После грандиозного международного успеха "обновленного Бэтмэна", студия, разумеется, захотела получить продолжение, для чего вновь наняла сценариста Сэма Хэмма (Sam Hamm), который и написал непосредственный сиквел, в котором Женщина-Кошка и Пингвин охотились за спрятанными сокровищами. Бартон, который и так не горел желанием ставить вторую часть, был не в восторге от сценария Хэмма, и пригласил на его доработку Дэниэля Уотерса (Daniel Waters), который и довел материал до приемлемого для режиссера уровня. В свою очередь студия, мечтавшая вновь заполучить для постановки именно Бартона, по сути дела дала ему полный творческий карт-бланш, чем Тим, разумеется, не примянул воспользоваться, снова пригласив Майкла Китона на роль Бэтмэна. Тот, впрочем, тоже был не лыком шит, и потребовал от Warner серьезной прибавки к жалованию, на что фирмачи, разумеется, согласились. В копеечку обошлись продюсерам и другие персонажи этого фильма. Вместо неожиданно "залетевшей" Аннет Бенинг (Annette Bening), уже утвержденной на роль Женщины-Кошки, пришлось срочно подписывать контракт с Мишель Пфайфер, потребовавшей за роль три миллиона долларов, что было на два миллиона больше зарплаты Бенинг. Недешев оказался и главный злодей этой серии, зловещий Пингвин, в гениальном исполнении Денни ДеВито. Бартону, разумеется, тоже отвалили неслабо, а вот Кристофер Уокен довольствовался своим обычным, не сказать, чтобы высоким, гонораром. Кстати говоря, поначалу Бартон вообще не хотел его брать на роль Макса Шрека (этот персонаж, носящий имя и фамилию легендарного немецкого актера, сыгравшего Носферату, был специально создан для фильма, так как в комиксах такого героя нет), аргументируя это тем, что он Уокена боится. "Но ведь на то он и злодей, чтобы его боятся!" - парировала режиссер по кастингу Марион Догерти (Marion Dougherty), и Кристофер был утвержден. Майкл Гофф, разумеется, вернулся в образе дворецкого Альфреда, и с таким вот потрясающим кастингом, новый фильм о Бэтмэне рассказал историю...

...уродливого младенца, люльку которого богатые родители скинули с моста в речку, надеясь на его погибель. Но малыш попал в канализацию и выжил, вскормленный пингвинами. Через тридцать три года после этого события, возмужавший Пингвин со своей бандой цирковых акробатов и клоунов решил заявить о себе миру, для начала похитив индустриального магната Шрека. Зная про грязные делишки Макса, Пингвин предложил ему сделку - нефть в обмен на продовольствие... Тьфу ты! Я имел ввиду - сокрытие многочисленного компромата на Шрека в обмен на триумфальное возвращение Пингвина в Готэм сити в качестве героя. Разумеется, Макс согласился, не только сделав Пингвина героем, но и начав активную пиар кампанию по продвижению его в мэры города! Между тем, в замечательном зверинце Готэм сити в составе благородной Летучей Мышки и злобного Пингвина наметилось пополнение - Макс Шрек выкинул из окна свою не в меру любопытную секретаршу Селину, которая, разбившись, стала мегасексуальной и когтистой Женщиной-Кошкой, примкнувшей поначалу к "плохим парням" в лице Пингвина и его цирковой банды. Впрочем, после вероломного предательства несостоявшегося мэра, она стала, как и всякая кошка, "гулять сама по себе", схлестнувшись в конце фильма со своим главным врагом и убийцей, Максом Шреком. Задачей же Бэтмэна, которого всегда тянуло к плохим девчонкам, из-за чего он чуть было не переспал с Селиной, стало не допустить уничтожения города пингвиньей армией, с чем наша летучая мышка, разумеется, справилась, промежду делом восстановив свое доброе имя (которое чуть ранее замарали Пингвин и Кошка, подставив крылатого мыша). Зло, как всегда, было повержено, а добро, с мощными кулаками и крыльями, вновь продолжило охранять Готэм сити от всякой нечисти, но что это за гибкая кошачья тень промелькнула в закоулке? ...

Получив от студии карт-бланш, второй фильм о Бэтмэне Тим Бартон превратил в настоящий готический суперкульт - мрачный, фантастический, местами трагический и темно-лиричный. Потрясающее темное воображение Бартона на этом проекте разыгралось не на шутку, благодаря чему пришлось делать многочисленный редизайн локаций, вещей и персонажей. Начнем, пожалуй, с персонажей. Как известно, Женщина-Кошка и Пингвин, наравне с почившем в прошлой серии Джокером, являются классическими злодеями серии комиксов, однако там их образы были представлены по другому. Женщина-Кошка, например, поначалу ходила в безразмерном зеленом платье, после чего ее образ художники немного переработали, и в течение последующих сорока лет она щеголяла уже в сексуальном сиреневом наряде с высокими черными сапогами и длинным хлыстом в руках. Для фильма дизайнеры решили сделать ее наряд совершенно другим, намного более агрессивным и сексуальным, в результате чего на свет появился ультрасексуальный латексный костюм Мишель Пфайфер, в самом прямом смысле выражения шитый белыми нитками! :) Латексным, впрочем, он выглядел лишь на экране, в то время как в реальности костюм был сделан из резины, и художникам каждый раз приходилось его красить "под латекс", чтобы добиться характерного блеска под яркими софитами. Так как оная малокомфортная одежка была совсем недолговечной, за шестимесячный съемочный период Мишель Пфайфер умудрилась испортить около шестидесяти костюмов, каждый из которых стоил тысячу долларов. Однако наиболее серьезной переделке подвергся персонаж Денни ДеВито, Пингвин, который в комиксах изображался забавным толстячком в пенсне, высокой шляпе и с неизменным мундштуком в зубах. Именно такими советские карикатуристы обычно изображали кровопийц-буржуев, но не таким видел данного персонажа Бартон. На его скетчах Пингвин предстал в виде маленького уродливого фрика со сросшимися пальцами, длинным крючковатым носом и страшными, гнилыми зубами. Таким, в общем-то, и предстал перед зрителями загримированный Дени ДеВито, которого в виде Пингвина и родная мама не узнала бы, но который, зато, на сто пятьдесят процентов вжился в трагический и злодейский образ своего персонажа. Как до него Николсон, ДеВито в роли Пингвина гениален, и своей мощной игрой продолжает традицию "серьезных" киноадаптаций комиксов. Да и действительно, куда уж серьезней - Бэтмэн в этом фильме не просто борется со злом, а УБИВАЕТ, главный злодей - отвратительный маленький фрик, у которого изо рта постоянно идет черная слизь, а население Готэм-сити - просто масса дебилов, которым с помощью простых пиар манипуляций можно навязать и монстра в качестве мэра (очевидная социальная сатира Бартона). При этом, по сравнению с первой частью, в ленте уже нет откровенно комических эпизодов, кроме совсем крошечных, а общий настрой фильма - безысходный и запредельно мрачный. Повысился и уровень насилия, которое теперь стало менее комиксовым и более реалистичным.

