"Американская Мэри" — второе творение начинающих канадских режиссёров, сестёр Джен и Сильвии Соска, которые в своих фильмах выступают также в роли сценаристов и даже актрис. В этой картине они рассказывают историю о способной студентке медвуза Мэри Мэйсон, которая, волею обстоятельств, оказалась вынуждена искать способы дополнительного заработка, ибо студенческие дела и заботы — вещь поистине интернациональная, и их никто и нигде не отменял. В итоге девушка находит своё призвание в сфере подпольной пластической хирургии, связанной с тем, что называется "body modification", а её дела и заботы выходят уже совсем на другой уровень.

В целом кино производит хорошее впечатление и, по отзывам многих любителей жанра, является большим шагом вперёд по сравнению с дебютной лентой Соски "Мёртвая Шлюха в Багажнике" ("Dead Hooker in a Trunk", 2009), которая, несмотря на хорошо знакомую и актуальную для всех любителей культа тему, отражённую в названии, по существу мало что может предложить зрителям кроме довольно лютого трэша. "Мэри" же, напротив, радует увлекательным и достаточно оригинальным сюжетом и хорошей игрой актёров, среди которых особенно выделяется Кэтрин Изабель.

В хоррор-фильмах нередко эксплуатируется тема красивых девушек и чаще всего они, после демонстрации своих "прелестей", разумеется ;), приносятся в жертву различного рода маньякам и монстрам. Оно и понятно, ведь не секрет, что красивые люди, по сравнению с простыми смертными, всегда пользуются повышенным вниманием окружающих, поэтому печальная участь какой-нибудь смазливой мордашки всегда находит отклик в сердцах зрителей. Конечно, это дешёвый и пошловатый приём, зато работает он всегда безотказно ;) Однако, как показывает "Мэри", красивая девушка в жанровой ленте это вовсе не обязательно "scream queen", а иногда очень даже интересный персонаж, развитию которого авторы уделили много экранного времени и немало собственной выдумки и креативности. Героиня Кэтрин проходит путь от скромной прилежной ученицы, за которую зритель может переживать по "стандартной схеме", описанной мной ранее, до закалённой и довольно циничной натуры, заставляющей переживать уже за тех, кто решит перейти ей дорогу. Актриса блестяще справилась со своей непростой задачей и по праву может считаться украшением фильма во всех смыслах этого слова. Остальные же герои ленты, как мне кажется, были сознательно отодвинуты на второй и третий планы, чтобы побольше времени уделить Мэри, поэтому развернуться их актёрам было негде, но даже так они выглядели неплохо и сумели показать ряд довольно интересных образов. Кстати, близняшки-режиссёры тоже появились в запоминающемся, хотя и слегка гротескном, камео.

Впрочем, сюжет фильма тоже можно охарактеризовать как нечто сюрреалистичное или отвлечённое, ибо в ленте, по сути, отсутствует единая сюжетная канва. Если, например, мы смотрим фильм про зомби, то понимаем, что все действия героев в целом направлены на спасение своих жизней от нависшей на ними угрозы. В слэшерах маньяки будут убивать, а их жертвы убегать, и так далее. В этом же фильме Мэри просто реагирует на происходящие вокруг неё события или сама является их причиной. При этом совершенно непонятно куда ведут её поступки, и есть ли у них какая-то общая цель или мотивация. Всё это вместе с такой необычной темой как body modification придаёт картине некую потустороннюю эстетику. Хорошо это или плохо — дело вкуса, но одно можно сказать наверняка: после просмотра фильма вам нелегко будет ответить на, казалось бы, простой вопрос — "о чём же он был?".

К разряду благодатных для обсуждения моментов этой ленты также следует отнести использование в ней элементов "бади хоррора" (body horror). Многие творческие эксперименты Мэри, проводящиеся, по большей части, с согласия её пациентов, описываются на словах или в виде рисунков, но не показываются на экране. С одной стороны, благодаря сериалу "Пила" ("The Saw" Film Series, 2004 – 2010) мы и так уже давно знакомы с тем, что у людей внутри и какого оно цвета, поэтому превращать картину в очередной образчик "torture porn" вряд ли было бы разумно. С другой, при этом упускается возможность полнее раскрыть богатую тему изменения тела, которую вполне можно применить не только и не столько для шокирования публики, но и для средств художественной выразительности, что активно и успешно применялось такими мастерами как Кроненберг (David Cronenberg) и Линч (David Lynch). Для своего фильма авторы, видимо, пытались найти золотую середину и, на мой взгляд, попали в неё достаточно точно, поскольку пара-тройка некомфортных моментов в нем всё-таки имеется, а остальное компенсируется грамотной подачей истории, которая и в целом, и конкретно в напряжённых эпизодах, оставляет большой простор для воображения.

Ну а в итоге мы имеем хорошую и грамотно выполненную работу пусть и начинающей, но, хочется верить, перспективной творческой пары. Будем надеяться, что "Мэри" окажется лишь первым из череды их качественных фильмов. Тем более что заявка, как говорится, подана.