История безумного "стравливания" чужих с хищниками берет свое начало в конце восьмидесятых, когда охочие до денег фирмачи из Dark Horse Comics решили "наварить" на фанатах обоих киномонстров сразу, выпустив серию комиксов про их противостояние. У киношников с чувством юмора тоже все было в порядке, поэтому на съемках "Хищника 2" в трофейную комнату инопланетного корабля хищника декораторы поместили череп чужого, который прекрасно виден в одном из финальных эпизодов ленты. Фирмачи из Фокса, в свою очередь, не оценили киноманский юмор своих подчиненных, но пришли в восторг от идеи "скрещивания" обоих сериалов (благо и "Чужой", и "Хищник" были их собственностью), для чего в 1991-м году оперативно прикупили сценарий Питера Бриггса (Peter Briggs), который тот за шесть недель по-быстрому накропал, чтобы избавиться от контрактных обязательств перед Paramount UK. И если бы не уход с поста тогдашнего руководителя Fox Джо Рота (Joe Roth), то мир получил бы "Чужого Против Хищника" еще в начале девяностых, но Джо ушел, и проект положили на полку. Окей, не получилось с кино, но ведь есть еще и другие формы media, на которых можно "варить бабло", поэтому на рынок выбросили не только серию комиксов, но и кучу видеоигр, игрушки, саундтрэк (к PC-игре) и даже серию игральных карт! Чужие уже лет десять воевали с хищниками где только можно, но... все не на экране кинотеатров. Ситуация, однако, стала стремительно развиваться после того, как за дело взялся молодой и энергичный Пол Андерсон, за плечами которого были не только успешные киноадаптации видеоигр ("Mortal Combat", "Resident Evil"), но и фантастические фильмы "Event Horizon" и "Soldier". Представив Фоксу свой вариант сценария и взявшись за режиссуру (пожертвовав при этом креслом режиссера "Resident Evil: Apocalypse" и "Mortal Kombat: Domination"), Андерсон выбил из студии неплохой бюджет в шестьдесят миллионов долларов и резво отправился его тратить в Прагу, которая в последнее время стала очень популярным местом у киношников не только из-за относительной дешевизны, но и в немалой степени благодаря отличному пиву и длинноногим блондинистым красавицам... ;) (Последний пункт для Пола, правда, не особо актуален, ибо он и так неплохо сожительствует с длинноногой хохлушкой Милой Йовович еще со времен "Обители Зла"... ;))

Кхм, что-то я отвлекся, итак - "наши дни", один из низкоорбитальных спутников быстро набирающей обороты "Weyland Industries" засекает над Антарктикой выброс тепловой энергии. Анализ спутниковых данных показал, что на глубине под толстым слоем льда погребена пирамида, сочетающая в себе элементы трех "пирамидостроительных культур" древности - ацтеков, египтян и майя. Глава корпорации (на эпизодическую роль его "подельника", Джона Ютани (John Yutani) хотели пригласить сначала "робокопа" Питера Веллера (Peter Weller), а потом и Гэри Бизи (Gary Busey), но оба актера отказались, и тогда создателям пришлось ограничиться одним лишь стариной Лэнсом, который был призван приштопать ярко-белыми нитками историю этого кина к мифологии саги о чужих, в трех частях которой фигурировала могущественная "Weyland-Yutani Company"...), Чарльз Бишоп Вейланд, решил лично возглавить экспедицию к подножию пирамиды, для чего собрал пеструю команду из разного рода ученых, бурильщиков, вояк и одной чернож..., эээ, простите, черноКОЖЕЙ, нигг..., то есть, афроамериканки-скалолазки :) Благополучно добравшись до места, экспедиция, однако, обнаружила уже пробитый к пирамиде туннель, и все что им оставалось сделать - это спустится к ее подножию. Ну а там...

...А там начался тотальный беспредел, клиническая идиотия и полное наплевательство на все, на что только можно было наплевать, включая законы физики, историю, элементарный здравый смысл и, что самое страшное, мифологию обеих франшиз! И если первые двадцать минут все развивается довольно бодренько и даже более-менее внятно, то, как только герои попадают в туннель, все, начинается полнейшее "сливай воду", и оставшиеся 70 минут зритель в недоуменни наблюдает за все большим и большим количеством маразма, волна которого вскоре накрывает весь зрительный зал "девятым валом" абсолютно безумной и мегатрэшевой в своей детской непосредственности концовки. Это конечно не "House Of The Dead", который по степени идиотии и мегатреша превзойти, пожалуй, уже попросту невозможно, но местами очень близко к оному, и "знающим людям" это говорит о многом!