Отказавшись от услуг Pinewood Studios, второго Бэтмэна снимали в огромных павильонах Warner Brothers, и декорации для фильма, которые сделали мобильными (в результате чего Мишель Пфайфер каждый день не могла найти съемочную площадку, так как за ночь все декорации обычно передвигали на новые позиции :)), заняли более пятидесяти процентов всех доступных площадей студии. Помимо основных персонажей фильма, определенному редизайну подвергся и облик Готэм-сити, из которого сделали откровенно "фашистский" город с громадными нордическими статуями и величественной монументальной архитектурой. Изменили и дизайн костюма Бэтмэна, сделав его менее "анатомически корректным", и добавив на штаны "молнию", по личной просьбе Майкла Китона ;) Так как для реализации грандиозных задумок Бартона "классических" кинотехнологий уже было мало, то продюсеры не поскупились, забашляв за технологии новые, цифровые. Так, к примеру, помимо аниматронных (которыми занималась легендарная студия Стэна Уинстона) и немногочисленных живых пингвинов, во многих "массовых сценах" используются их цифровые дубли, неотличимые от настоящих. Также, в некоторые эпизоды фильма были добавлены стаи компьютерных летучих мышей, и таким образом "Бэтмэн 2" стал первой лентой, где использовались цифровые образы реальных животных (за эту работу команда по спецэффектам даже была номинирована на Оскар, но статуэтку так и не получила). Также он стал первым фильмом, который смикшировали в новейшем на тот момент цифровом формате многоканального звука Dolby Digital. А микшировать там было чего, начиная от гениальной, как обычно, музыки Дэнни Эльфмана (Danny Elfman), и заканчивая потрясающими для своего времени пространственными звуковыми эффектами. Кстати говоря, насчет музыки. Если в первой части были использованы песни попсового Принца, то для второго фильма Бартон не постеснялся пригласить настоящих готов, британскую группу "Siouxsie & The Banshees", которые на слова и музыку Эльфмана записали песню "Face To Face", идущую в конечных титрах (также на нее был снят промо-клип, рекламирующий фильм).

Хотя и первый и второй "Бэтмэн" обладают одинаковым рейтингом PG-13, их отличие друг от друга в плане настроения и атмосферы - радикальное, к чему явно были не готовы родители, приведшие своих чад на очередную "сказку про Бэтмэна". Вместо легковесного, пускай и мрачноватого фильма, они получили мрачнейшую и безысходную картину с кучей насилия, злобных фриков и открытой BDSM сексуальности в лице Женщины-Кошки и заигрывающего с ней Пингвина. Разумеется, все это не могло не повлиять на сборы, и хотя лента дебютировала рекордными для своего времени 47.7 миллионами долларов за первые три дня проката, в конечном итоге фильм собрал 163 миллиона, против 251 первого "Бэтмэна". За границей сборы также оказались скромнее, 104 миллиона против 160 первой картины, при этом затраты на производство, по сравнению с первой лентой, выросли в два с лишним раза, с тридцати пяти миллионов до восьмидесяти! Разумеется, это весьма неплохой результат, но с грандиозными сборами первой части, конечно, не идет ни в какое сравнение. Вероятно, именно по этой причине следующие два фильма, "Batman Forever" (1995) и "Batman & Robin" (1997), поставленные Джоэлем Шумахером (Joel Schumacher), сделаны в намного более легковесном и позитивном ключе, нежели фильмы Бартона. Но именно по этой причине они не идут ни в какое сравнение с темно-готическими шедеврами Бартона, который, по сути, и возродил персонаж Бэтмэна для новой жизни на большом экране. "Бэтмэн Возвращается", с моей точки зрения, является настоящим готическим шедевром, и на данный момент лучшим фильмом всего сериала с участием одного из лучших комиксных злодеев, Пингвина. В принципе, мрачный и серьезный приквел Кристофера Нолана (Christopher Nolan) "Batman Begins" (2005) делает серьезный шаг в сторону от глупостей Шумахера и частично вступает на территорию Бартона, но если фильмы Тима откровенно готические, то ленту Нолана можно назвать, скорее, "индустриальной". Как бы там ни было, "Batman Returns" должен быть в коллекции любого уважающего себя поклонника кинематографа, ну а про готов я даже и не говорю - у них в коллекции должны быть практически все фильмы Бартона... ;)