После относительного успеха режиссерского дебюта Джона Карпентера "Темная Звезда" (Dark Star (1974) - студенческий проект Джона и Дэна О'Бэннона (Dan O'Bannon, будущий сценарист "Чужого"), в конце концов вылившийся в полнометражный фильм, который в ограниченном прокате с лихвой окупил свой скромный бюджет в 60 тысяч), группа инвесторов предложила ему карт-бланш - снять любой фильм, какой он захочет, правда, в рамках довольно скромного бюджета в сто тысяч долларов. Приняв предложение, Карпентер, давно мечтавший снять вестерн, засел за сценарий, но быстро понял, что со столь скромным бюджетом ему ни за что не поднять "исторический фильм" с множеством локаций и действующих лиц. Тогда он решил стилизовать будущую ленту под "современный вестерн", взяв за основу картину своего любимца Говарда Хоукса "Рио Браво" (Howard Hawks' "Rio Bravo" (1959)). Такой подход себя более чем оправдал, позволив режиссеру реализовать большинство из задумок, не выходя при этом за рамки ограниченного бюджета.
Полицейский участок в одном из криминогенных районов Лос-Анджелеса переезжал из старого здания в новое, и для завершения процесса окончательной консервации в него был направлен чернокожий полицейский Бишоп. Спокойно поработать, однако, ему не дали. Сначала "в гости" пожаловали коллеги из исправительной системы, перевозившие трех преступников, одному из которых стало плохо, а потом на участок напала банда уличных убийц-отморозков, поставивших себе целью во что бы то ни стало убить всех, кто там находился. С этого момента одиноко стоящий полицейский участок с вырубленным светом и неработающими телефонами превратился в крепость, осаждаемую толпами отморозков с автоматическим оружием...
Изначально называвшийся "The Anderson Alamo", в прокат фильм вышел как "Assault On Precinct 13", хотя его действие происходит в полицейском участке номер 9, дивизии 13, а над входом в здание, которое использовалось для натурных съемок и вообще написано "Anderson Police Station, Division 14" :) Это все, однако, незначительные мелочи, ибо сам фильм является идеальным образчиком того, как с небольшими деньгами на руках снять отличное и интересное кино. Основные правила для этого просты - минимальное количество локаций, максимальное число сцен снимать в студии, и чтобы основных персонажей, задействованных в фильме, было не больше пяти-шести человек. Джон следовал этим "золотым правилам низкобюджетного кино" неукоснительно, поэтому основных действующих лиц в этом фильме всего четыре, а большинство эпизодов происходят внутри полицейского участка, который представляет собой не очень большую студийную декорацию (причем построена она была на тех же самых "подмостках", где в свое время снимал Роджер Корман). Однако сделано все настолько правдоподобно и грамотно, что "декоративность" помещений совсем не ощущается, и создается полнейшая иллюзия того, что снимали все внутри настоящего полицейского участке, который и показывают нам во всех "уличных" сценах.
Очевидно, что, когда основных актеров всего четыре, то подобраны они должны быть очень хорошо, ибо, по сути дела, на них и будет держаться большая часть фильма. Здесь актерский состав подобран более чем удачно, и все играют замечательно, хотя особенно выделяются на общем фоне Дарвин Джостон, играющий интеллигентного убийцу, волею судьбы оказавшемуся в одной команде с полицейскими в жестоком противостоянии другим убийцам, и Лори Циммер, отлично сыгравшую роль спокойной, рассудительной и храброй женщины, не поддающейся панике и успокаивающей других паникеров. Актеры хороши, это факт, и тем удивительнее то, что мало у кого из них сложилась дальнейшая кино-карьера.
Будучи, помимо прочего, еще и талантливым композитором, музыкальное сопровождение этого фильма также написал Карпентер, и записано оно было в студии всего за три дня. Три дня на запись, и сотни лет на жизнь, ибо основная мелодия фильма наверняка останется с нами на века - настолько она "хитово-минималистична", что с годами стала своеобразным суперхитом низкобюджетного музсопровождения, который использовали в куче компьютерных игр и на которую сделали десятки, если не сотни ремиксов.