"Разбора полетов", по сути дела, заслуживают чуть ли не все эпизоды фильма, но я отмечу лишь наиболее вопиющие в своем идиотизме моменты :) Сначала коснемся изменений в мифологии франшиз. Из "Чужих" наиболее очевидное - мегаускоренный цикл созревания "плода" внутри человеческого организма. Если раньше для этого требовалось как минимум несколько дней, то в "АВП" все происходит чуть ли не за считанные минуты! Акселерация, етить! "Хищнику" тоже досталось на орехи, но немного в другом ключе - климатическом. В фильмах про хищника явно сказано, что они прилетают на нашу планету только в самые жаркие года, подразумевая, что сами они с жаркой планеты и не переносят пониженной температуры. Тут же хищники спокойно рассекают в Антарктике (!!!) вообще без теплых вещей и даже какого-никакого шарфика, и ничего, чувствуют себя отлично, даже не кашляют (наверное, Coldrex и их с успехом защищает от простуды и гриппа! (на правах рекламы)) :) Далее, нам говорится, что пирамида была построена людьми в Антарктике очень давно, когда эта область планеты еще не была покрыта снегом, однако льды там лежат еще с Плеоценской эры, а это больше пяти миллионов лет (!!!) - задолго до появления первого человека, за ОЧЕНЬ долго! ;) На фоне этой чудовищной глупости уже не воспринимаются слова Вейланда о том, что заброшенный поселок находится прямо над пирамидой, однако именно оттуда начинается туннель в 2000 футов глубиной идущий под углом 30 градусов к ее подножию, то бишь пирамида находится довольно далеко в стороне от поселка, но никак не прямо под ним :) И, как говорится, "т.д. и т.п.", если перечислять все глупости и откровенную чушь этого фильма, то и десяти страниц не хватит, а ведь мы еще не добрались до самого главного - зачем все это нужно? Действительно, зачем вот все это нужно, пирамиды, чужие, хищники... Что за война, с какого хрена она ведется на Земле, да еще и в пирамиде, погребенной под толщей льда в Антарктике? Ну как же, на эти резонные вопросы у сценариста и парохода..., тьфу ты, я хотел сказать - режиссера, Пола В. С. Андерсона есть весьма достойный ответ – оказывается, хищники с незапамятных времен (за которые их технология, судя по фильму, не продвинулась ни на йоту :)) используют нашу голубую планетку как полигон для боевого крещения своих воинов (они ведь раса вояк-охотников, по легенде), но только если люди "тренируются на кошках", то хищники - на чужих, которых специально для этих целей в пирамидах и разводят, используя людишек для вынашивания детишек... ЧУЖИХ детишек, разумеется! ;) Вот такие дела, а вы что подумали?! Это вам не в тапки срать, душа хищника - потемки... и логика его, кстати, тоже.

Темно, вероятно, было и в мозгу Пола Андерсона, когда он писал весь этот бред, который на экране выглядит, скорее всего, еще "дичее", чем на бумаге. Будучи по своей первооснове чистой воды экшеном, весьма удивительно наблюдать практически полное отсутствие в фильме хоть мало-мальски значимых экшн-эпизодов, ибо большую часть ленты (и так не длинной) ее персонажи только и делают, что бегают друг от друга по узким коридорам пирамиды, иногда и на короткое время встречаясь в крошечных "минисхватках", снятых к тому же дергающейся ручной камерой и смонтированных так, что понять "кто кого мочит" практически невозможно. Во время просмотра зрителю абсолютно наплевать на всех участников "драчки", ибо чужие носятся по коридорам как бойцовские собачки, дебиловатые вояки-хищники (коих изначально было трое, но большую часть фильма отбегал всего один ;)) довольно вяло с ними "мочатся", ну а людишки во всей этой заварухе демонстрируют чудеса идиотизма и довольно быстро становятся невольными мамашками для новых чужих. И лишь пара "principal characters" доживает до мегатрешевого идиотского финала, в котором черную альпинистку "инициирует" оторванной лапкой facehugger'a белый ари..., эээ, то бишь, хищнический воин }:> В зале слезы умиления и одобрительные хлопки, под которые как феникс из пепла, а в нашем случае скорее как пингвин из-подо льда, выскакивает недобитая "королева чужих", и давай с новыми силами гоняться по искусственному снегу студии Барандов за только что инициированной скалолазкой... Одним словом, Эд Вуд отдыхает, молодое поколение достойно продолжает дело великого плохиша! :)

