Проект "Ночной Дозор" с самого начала разработки находился под пристальным вниманием прессы, литературных фанатов и кинообщественности, и тому есть куча причин. Причина номер раз - культовая книга (точнее, трилогия "Ночной Дозор", "Дневной Дозор" и "Сумеречный Дозор") современного писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, издающаяся бешеными тиражами и имеющая миллионы фанатов. Причина номер два - государственный "Первый канал", финансирующий и освещающий создание ленты. Причина номер три - беспрецедентная для современного российского кино амбициозность проекта в плане спецэффектов и качества съемок. Ну, и куча других причин помельче, среди которых, в частности, участие немалого количества московских готов в качестве статистов от "темной стороны" :)

...Давным-давно сошлись в великой битве армии Света и Тьмы, и никто не мог победить, ибо силы противников были равны. И тогда предводитель "светлых", мудрый Гесер, заключил с "темными" договор, раз и навсегда установивший "правила игры". За соблюдением положений договора со стороны "светлых" наблюдал Ночной дозор, а "темные", в свою очередь, стояли на Дневном дозоре. Помимо "темных" и "светлых" существ, были еще и "иные" - люди, наделенные особой силой, но не знающие о своих способностях. "Иные" могли выбирать - присоединится к "темным" или же идти по пути "светлых" сил, но обе стороны на протяжении сотни лет ждали появления "великого иного" - того, кто сможет, наконец, качнуть весы в ту или иную сторону и даровать окончательную победу свету или тьме. И, похоже, что в Москве начала двадцать первого века такой "великий" был найден...

Не читав книги, я не могу сравнивать ее с фильмом, поэтому в своей рецензии сосредоточусь лишь на обзоре кино, но "книжные фанаты" уже вопят о серьезных отличиях экранизации от литературного оригинала. Если так и есть, то винить в этом они могут лишь самого Сергея Лукьяненко, собственноручно адаптировавшего "Ночной Дозор" для киноформата, - он написал сценарий совместно с Тимуром Бекмамбетовым. Ну, а Тимур - это та еще личность! Получив известность в середине девяностых своими рекламными роликами ("Всемирная история, банк Империал"... ;)), в двухтысячном году за миллион долларов под Петербургом он снял для трэш-короля Роджера Кормана римейк его давнишнего фильма "Арена" (The Arena, 1973), с участием парочки "звезд Плэйбоя" и рок-звездой Чичериной (у нас этот проект известен как "Гладиатрикс"). А после этого он получил от «Первого канала» предложение, от которого не смог отказаться - сесть в режиссерское кресло "первого российского блокбастера" - так нескромно, но очень верно, продюсеры называют свое творение во всех пресс-релизах. Прознав про это еще на этапе разработки проекта, "знающие киноманы" поняли, что ждет нас всех развеселый кино-трэш, а "серьезные поклонники" наверняка схватились за голову в предвкушении издевательства, и правильно, надо сказать, сделали.

Первоначально «Первый канал» публиковал информацию лишь о том, что это будет телевизионный мини-сериал, но по ходу работы над проектом российский прокат все крепчал и крепчал, современных комфортабельных залов становилось все больше и больше, прибыль с кино все росла и росла, и вскоре от продюсеров поступила новая информация о том, что будут сделаны две версии картины - двухчасовая для кино и почти четыре часа для телевидения. Однако и от этих планов по ходу дела отказались, решив сосредоточиться исключительно на кино и разбив "Ночной Дозор" на две части, первая из которых и шла в прокате. Во второй части ленты под названием "Ночной Дозор - Мел Судьбы", изначально намеченной на показ в начале 2005-го года и перенесенной на первое января 2006-го, как раз и можно будет наблюдать массовку "темных сил" в лице московских готов, среди которых данный проект фигурировал исключительно под кличкой "Ночной Позор" :)

Пока мы с нетерпением ждем появления мерзнущих в виниле готов на холодных ночных улицах зимней Москвы, имеет смысл обратить внимание на замечательный актерский состав первой ленты. Антона Городецкого, "светлого" опера, играет молодая питерская звезда Константин Хабенский, который смотрится в этой роли необычайно органично и естественно, что, впрочем, неудивительно, ибо актерских дарований Хабенскому не занимать. Его непосредственного начальника, мудрого Гесера, играет мега-звезда советского кино, Владимир Меньшов, который создал на экране образ типичного аппаратчика советских времен, волею перестройки сменившего свое кресло замминистра на другое - начальника ЗАО "ГорСвет", под "крышей" которого и существует Ночной дозор. Лысый "антикиллер" Гоша Куценко в длинном парике и "цивильном костюме" презабавен в роли "успокоителя прОклятых девственниц", которому за день до свадьбы надо соблазнить одну несчастную, дабы не случилось большой беды, и который, естественно, вовсе не горит желанием заниматься этой работой, ибо у него и так забот полон рот в связи с предстоящей свадьбой и скорым концертом Мендельсона (ведь Гоша работает простым осветителем в большом театре ;)). "Бумбараш" Валерий Золотухин очень хорош в роли отца вампирского семейства, который работает на рынке мясником, а молодой актер Алексей Чадов ("Война" Алексея Балабанова) идеален в роли его сына, молодого вампирчика Кости, дружного с Городецким. Лидер группы "Мумий Тролль" Илюша Лагутенко очень хорош в качестве вампира-отморозка, нарушившего лицензию на отлов (откус, отсос... ;)) людей, а появление бывшей солистки группы "Блестящие" Жанны Фриске в роли ведьмы-оперативной работницы Дневного дозора еще больше добавляет фильму китчевости на грани поп-арта :)

