С таких вот мрачно-неясных титров и начинается фильм "Begotten". То, что было порождено разумом автора и далее предстает перед взором зрителя находиться настолько за рамками всего, что когда-либо снимали и, наверное, снимут, что слова действительно беспомощны рядом с картинами и звуками этого произведения. Одна из особенностей фильма, – множество интерпретаций сюжета. Каждый видит в нем что-то свое и понимает его по-своему. С финальными титрами, впрочем, приходят подсказки, помогая дать персонажам имена и проанализировать происходящее. Итак...

В заброшенном доме посреди леса, под тиканье часов, Убивающий Себя Бог режет свое тело лезвием и умирает, истекая кровью. Появившаяся Мать Земля делает handjob (простите мой французский) трупу и оплодотворяет себя его семенем. Она уходит на берег озера, чтобы родить там сына, Плоть-на-Кости. Это существо, кажется, появилось на свет (или тьму?) лишь для одного, – бесконечных страданий и боли. Трясущегося в агонии, его подбирают обмотанные в лохмотья Кочевники, чтобы обречь на еще большие страдания...

Вот такая замечательная завязка у этой ленты, и если вам кажется, что она попахивает бредом, то учтите, что это лишь начало. Далее фильм растягивается в своеобразную эстетическую пытку (в хорошем смысле), погружаясь в липкое и вязкое безумие, наполненное странными и страшными образами.

Эдмунд Элиас Меридж написал сценарий к "Begotten" в середине восьмидесятых, и изначально он должен был вылиться в некое театрально-музыкальное представление; в то время режиссер занимался экспериментальным театром в Нью-Йорке. Но, как вскоре выяснилось, задуманная им постановка требовала больших денег, которых у двадцатилетнего парня, разумеется, не было, в отличие от больших амбиций. Поэтому он переключился на кино.

С момента начала работы над сценарием и до готовой копии фильма прошло три с половиной года. Значительная часть этого времени ушла на пост-продакшн и создание специального оптического принтера, на котором тот был сделан. Долгое время Элиас искал способ создать уникальное изображение, у которого не было бы аналогов, и когда он его наконец нашел, то оказалось, что необходимый для этого принтер стоил даже больше, чем постановка его сценария на сцене. Но начинающий режиссер не отчаялся, а просто... собрал машину сам! :)

Собственно первое, что бросается в глаза в начале просмотра "Порожденного", это уникальная техника обработки кадра. Фильм снят на черно-белую 16-ти миллиметровую пленку, но это не привычное всем ч/б кино. В нем почти отсутствуют оттенки серого, а есть лишь черные и белые цвета, создающие абсолютно потусторонний эффект. По словам самого Мериджа, на обработку одной минуты пленки требовалось от восьми до десяти часов, поэтому на процессинг всех семидесяти восьми минут ленты потребовалось больше восьми месяцев. Но результат его трудов поистине впечатляет, ибо изображение постоянно мигает, зерниться, а временами вообще не очень ясно, что именно происходит в кадре, но это лишь подстегивает воображение.

Не менее "извне" звучит и саундтрэк к фильму, который представляет собой монотонные и часто повторяющиеся звуки (типа шагов, хлюпанья и еще черт знает чего) с вкраплениями эмбиентной музыки. В Сети можно часто встретить описание этого фильма как немого. Так вот, это не совсем так. На самом деле в нем полно звуков, хоть и не очень громких. Просто в "Begotten" нет речи. За весь фильм вы не услышите не единого слова, но это не значит, что там нечего слушать. И уж совсем дикими, по-моему, являются предложения включить на фоне фильма какую-нибудь музыку :)

"Begotten" – невероятный по своему воздействию кинематографический эксперимент, "вживление" в реальность которого вы начинаете чувствовать буквально с первых же минут. Зритель, вместе с неровной камерой, подходит к стенам домика в лесу, чтобы заглянуть в темный проем окна. И, как ни странно, эти дергающиеся, неясные кадры и авангардные образы кажутся ему реальнее любых прекрасно снятых и до блеска вылизанных крупнобюджетных фильмов. Создается впечатление, будто кто-то прорубил окно в другую реальность, и через какое-то время уже сложно сказать, это вы заглядываете туда или тот потусторонний мир окружил вас со всех сторон.

Творчеству Мериджа вообще свойственна увлеченность эзотерикой, тайными символами и прочими оккультными делами, поэтому "Begotten" многогранен не только благодаря своей картинке. Этот фильм наполняют символы, которые всегда можно интерпретировать по-разному. Убивающий себя Бог, вылезающая из-под него Мать Земля и ее страдающий сын, конечно, прежде всего навевают мысли о язычестве и христианстве, которые здесь сильно переплетены. Темы жертвы и страданий, рождения и смерти, зацикленности всего сущего наполняют каждый кадр "Порожденного". Но помимо этого данная лента несет в себе идею о кинематографической реальности и ее связи с нашим миром, к чему Элиас вернется чуть позже в картине "Тень Вампира" ("Shadow Of The Vampire", 2000). И о художнике, творце, отдающем себя на растерзание и муки ради рождения чего-то нового и, возможно, прекрасного. И еще много о чем, ибо каждый найдет в этом фильме что-то свое. Но лучше его воспринимать не разумом, а сердцем. Отдайтесь своему подсознанию и образам, которые извлечет из него "Begotten"... если, конечно, не побоитесь ;)

Э. Элиас Меридж создал настоящий шедевр, стоящий особняком вообще от всего кинематографа, фильм, обреченный носить звание культа. Но как и большая часть культовых фильмов, эта лента прошла через трудную историю создания. Нехватка средств, техники, и вообще всего, заставляла режиссера идти на любые ухищрения. Он долго ходил по разным студиям, прося отдать ему ненужные детали и аппараты, из которых он впоследствии собрал свое "волшебное" устройство. Еще он "подхалтуривал" за полцены на ниве спецэффектов и операторской работы, пустив заработанное на озвучку "Begotten".

Большую часть своего фильма Элиас снял на территории строящегося парка в Нью-Джерси, и это ему ничего не стоило. Более того, работавшие там строители были так милы, что даже притащили по просьбе режиссера небольшую гору :) Одним словом, талантливое творчество иногда создает настоящую магию, которую сможет почувствовать любой, кто прикоснется к этому произведению, не побоюсь этого слова, искусства. Конечно, кому-то "Begotten" может показаться отвратительным низкопробным трэшем, а кому-то страшным и безумным хоррором, снятым наркоманом. Но я абсолютно уверен, что после его просмотра никто не остался и не останется безразличным. Из тех немногих, кто эту ленту видел, разумеется.[br][br] Итог: культ, выходящий за границы нашей реальности, но особо впечатлительным я бы его советовать не стал.[br][br] P.S., или пара интересных фактов о фильме:[br][br] 1. Э. Элиас Меридж, помимо всего прочего, является режиссером клипа Мэрлина Мэнсона на песню "Cryptorchid" в котором использованы кадры из "Порожденного". С музыкой Мэрлина, надо сказать, они отлично сочетаются![br] 2. Финальная сцена с пробивающимися из-под земли цветами была снята в большом террариуме, так сказать, вживую. И вообще, в фильме полностью отсутствует какая-либо компьютерная обработка.