Выйдя на экран без помпы и особой рекламной раскрутки, "Обходчик", в отличие от "Мертвых Дочерей" Руминова, является стопроцентным жанровым продуктом, причем продуктом - качественным. Интересно, что на определенном этапе к проекту был привязан и Руминов, во всяком случае, его имя активно упоминалось в связке с "Путевым Обходчиком", но ни в начальных титрах ленты, ни на ее официальном сайте "гениальный" Паша не значится. Лишь IMDB в разделе "Other crew" фильма отмечает Руминова как "director of pick-ups", то бишь режиссера, который доснимал необходимые для монтажа планы, не снятые основной группой. Зная неразделенную зрителем любовь Руминова к трясущейся камере, в некоторых местах ленты его "уникальный стиль" действительно можно разглядеть, но, слава богу, таких моментов в фильме не сказать чтобы много :)

Во время ограбления банка все происходит не так, как задумывалось, и, убив двух милиционеров, банда молодых налетчиков берет оставшегося в живых "мента" и двух девушек в заложники. Уходя с ними от преследования, бандиты спускаются в заброшенную ветку московского метро, где их должен встретить подельник-диггер, чтобы вывести на поверхность. В подземелье, однако, им всем пришлось не сладко, потому, что там бродят не только диггеры, но и обезумевший "путевой обходчик", хобби которого - вырывать своим жертвам глаза и коллекционировать их в грязных стеклянных банках...

Режиссер "Обходчика", Игорь Шавлак, начинал свою жанровую карьеру еще в конце перестройки, в двадцать семь лет сняв один из первых "советских ужасов" под названием "Семья Вурдалаков" (1990). В "лихие девяностые" он не уходит из кино, снимаясь как актер и занимаясь продюсированием, но в середине "нулевых" неожиданно решает "вернуться к жанровым корням", для чего в 2005-м году основывает производственную контору "Импортфильм", совместно с автором сценария и продюсером ленты, Валерием Кречетовым. В отличие от конкурентов, частенько заигрывающих с артхаусом (CP и Руминов, ау? ... ;)), Шавлак и Кречетов открыто заявляют, что их контора будет делать исключительно жанровое, коммерческое кино, а дебютным проектом новой фирмы, собственно, и стал "Путевой Обходчик", оказавшийся действительно стопроцентно жанровым продуктом, но с российским колоритом.

Сама идея фильма о том, что "кто-то страшный живет в подземельях", разумеется, не нова, и вполне стандартна, равно как и нет каких-то особых откровений в ее реализации. Но смотрят же зрители по всему миру клишированную стандартную кинопродукцию, и ничего, получают удовольствие, ведь главное заключается в том, насколько качественно фильм сделан, а не сколь уникальной является его концепция, тем более, что такого нынче уже совсем почти не встретишь. Так вот, мне особенно радостно вам сообщить, что "Обходчик" сделан очень грамотно, с соблюдением всех непреложных жанровых правил, показом смачных "мясных" подробностей, и точно выверенным соотношением саспенса и экшена. Снимали все в настоящем московском метро, в строящихся его частях, поэтому "декорации" на экране выглядят аутентично и по-настоящему зловеще, особенно на фоне тревожной музыки и грамотно наложенных звуковых эффектов. Подземелья и сами по себе наводят на обычного человека жути, а уж если их грамотно подать, то эффект усиливается в разы, заставляя зрителя постоянно чувствовать необъяснимую тревогу. Разумеется, авторов картины консультировали диггеры, которые выбрали для съемок фильма наиболее зловещие локации, и съемочной группе пришлось действительно несладко - работать по тринадцать часов в день на глубине десятков метров при постоянной температуре плюс десять, это, знаете ли, не каждому под силу. Но люди справились, а актерам это пошло только на пользу, потому что в некоторых моментах на их лицах виден неподдельный ужас, хотя лично у меня к игре некоторых из них есть определенные претензии. К примеру, совершенно неестественным выглядит трансформация героини Светы Меткиной из истерящей и орущей по любому поводу беспомощной девушки в бабищу, которая с руки расстреливает зловещего обходчика из автомата, спасая жизнь полюбившегося ей бандита. Бред, скажу я вам, полнейший, но, с другой стороны - таковы законы жанра, которые Игорь Шавлак в своем фильме выдерживает идеально, умело работая со светом, камерой и звуком. Камеру тут, кстати говоря, особо не трясет (откровенно руминовские пикапы не в счет ;)), поэтому головной боли у зрителя не будет, а весь арт-дизайн фильма выдержан в классическом стиле "маньячных триллеров" аля "Техасская Резня Бензопилой" ("The Texas Chain Saw Massacre", 1974). Это значит - грязь, отвратительные подробности логова маньяка с полуразложившимися глазными яблоками в немытых банках, зловещие инструменты убийства и пыток, ну и, разумеется, грязная роба убийцы с закрытым лицом. Все вместе получается "Техасская Резня Бензопилой по-русски", или, если угодно, "Московская Линия Смерти", что, на само деле, является большим комплиментом создателям :) Еще, в качестве плюсов можно отметить интересный, и в чем-то даже неожиданный финал, а также незатасканные молодые лица актеров, из которых хоть как-то известен российскому зрителю лишь один человек, Дмитрий Орлов, а остальные все "темные лошадки". (Из "остальных" лишь за плечами Светы Меткиной числится уже шесть фильмов, но пять из них - голливудская продукция второго и третьего эшелона, а посему российскому зрителю эта очаровательная девушка совершенно незнакома :)) Актеры, в большинстве своем, играют вполне неплохо, и делают все, что от них требуется в жанровом кино - истерят, совершают откровенные глупости, сражаются с маньяком и умирают :) Маньяк же, разумеется, даже после всаженной в него обоймы - живее всех живых, как и должно быть в настоящем хорроре, так что все в этом фильме грамотно и проколов почти нет...

Самый обидный прокол, по сути дела, только один (если не считать идиотскую техно-музыку во время рукопашной схватки с монстром ;)) - совершенно недостаточная рекламная раскрутка фильма, который, действительно являясь стопроцентным жанровым продуктом, не рекламировался почти никак. Когда трейлеры насквозь вторичных "Ведьм" постоянно демонстрировались чуть ли не за полгода до выхода ленты, а плакатами "типа жанрового" фильма Руминова была увешана вся Москва, трейлер "Путевого Обходчика" я видел в кино лишь однажды, а плакатов с его рекламой не видел вообще. Телевизор я не смотрю, поэтому не знаю, крутят ли там ролик, или нет, но судя по остальным "рекламным усилиям" – вряд ли крутят, и это вдвойне обидно, потому, что именно этот фильм и нужно активно рекламировать как настоящее жанровое кино и реальный фильм ужасов, ибо тут уже все без обмана. Такая ситуация странна вдвойне, учитывая тот факт, что на территории России фильм прокатывает "20-й Век Фокс" - "папа" крупнейшего кинодистрибьютора "Гемини" и одна из самых мощных дистрибьюторских компаний нашего рынка. Странно все это, честное слово, ибо настоящее зрительское кино из-за явного недостатка рекламы этот самый зритель в кинотеатрах может и не увидеть... Но так как мы то с вами зрители образованные и читаем нужные сайты, не полагаясь на медийную рекламу, то смело бежим в кино на первый по-настоящему жанровый фильм новой России, "Путевой Обходчик". Удачных вам поездок в метро... ;)