этот шедевр можно вернуть широкому зрителю!
Этот фильм нигде не продается, но можно скачать из интернета.
Посмотрите его, думаю Вы не пожалеете!
07 сентября 2009, 23:45 Ah
Гениальный, без единого изъяна фильм. Который обязаны смотреть все, кто хочет понимать что то в кино.