"During the film you are about to see, you will be subject to subliminal messages and mild hypnosis. This will cause you no physical harm or lasting effect, but if for any reason you lose control or feel that your mind is leaving your body - leave the auditorium immediately." - таким предупреждением начинается этот фильм, в котором постепенно теряющий зрение внушительных размеров "мальчик" Джон под гипнотическим воздействием своей странной матери убивает людей и вырезает им глаза. Через двадцать минут после начала ленты оказывается, что историю про "плохого мальчика" Джона и его сумасшедшую мамочку в кинотеатре смотрят две подружки, Пэтти и Линда. И если одна из девушек в полном восторге от кино и с широко раскрытыми от удовольствия глазами "внимает" экранному насилию, то ее подруга находится в противоположном состоянии - ей плохо, у нее начинаются параноидальные страхи и слуховые галлюцинации - видимо, гипнотическая составляющая фильма так сильно подействовала на ее нежную психику. Как оказалось впоследствии, не на нее одну. В зале находится сумасшедший киллер, который настолько проникся указаниями "экранной мамочки", что с определенного момента в показе фильма стал действовать как ее экранный сынок Джон - убивать людей, запертых им в кинотеатре. Вот только финал у этой истории будет несколько иным, чем показано в кино...

Испанский режиссер Бигас Луна в основном известен как создатель арт-кино, и в этом качестве весьма почитаем в "артхаусной тусовке". По этой причине его "хоррор фильм" получился довольно-таки артхаусным как по своей задумке (события фильма перекликаются с "реальной жизнью", которая сама является фильмом :)), так и по исполнению (оригинальная операторская работа, удостоенная приза Авориазского фестиваля, и монтаж). Такой прием, как "фильм в фильме" для кино вовсе не нов, но грамотно использовать его получается только у действительно талантливых режиссеров, ибо тут исключительно важна подача материала - КАК этот прием использован. Режиссерские таланты господина Луны сомнению не подлежат, а посему в его исполнении этот прием "сработал" на все сто процентов, в результате чего зритель погружается в атмосферу двух историй одновременно - про "мальчика" Джона, и про психопата-убийцу. Так как с определенного момента события обоих историй начинают развиваться параллельно (на фоне экранных убийств в кинотеатре происходят убийства реальные), то это создает интересный "эффект присутствия" и дает режиссеру отличный шанс поиграться эмоциями зрителя, чем он с большим удовольствием и занимается, в конце фильма погружая аудиторию в еще большие "непонятки"...

На заглавные роли в "старом кино" Луна пригласил двух американских актеров, обладающих весьма примечательной внешностью. Так, роль "мамочки" исполнила Зельда Рубинштейн, на века запомнившаяся зрителю своим персонажем в кинотрилогии "Полтергейст" и обладающая более чем странной и, местами, "зловещей" внешностью. А ее сыночка Джона сыграл Майкл Лернер, ветеран американского кино, снявшийся в более чем девяноста картинах (не считая телевизионных ролей) и, помимо очевидного таланта, имеющий также и оригинальную внешность. Роль же "реального" убийцы сыграл один из постоянных актеров Луны, испанец Анджел Хове, лицо которого безо всякого грима вполне смахивает на лик "психопата убийцы" :)

Очевидные достоинства картины, которая смотрится на одном дыхании от начала и до конца, оценили не только поклонники режиссера и простые зрители, но и многочисленные фестивали, буквально осыпав фильм призами и наградами (помимо оценки заслуг оператора ленты, Джозепа Сивита (Josep M. Civit), награды также получили автор кроваво-натуралистичных спецэффектов Франциско Терес (Francisco Teres), и, конечно же, режиссер Бигас Луна). Если вы "для разнообразия" хотите посмотреть действительно необычное и талантливое "арт-хоррор" кино, то лучшей картины, чем фильм Луны "Anguish", еще поискать. Рекомендуется всем тем зрителям, которые любят не только "кровь и насилие", но еще и немного подумать :)