Интересный момент фильма заключается еще и в том, что мотивы, которые движут членами уличной банды, зрителю не объясняются. Эти люди просто хотят убить всех внутри, вот и все. Почему? - режиссер нам не дает прямого ответа. Причиной может быть и отец убитой девочки, который отомстил одному из бандитов и скрылся от их преследования в полицейском участке. А может, причиной нападения стало уничтожение полицейскими шести членов банды накануне. Возможно - это просто была банда сумасшедших самоубийц-отморозков, навроде секты, которым уже давно "снесло крышу". Какова была истинная причина нападения - зрителю остается только гадать, хотя в трейлере и озвучивается "основная версия", которая, тем не менее, в фильме никоим образом не выделяется, ибо Карпентер и не хотел давать никаких объяснений - это просто происходит, и все. Зрителю намного беспокойнее, когда он не знает причины происходящего, и может видеть лишь последовательное развитие событий, и это на самом деле очень грамотный ход.
Не менее грамотно Джон поступил и с MPAA, американской комиссией по рейтингам, которая после первоначального просмотра пригрозила ему прокатным рейтингом "X" (убийственным для бокс-офиса), если режиссер не уберет из него сцену убийства девочки (одну из самых шикарных во всем фильме!). Джон кивнул им "угу", предоставил копию с вырезанной сценой, и после получения прокатного сертификата "R" просто разослал по кинотеатрам первоначальную версию, причем MPAA довольно долго не замечала столь вероломной хитрости :) Правда, в Америке сборы и реакция прессы все равно оказались довольно кислыми, зато настоящий фурор этот фильм вызывал в Европе, и особенно в Англии. После того, как год спустя (в 1977-м) ленту показали на 21-м международном кинофестивале в Лондоне, Джон Карпентер моментально стал в Англии известнейшим и почитаемым режиссером, в прокате его фильм бил все рекорды, а пресса сразу же присвоила картине звание "культовая классика". Одним словом - жизнь удалась, но только не на родине, в Штатах, на что Джон в свое время саркастично заметил: "В Германии меня считают кинорежиссером, для англичан я - артист, а в Штатах я попросту бомж!".
Конечно, с подобным высказыванием режиссер погорячился, ибо крупные голливудские студии не приглашают бомжей снимать свои фильмы ;), но толика правды в этом, безусловно, есть, ибо американская студийная система рассматривает его лишь как популярного жанрового режиссера, в то время как остальной мир уже давно видит в нем артиста уникального таланта и истинно культовую фигуру. Намного более культовую, чем его фильмы, многие из которых очень быстро заработали столь почетный статус. "Assault On Precinct 13" - один из самых лучших фильмов режиссера, впечатляющий пример того, как нужно ГРАМОТНО снимать низкобюджетные фильмы, и конечно же, это давно уже мегакульт, растащенный на цитаты. Смотреть ВСЕМ обязательно!
31 мая 2009, 23:07 Вячеслав
Как это мотивов нападения нет? а самое начало фильма, когда бандиты поклялись на крови отомстить за шестерых. Это разве не мотив?
25 сентября 2009, 21:01 Партапопа Авакума
Нет, это не мотив.
01 февраля 2011, 20:01 Корнилиус
После просмотра этого фильма очередной раз убедился, что римэйки почти всегда на голову лучше оригинала.
08 сентября 2011, 16:42 Задрилиус
Корнилиус ты мудак иди выпей яду, ибо с таким дурновкусием лучше сдохнуть
24 декабря 2011, 20:06 Уебилиус
Корнилиус, сделай так, как Задрилиус велит.
20 августа 2011, 22:28 Megagrandfather
После просмотра этого фильма очередной раз убедился,что римэйки почти всегда на голову хуже оригинала.