В некоем бразильском городе проживал жестокий богохульник Джо, постоянно терроризировавший местное население и державший похоронный бизнес. А еще он мечтал о сыне, которого, на собственную беду, не смогла родить ему женушка, и он ее убил, положив глаз на жену лучшего друга. Которого он тоже вскоре убил, а вдову избил и изнасиловал. Не выдержав позора, девушка повесилась, а местная ведьма предсказала инфернальному гробовщику жестокие муки в аду и скорую смерть за все его грехи. Которая и наступила в темную полночь Дня Мертвых.
Идея этой ленты и образ персонажа Гробовщика Джо пришли к бразильскому многостаночнику Хосе Моджика Маринсу во сне, после которого он решил во что бы то ни стало снять фильм про инфернального работника сферы похоронных услуг. Для чего ему даже пришлось продать свой дом и машину, но "овчинка", в итоге, того стоила, ибо лента стала не только первым бразильским фильмом ужасов, но и коммерческим хитом, а также моментальным культом. Причем не только в Бразилии, но и в Штатах, где образ Coffin Joe в черной накидке, высокой шляпе и с длинными кривыми ногтями, отчего-то, очень полюбился жанровой публике, хотя я, если честно, по его поводу американских восторгов не разделяю.
Ибо фильм, на самом деле, балансирует на грани любительского проекта и снят, с моей точки зрения, просто ужасно (особенно ужасают кривые монтажные склейки и переходы!). Сценарий, в лучших традициях бразильских сериалов, мелодраматичен и до краев переполнен скучными диалогами и пафосными монологами. Камера, опять же, в лучших сериальных традициях, статична и практически не двигается, а актеры... Ну, актеров там, положим, вообще нет, ибо почти все роли, за редким исключением, исполняют друзья-приятели Хосе Маринса, который и сам актерскими талантами не блещет, предпочитая в кадре активно кривляться. Особенно противно смотреть на его слюнявый рот, который он постоянно кривит, демонстрируя зрителю "всю гамму чувств", от отвращения и презрения, до любви :) Любви к детям, что является "идеей фикс" персонажа Хосе Маринса, ради которой он и затеял весь тот беспредел, что нам показывают на экране. А там инфернальный гробовщик безнаказанно не только убивает всех кому не лень, но еще активно "чморит" и калечит местных жителей в пабе, которые, отчего-то, даже пикнуть поперек ему не смеют, не говоря уж про активное сопротивление. И это несмотря на численное превосходство и откровенно субтильную комплекцию хамоватого Джо, что смотрится особенно нелепо зная крутой нрав и жестокую безбашенность бразильцев. Но на экране они, отчего то, как овечки, послушно идущие за пастухом на убой...
Хреновый сценарий, никакая постановка и смехотворная "актерская игра" Хосе Маринса, однако, в свое время сорвали в Бразилии джек-пот. Почему? Разумеется, из-за скандала! :) Дело в том, что персонажа, подобного Coffin Joe, в насквозь набожной Бразилии до той поры не видели. А тут экранный отморозок не только "мочит" всех направо и налево довольно жестокими способами, но и активно богохульствует, объявляя всех верующих низшими и слабыми существами, недостойными внимания, а себя, воинственного атеиста, чуть ли не сверхчеловеком :) Разумеется, мимо таких "заяв" бразильские цензоры пройти никак не могли, впрочем, как и зрители, которые валом повалили на этот фильм в тех штатах, где он не был запрещен. Просто ленте повезло выйти в то время, когда правительство Бразилии расформировало единый орган государственной цензуры и передало его полномочия "на места", в результате чего в "либеральных" штатах фильм Хосе Маринса собрал кучу денег, а в "консервативных" владельцы кинотеатров не досчитались потенциальной прибыли :) Ну а сам "виновник торжества", естественно, оказался в полном шоколаде, не только вернув себе дом и машину, но и моментально став известным медиа персонажем Бразилии с кучей поклонников и собственными TV-шоу.