Помимо известных актеров, в картине вы встретите еще немало знакомых лиц, но уже из мира рекламы, которые наравне со своими более именитыми собратьями вовсю "позиционируют продукты" известных марок. Так, из "Ночного Дозора" Вы узнаете, что "светлые" предпочитают смартфоны «Nokia» и сотового оператора МТС (не удивлюсь, если у "темных" оператор БиЛайн :)), чтобы подкрепиться, кушают пельмени "Сам-Самыч", информацию в инете ищут с помощью Рамблера, а кофе пьют исключительно растворимый «Nescafe» :) При этом "скрытая реклама" в этом фильме настолько открыта и подается так очевидно, что это создает дополнительный комический эффект, что, впрочем, делалось наверняка специально, ибо фильм не обладает и йотой серьезности. Это идеальная пища для киномана, картина, состоящая сплошь из цитат и заимствований, но скомпилированных настолько грамотно, что во время ее просмотра получаешь громадное удовольствие, просто отсекая известные тебе кино-цитаты. Вот пришла "Матрица", а тут прилетели "Звездные Войны", приполз "Дракула Брэма Стокера" и подкатили "Люди в Черном" - все здесь перемешано в невообразимый коктейль, который, тем не менее, весьма удобоварим и очень питателен. Ну и, конечно, с технической точки зрения фильм сделан просто бесподобно, и это действительно настоящий прорыв во всем постсоветском кино, которое с момента развала СССР практически не подавало признаков жизни. Отличная работа оператора, великолепный грим (а это важно в фильме, где очень много кровавого насилия) и самое главное - качественные спецэффекты и компьютерная графика, на что особенно упирали многочисленные пресс-релизы, и по поводу чего было большинство споров до выхода фильма в прокат. Тема этих споров была очевидной - серьезные опасения в качестве этой самой графики и спецэффектов, ибо ни для кого не секрет, что в советском, а потом и российском кино практически не было фильмов со сложными эффектами, а значит, и не было профессионалов, которые могли бы их сделать, к тому же вещь это весьма дорогостоящая. И каково же было мое удивление (и я уверен, что не только мое), когда я увидел на экране визуальные эффекты мирового уровня, без особенных прорывов, но и безо всяких скидок на "российские реалии"! Все комбинированные съемки и компьютерные эффекты этого фильма реалистичны и отлично проработаны, эпизодов с "их участием" очень много, и лишь в одном моменте лично я заметил небольшую халтуру, в остальном же - придраться практически не к чему. И это визуальное великолепие соорудили всего за пять миллионов долларов - стоимость ПИТАНИЯ актеров голливудского блокбастера средней руки! Это действительно один из самых серьезных сюрпризов этого фильма - то, что обещания продюсеров нисколечко не разошлись с реальностью, и это действительно "первый русский блокбастер", переплюнувший в прокате всех прошлых и нынешних голливудских конкурентов и впервые собравший в России более 16-ти миллионов долларов! Естественно, на этот результат работала грандиозная рекламная кампания, стоившая, по слухам, четыре миллиона долларов, так это лишь показывает развитие российской дистрибьюторско-прокатной системы, начинающей работать по лекалам западного образца, где маркетинговый бюджет "обычного блокбастера" ненамного меньше бюджета производственного. Благодаря столь грандиозным финансовым успехам плюс грамотной раскрутке, фильм удалось продать в кинопрокат аж семидесяти стран мира (чуть больше, на самом деле), причем прокатом в Штатах ("Night Watch" выходит там в начале 2006-го года, и для него смонтирован просто ГЕНИАЛЬНЫЙ трейлер) будет заниматься FOX, которая уже финансово вложилась в съемки продолжений...

Интересный сюжет, отличная режиссура, потрясающие (для русского фильма) спецэффекты, прекрасные актеры и море здорового, циничного юмора - все это "Ночной Дозор" - фильм, который не только открыл новую эру в российском кинопроизводстве (ибо большая его часть была сделана здесь, собственными силами, качественно и за разумные деньги, хотя наиболее сложные этапы пост-продакшена и монтажа все-таки были проведены в Лос-Анджелесе), но и моментально стал отечественным мега-культом! Этот фильм - рай для киномана, раздолье для поклонников трэша и просто очень веселое кино, авторы которого не ставили себе целью снимать "серьезную фантастику", о чем красноречиво свидетельствуют финальные титры, бегущие под презабавнейший трэш-рэп (текст - Сергей Лукьяненко, музыка и исполнение - "УмаТурман"), в самопародийной форме пересказывающий действие фильма, а заодно и рекламирующий вторую часть. Именно в ней появятся толпы московских готов под предводительством Сатира, одного из основателей творческого объединения "The Crypt", которому в конце титров выражается отдельная благодарность. Готовьтесь, "темные" идут, держись, Хабенский! ;)