В Лондоне семидесятых полиция приезжает на место лобового столкновения двух автомобилей и находит между ними выжившего. После чего мы переносимся в Англию середины девятнадцатого века, где прогрессивный аристократ Сэр Хьюго Каннингэм фотографирует умирающих с целью поймать момент отделения души от тела. И ему это удается, правда, вскоре он выясняет, что на фотографиях и "движущихся картинках" он запечатлел не отделение души от тела, а приход к умирающему Асфикса, - духа смерти по верованиям древних греков. Более того, с помощью специального светового луча он смог "поймать" этого духа и заточить в хитроумно сконструированный аппарат, а значит, в теории, сделать существо бессмертным. Ведь если Асфикс не заберет с собой душу умирающего, то значит тот и не умрет. Решив поставить опыт на себе, Сэр Хьюго с помощью приемного сына Джайлза поймал свой Асфикс, однако смелые "научные" прорывы имеют свою цену, которую сполна заплатил честолюбивый исследователь...

Являясь классическим образцом неторопливых жанровых лент Британии начала семидесятых, "Асфикс", к сожалению, взял из них все самое скучное, хотя с технической точки зрения картина очень компетентна, ведь снимал ее в ультра широком (2.35:1) формате "Todd-AO 35" самый, пожалуй, заслуженный и три раза оскароносный британский оператор Фредди Янг (Freddie Young). А ставил ее другой оператор, Питер Ньюбрук, заслуженно не заслуженный ;), для которого "Асфикс" стал первой и последней "ходкой" в режиссуру. И правильно, ибо хотя я и не знаю, насколько хороши или плохи операторские работы Питера, но его единственная режиссерская работа отнюдь не хороша, несмотря даже на то, что в его распоряжении были отличные актеры, богатые декорации и действительно талантливый оператор. Всеми этими ресурсами господин Ньюбрук распорядился явно не рачительно, в результате чего у него получилось исключительно скучное "разговорное" кино на тему опасностей парапсихологии и вмешательства человека "в дела божьи". С занудными длинными разговорами, бесконечными "страданиями и метаниями" по поводу потенциального бессмертия и очень смешной и исключительно нелепой, с моей точки зрения, развязкой.

Будучи "по основной профессии" оператором, Питер Ньюбрук может, безусловно, ставить кадр и давать правильные инструкции своему знаменитому коллеге, но на этом все, собственно, и заканчивается, потому что актеры во многих сценах выглядят потерянными, а простая, на самом то деле, история, неторопливо ползет до своей нелепой развязки черепашьими темпами, хотя хронометраж картины совсем небольшой, - всего 86 минут. В оригинальной британской версии, в то время как для Штатов сделали более длинную 98-ми минутную версию, которая уже просто запредельно скучная :) Частично, впрочем, я могу переложить ответственность за эту несусветную скуку на авторов "оригинальной идеи" Лоуренса и Кристину Бирс (Laurence Beers, Christina Beers), а также на сценариста Брайана Компорта (Brian Comport), который из их "оригинальной идеи" сварганил окончательный сценарий. Талантом явно не блиставший, отчего он и стал последней сценарной работой Брайана в кино.

Вообще, явный талант нам демонстрируют на экране лишь основные актеры и оператор Фредди Янг за камерой, в то время как все остальные "творческие элементы" постановки может и не бесталанны, но их таланты тут нигде не проявились. По большому счету с такими актерами и Фредди Янгом этот фильм мог снять любой, и результат уж совершенно точно получился бы не хуже, чем у господина Ньюбрука, а может быть и лучше. Потому что даже "разговорное" кино можно снять талантливо и интересно, а жанровой продукции сам бог велел быть развлекательной. Но нет, "Асфикс" не развлекает, если только не считать развлечением откровенно нелепый третий акт, в котором на экране нам показывают массу глупостей, как говорится, "with a straight face".

Не став в свое время прокатным хитом, но заработав, как это бывает со многим жанровым старьем, "микрокультовый" статус, картина обрела вторую жизнь на видео, и потенциально могла бы даже быть ремейкирована. Во всяком случае такие планы были у конторы Black & Blue Films, анонсировавшей свой ремейк 30 октября 2009-го года. Бабла, впрочем, на эту затею им собрать не удалось, поэтому на данный момент есть лишь одна версия этой "оригинальной истории", снятая в 1973-м году, которую вам можно посмотреть лишь исключительно "для галочки"... ;)