Еще раз Гробовщик Джо, несмотря на собственную "смерть" в конце этой ленты, появится на широких экранах в 1967-м ("This Night I'll Possess Your Corpse"), после чего впадет в "анабиоз" аж на сорок лет, прежде чем в последний раз объявится миру уже в двадцать первом веке, в картине 2008-го года "Embodiment of Evil". Посмотреть этот фильм стоит лишь из-за его исторической ценности и культового статуса персонажа Coffin Joe, который, с моей точки зрения, не представляет собой ничего особенного, во всяком случае сейчас, равно как и "ужасами" картину можно назвать лишь в контексте ее ужасного качества, а не потому, что во время просмотра вы будете чего-то пугаться... ;)
25 февраля 2015, 20:32 Ah
Актер, режиссер, сценарист, продюсер и художник Жозе Можика Маринш имеет полное право носить титул главной хоррор иконы Бразилии. И хотя творчество его некоторые недалёкие умы любят ровнять с работами Джеса Франко и Пола Наши, правды в этом нет, хотя и он не брезговал порнографией (в период 80-х), а снимал, по сути, низкобюджетный трэш. Однако тут важнее не "что", а "как".
По легенде, снимать кино Маринш начал лет в 20, добывая средства из самых сомнительных источников (не брезгуя даже чёрной магией), но его первые фильмы были столь вопиющие безнравственны что никто не решался показать их, в итоге все эти творения затерялись. А когда средства кончались, режиссёр угрожал актёрам и съёмочной группе оружием что бы те продолжали работать. Далее, организовав студию в заброшенной церкви, Маринш приступает к работе над "В полночь я возьму твою душу" которая наконец доходит до публике, и впервые представляет ей альтер-эго мастера - Зе-из-Гроба.
И Зе, роль которого Маринш неизменно исполнял сам, стал движущей силой его карьеры, появляясь практически в каждом фильме, хотя бы в рамках эпизода.
Инфернальный злодей в чёрной накидке и цилиндре, обладатель длинных (натуральных) ногтей, презирающий всё человеческое и стремящийся к тому что выше любой морали, Зе-из-Гроба вышел одновременно и серьёзным, и комичным. Его пафос невероятно чрезмерен, и в корне его прежде всего лежит идея зла вселенской категории противопоставленного банальному бытию. Но, в то же время, это напоминает немного и бунт так и не выросшего ребёнка.
Впрочем, в своём дебюте этот "философ зла" одержимый лишь своей навязчивой идеей произвести на свет идеального сына от идеальной женщины, становится жертвой самых презренных, по его мнению, суеверий о Дне мёртвых. Следовательно искренне любя своего героя, Маринш не очень то его щадит.
"В полночь..." снят на чёрно-белую плёнку, и своей стилистикой явно отдаёт должное классическим готическим хоррорам Америки. При этом элемент копирования целиком изживается за счёт мощного привнесение в действо местного колорита, особенно всего того что связанно с "кладбищенским" фольклором. У фильма весьма своеобразный экспрессивный стиль, в котором Маринш проявляет себя одарённым художником, погружая зрителя в зыбь меж сном и явью. Он избегает откровенных сцен, но и насилие, и эротика при этом подаются весьма эффектно. Режиссёр демонстрирует уверенность и мастерство.
В следующем же фильме "Трилогии Зе", "Сегодня ночью я вселюсь в твой труп" (1967), Зе-из-Гроба предстоит спустится в Ад, в котором чёрно-белое действо обретает краски. Ну и наконец в "Реинкарнации демона" (2008) сильно постаревший Маринш пускается во все тяжкие нарушая, демонстрацией пыток и прочей кровищи, свою собственную эстетику. Правда тут режиссёр явно отталкивался не от двух оригинальных фильмов, а от более поздних своих работ.
27 февраля 2015, 01:03 Уррь
Не согласен с автором рецензии. Походу в 60-х годах не то, что в в Бразилии, в Голливуде таких фильмов ужасов не снимали. Не похоже абсолютно ни на что. Во всяком случае я не видел. Создаётся впечатление, что у режиссёра какие-то там тараканы в голове, в общем чем-то он , как говорится, сильно озабочен. ..Основной массе обычных зрителей абсолютно неизвестен. Очень хотелось бы почитать рецензию на фильмы ..Ритуал садистов .. 1970 года и «Embodiment of Evil» 2008 года)).
27 февраля 2015, 01:16 Serega_M
Все будет...