Неожиданно возникшая озабоченность западного общества все нарастающими экологическими проблемами, вызвала в семидесятых годах прошлого века волну "экологических ужасов", захлестнувших экраны кинотеатров. Первыми начали свое наступление на цивилизованное человечество крысы, в фильме Даниэля Манна "Уиллард" (Daniel Mann's "Willard", 1971) и его сиквеле "Ben" (1972), а затем к ним присоединились все остальные представители животного мира, и даже насекомые :) В кино, людей активным образом "мочили": кролики-убийцы (!) из "Night ofthe Lepus" (1972); лягушки (!!) из, собственно, "Лягушек" Джорджа МакКована (George McCowan's "Frogs", 1972); муравьи (!!!) из фильмов "Phase IV" (1974) и "Empire of the Ants" (1977); медведи, в картинах "Grizzly" (1976) и "Prophecy" (1979); их поставщики меда, пчелы, в лентах "The Savage Bees" (1976) и "The Swarm" (1978). Да и лучшие друзья человека не раз и не два покусали "руку кормящую" в таких фильмах, как "Dogs" (1976) и "The Pack" (1977). В 1975-м, с выходом первого блокбастера Стивена Спилберга "Челюсти" ("Jaws"), пришла мода и на кровавых обитателей водной среды. Так, помимо непосредственных сиквелов к самим "Челюстям", через два года были сняты "Orca" и "The Deep", а еще годом позже на экраны вышли (выплыли?) юморные пираньи Джо Данте ("Piranha"). Сценарист "Пираньи", Джон Сайлс (John Sayles), решил не останавливаться на достигнутом, и рассказал историю про еще одно страшное животное, аллигатора...

После впечатляющего крокодильего шоу, во время которого чуть не отгрызли ногу зазевавшемуся работнику, любвеобильная мамочка купила своей любознательной дочке маленького аллигатора, но раздосадованный этим фактом отец, смыл малютку в унитаз. В канализации, правда, крокодильчик не умер, и через двенадцать лет вымахал в огромного монстра, питаясь трупиками собачек из химической лаборатории. Там над собаками проводились нелегальные опыты, целью которых было создание эффективного гормона роста, вот наш крокодил и разросся как мамонт, на собачках, разумеется, не остановившись. Когда количество выловленных на очистных сооружениях человеческих конечностей превысило все разумные пределы, за дело всерьез взялась полиция, хотя повязанный с химическим промышленником мэр пытался всячески замять это дело. В результате, мэра с химмагнатом замочил тот самый крокодил, а его самого "поставил к стенке" бравый неподкупный полицейский, вместе с той самой любознательной девочкой, ставшей известным биологом... ;)

Очевидное B-movie, как и "Пиранья", благодаря таланту своих создателей превратилось в настоящий шедевр "экологического хоррора", способный заткнуть за пояс куда более масштабные фильмы. Талантливый режиссер Льюис Тиг, будущий постановщик экранизаций Стивена Кинга "Cujo" (1983) и "Cat's Eye" (1985), а также высокобюджетного продолжения "Романа с Камнем", "The Jewel of the Nile" (1985), собрал под свои знамена отличный актерский состав и талантливых технических специалистов, обеспечивших его детищу успех на всех фронтах. Так, бесподобный Роберт Форстер, любимчик Тарантино, реалистично и "без надрыва" играет неподкупного полицейского, который "просто делает свою работу", не взирая на козни политиков и подколы прессы. Симпатичная Робин Райкер отлично играет женщину-ученого, постепенно сближающуюся с крутым полицейским не смотря на все его "заморочки", а Майкл Гаццо харизматично исполняет роль типичного шефа полиции, на которого сверху давит начальство, а снизу у него и так проблем выше крыши.

Что же касается технической стороны вопроса, то тут, конечно, нужно снять шляпу перед оператором картины Джозефом Мангине (Joseph Mangine), который не только оптимальным образом использует пространство кадра, но еще и потрясающе ставит свет, благодаря чему даже темные туннели городской канализации выглядят бесподобно :) Бесподобно выглядят и спецэффекты этого фильма, над которыми поработала команда Ричарда Хелмера (Richard O. Helmer). В частности, исключительно реалистично смотрится "главная звезда фильма", громадный кровожадный аллигатор, для эпизодов с которым использовался как живой крокодил в окружении масштабных моделей, так и сверхреалистичная кукла :) Не возникает нареканий и по поводу кровавого грима, который "раскрасил" несколько очень впечатляющих эпизодов.

Вообще, фильм смотрится на одном дыхании, своим качеством и динамизмом не давая зрителю скучать ни минуты. Льюис Тиг очень хорошо комбинирует "боевые" эпизоды с бытовыми, заставляя своих героев "выяснять отношения" буквально на ходу, чем постоянно поддерживает общий "градус динамизма". В картине есть немало саспенса, и несколько действительно пугающих моментов, которые особенно эффектны на фоне искрометного юмора, отлично снятого экшена, и даже социально-политических комментариев, обернутых в упаковку про-экологического фильма. При этом стоил "Аллигатор" какой-то жалкий миллион!

Нельзя сказать, что в прокате ленту ждал грандиозный успех, но результатами продюсер был доволен, что, спустя одиннадцать лет, сподвигло его заделать сиквел. Не стал "Аллигатор" и культом, как "Пиранья", но почетное место в когорте качественных фильмов про "убийственную природу" он занял прочно. Посмотреть этот фильм рекомендуется всем категориям зрителей, так как это очень качественная, динамичная, и безумно интересная работа, да еще про аллигатора! ;)