Безусловно, сама идея совместить двух культовых киномонстров в едином пространстве и заставить их сражаться друг с другом изначально не выдерживала никакой критики, ибо настрой обеих историй абсолютно разный и ни одна из франшиз от подобной селекции ничего не выигрывала. Но то, что еще хоть как-то "проканывало" в комиксах и играх, никоим образом не работает на широком экране и воспринимается вполне однозначно - как идиотский и никому не нужный детсадовский бред, напрягающий как поклонников "Чужих", так и фанатов "Хищника". Помимо своей откровенной идиотии и сценарной беспомощности, фильм Пола Андерсона откровенно скучен и зануден, что особенно удивительно, учитывая предыдущие работы режиссера. Более того, это единственный фильм из обеих франшиз, имеющий "подростковый" рейтинг PG-13, в то время как все "Чужие" и "Хищники" стабильно получали "взрослый" рейтинг R, что, естественно, вполне очевидным образом сказалось на количестве и качестве насилия - его, как уже отмечалось, здесь совсем немного и оно полностью бескровное, если, конечно, не учитывать желтую кислоту чужих и зеленую "кровь" хищников (которая, кстати говоря, является не чем иным, как фосфоресцирующим химическим раствором из пластиковых трубок искусственного света - у спасателей и путешественников таких в избытке) :) Рассчитано все это дело явно на детей младшего школьного возраста, но даже они, я думаю, в большинстве своем будут плеваться, ибо игры уж всяко поинтереснее и увлекательнее получившегося целлулоидного говна будут. Видимо, поняв, что на этот раз он действительно снял нечто невообразимо отстойное, Пол Андерсон во всех интервью быстренько заявил, что снимал он фильм изначально под рейтинг R, и что буквально за пару недель до релиза студия настояла на перемонтаже материала под стандарты PG-13, выкинув из картины многие важные эпизоды, и что это, мол, не его "режиссерская версия". Однако Питер Бриггс, который читал все версии сценария Андерсона, опровергает подобные заявления Пола и говорит о том, что никаких особенных изменений по сравнению с финальной версией сценария готовая картина не претерпела. Конечно, кое-где были подсокращены и так безмерно идиотские диалоги, но не более того... и лично я этому верю, ибо даже корректировка некоторых вещей все равно не сможет спасти вселенскую идиотию противостояния Чужого и Хищника.

Читая эту рецензию может сложиться впечатление, что фильм ну просто неимоверное дерьмо, - так оно и есть :), но даже в бочке дерьма может быть небольшая ложечка меда. В данном случае я говорю о замечательном art direction и кое-каких чисто андерсоновских моментах в работе с камерой, которые смотрятся стильно и красиво. К сожалению, моментов этих во всем фильме кот наплакал, и общее безнадежное положение дел они не спасают, что жаль. Ни любителям "Чужих", не поклонникам "Хищника" смотреть данное дерьмо не рекомендую, если только вы не мазохист, но если вам от 8 до 12-ти, то может, данная "киношка" в ваших глазах хоть как-нибудь да "проканает"...[br][br] P.S. Особый бизнес этот фильм не сделал - при бюджете в 60 миллионов и 35 "лимонов" на рекламу, в прокате Штатов "AvP" собрал 80, и еще 32 по всему миру. Деньги не сказать, чтобы супер, но и не финансовый провал, так что есть вероятность запуска сиквела (про что в конце своего сценария, прочитанного Питером Бриггсом, открытым текстом писал Пол Андерсон - "Lex will return in A-P-A...Alien/Predator: Annihilation"), хотя конечно "чур меня чур!"...