Дэвид Туои до недавнего времени был в основном известен как успешный сценарист, написавший сценарии или сюжеты, помимо прочих, к таким известным фильмам, как "Чернокнижник", "Водный Мир", "Рядовая Джейн" или, к примеру, "Зубастики 2" :) Однако все в одночасье переменилось после того, как Туои написал сценарий и поставил как режиссер трэш-фантастический фильм "Pitch Black" (у нас в прокате его "перевели" как "Черная Дыра", в то время как настоящее название будет что-то вроде "Кромешная Тьма"), который, к удивлению многих, не только собрал отличную кассу, но и "вывел в люди" актера Вина Дизеля (Vin Diesel). Успех "Pitch Black", надо сказать, лично мне не очень понятен, ибо с моей точки зрения фильм слабоват и как фантастика, и как ужасы, но, видимо, эта картина просто удачно попала в момент "фантастического безрыбья" на американских экранах, благодаря чему и была замечена и обласкана не только рядовыми зрителями и содержимым их кошельков, но и критиками. Как бы то ни было, своим следующим проектом Туои избрал "подводный мистический триллер" "Below", сценарий которого был им написан совместно с "молодым дарованием" Дарреном Аронофски (Darren Aronofsky) и Лукасом Суссманом (Lucas Sussman). Надо сказать, что сценарий "Глубины" был готов еще в 1999-м году, и первоначально режиссером должен был быть Аронофски, однако последний избрал для себя постановку "Реквиема по Мечте" (Requiem For A Dream), в результате чего сценарий пролежал на полке пару лет, пока про него не вспомнил Туои и не решил ставить фильм самостоятельно. Таким вот причудливым образом и появился на свет этот проект, но его проблемы на этом не закончились. Продюсировала картину контора братьев Вайнштайнов (Bob & Harvey Weinstein) MIRAMAX, однако по каким-то своим личным причинам этот фильм Дэвида Туои Вайнштайны решили "завалить", что не составило для них никакого труда. Картина просто не была выпущена в широкий прокат, а ограничилась лишь 150-160 экранами, что для Штатов смехотворно, после чего пошла прямиком на видео без какой-либо рекламной компании или даже минимального промоушна... Однако благодаря позитивному "word of mouth" это кино не затерялось на самых дальних и пыльных полках видеомагазинов, и многие любители мистических ужасов не пожалели, что приобрели его себе в коллекцию...
1943 год. Экипаж американской подводной лодки замечает небольшой плот с терпящими бедствие людьми и берет их к себе на борт. Это были англичане, судно которых потопили пару дней назад, и среди них была женщина... очень плохая примета на море. Однако вовсе не "женщина на борту" была виновата в неприятностях, которые обрушились на лодку через некоторое время после ее восхождения на борт. Темная история приключилась в этом плавании, и теперь экипажу субмарины пришло время расплачиваться за прошлые грехи...
Фильмы "про подводные лодки" обычно получаются либо очень хорошими, либо очень плохими, и редко когда "средними". Слава богу, "Below" принадлежит к первой категории, но у картины есть серьезные отличия от "обычных" лент про героическую службу подводников - здесь действуют потусторонние силы... И нагоняют страху, надо сказать, они весьма солидно не только на непосредственных участников подводной драмы, но и на зрителя, который во многих моментах будет подпрыгивать в кресле от страха. В отличие от своей предыдущей картины, где особого саспенса, с моей точки зрения, не было, в этом фильме Дэвиду Туои удалось показать высший пилотаж по части постепенного нагнетания атмосферы неуютного страха, плавно переходящего в леденящий душу ужас от встречи с проявлениями потустороннего. Психологически этот фильм работает просто безупречно, разделив действие на три условные части: в первой из них зрителям представляют всех основных действующих лиц и постепенно нагнетают нервную атмосферу неопределенности и саспенса; во второй части действующие лица вплотную сталкиваются с ужасными проявлениями потустороннего, и психологическое напряжение зрителя просто зашкаливает, заставляя пугаться даже вполне обычного шороха и звука, не говоря уже про моменты, где нас по-настоящему пугают; и третья часть - это развязка фильма, где все разрозненные ниточки недомолвок и догадок сплетаются в единое полотно с отчетливым рисунком того, что действительно случилось на борту подлодки и стало причиной столь кошмарных событий.
Чтобы подобный фильм "работал", нужны две основные составляющие - мастерство режиссера и прекрасно подобранный актерский состав. Ни к первому, ни ко второму на данной картине у меня нареканий нет. Клаустрофобия тесных помещений подводной лодки, непростые взаимоотношения ее обитателей и пугающая атмосфера потустороннего передана Дэвидом Туои мастерски, и отчетливо видно, что режиссер манипулирует многочисленными эмоциями зрителя со знанием дела. Актерский коллектив картины подобран идеально, и их прекрасная игра не заставляет ни на секунду усомниться в подлинности переживаемых на экране эмоций и реалистичности совершаемых поступков.
Снят и смонтирован фильм подстать режиссуре и актерской игре - просто на "отлично". В моментах, где нужна динамика для усиления психологического эффекта паники, к примеру, камера активно двигается за своими персонажами, не выпуская их из действия ни на секунду, в то время как особенно зловещие моменты выполнены с использованием статичных планов (или медленного движения) и очень грамотного монтажа. Помимо прекрасных съемок внутри подводной лодки, очень радуют глаз сделанные с большим вкусом эпизоды вне субмарины, причем как надводные, так, в особенности, и подводные моменты. Музыкальное сопровождение этого фильма минимально, причем используются главным образом лишь шумы и специальные звуковые эффекты, что я считаю очень правильным решением для любой картины про подлодки вообще, и для этой ленты в частности.
Фильм действительно хорош на нескольких уровнях восприятия. Это и прекрасный образчик психологической драмы, разыгрывающейся в закрытом пространстве подводной лодки, и очень качественный образец действительно жуткого мистического хоррора, и даже немного "фильм про войну". Данная картина наверняка понравится весьма широкой категории зрителей, но особенно на нее стоит обратить внимание любителям качественных триллеров и мистических хорроров, ибо очень неуютный просмотр и реально страшные моменты вам гарантированы...
02 декабря 2011, 02:56 Ah
Фильм не уникален по атмосфере, но действительно мастерски продуман и поставлен. Правда присутствие в кадре Брюса Гринвуда, сразу снимает вопрос "Кто виноват?"
25 декабря 2011, 21:32 edinorojek
Клаустрофобии, правда, маловато получилось. В "Das Boot" вот её было выше крыше - прямо ощущалось теснота, скученность и сырость. Сюжет очень оригинален, однако атмосферы ИМХО не хватает.