Через тринадцать лет после выхода кровавого сиквела "Реаниматора", снятого Брайаном еще в Штатах, на "голубые экраны" всего мира (ограниченный театральный прокат картина имела лишь в Испании) выходит долгожданный третий фильм о похождениях безумного гения, доктора Веста.

За его, мягко говоря, рисковые эксперименты, медицинского работника Герберта арестовали и посадили за решетку, но даже там пытливый ум ученого не собирался сдаваться, и работа продолжалась на подручном материале - крысах. За пятнадцать лет своей "отсидки" доктору удалось достичь реального прогресса в понимании механизма жизни и смерти. Оказывается, недостаточно было просто реанимировать мертвое тело с помощью зеленого реагента, ибо в этом случае, как мы помним из предыдущих серий, подопытный превращался в безумца и начинал крушить все на своем пути. Чтобы вернуть реанимированному "человеческое лицо", нужно было ввести порцию эктоплазмы - вещества, три с половиной грамма которого человек и теряет в момент своей смерти. В тюряге доктору удалось разработать методику захвата этой самой эктоплазмы, а посему дело оставалось за малым - проверить теорию на практике, но без основного реагента сделать это не представлялось возможным. Но тут, как черт из табакерки, в тюрьму приехал новый доктор, Говард Филипс (очевидный кивок в сторону Говарда Филипса Лавкрафта, по мотивам рассказа которого и был поставлен первый фильм), и привез Герберту Весту его реагент...

За тринадцать лет, прошедшие с момента выхода второго фильма, в жанровом кино вообще и для Брайана Юзны в частности изменилось очень многое. Так, после тяжелого и можно даже сказать кризисного периода девяностых, в Штатах началось возрождение жанрового кино, а вместе с ним, под давлением крупных студий, и цензурно-рейтинговые послабления (правда, только для "больших парней"). Ну, а сам Брайан, уехав в середине девяностых в Испанию "строить любовь"... эээ, я хотел сказать, продюсировать жанровое кино под крылом крупнейшего испанского кинодистрибьютора FILMAX, исправно выдавал на-гора низкобюджетные (до пяти миллионов долларов) жанровые фильмы, дав, в частности, работу многим своим старым друзьям. Именно на базе своей новой конторы Fantastic Factory господин Юзна получил возможность сделать третий фильм о докторе Весте, слухи о котором шли уже очень давно, но было непонятно, как это будет работать без основных персонажей первых двух частей - доктора Карла Хилла (Carl Hill, точнее, его отрубленной головы с крыльями летучей мыши ;)) и доктора Дэна Кейна (Dr. Dan Cain). Дэвид Гейл (David Gale), игравший голову, скончался в 1991-м, а исполнитель роли Кейна, Брюс Эббот (Bruce Abbott), в начале двухтысячных полностью отошел от актерства и занялся печатным бизнесом. Но в мире кино, как мы знаем, нет ничего невозможного, поэтому в новом фильме истинной суперзвездой остался лишь доктор Вест, в гениальном, как всегда, исполнении Джеффри Комбса, а "на подтанцовки" ему выписали симпатичную испанку Эльзу Патаки, и анемичного ирландца (засветившегося в небольшой роли в "Титанике" Джеймса Камерона) Джейсона Барри. Именно эта троица, плюс испанец Симон Андрю в роли деспотичного и жестокого начальника тюрьмы (списанного, кстати, вплоть до внешности с персонажа Томми Ли Джонса из "Прирожденных Убийц" ;)) и "задают жару" на всем протяжении фильма, и особенно в его третьем акте.

Никаких откровений от этой ленты зрителю ждать не приходится, ибо общий концепт остается без изменений - у нас есть труп, мы его реанимируем, потом появляется еще один труп, мы его снова реанимируем, и так до тех самых пор, пока не начинается тотальный расколбас. Но вся фишка серии как раз в этом и заключается - в постепенном подходе к тотальному расколбасу, когда "all Hell breaks loose", как говорят американцы. В первой части этим "хеллом" были ультракровавые разборки в морге, во второй - штурм толпами зомби подвальной лаборатории Веста с его искусственным созданием, ну, а в этом фильме масштаб уже глобальней - жестокий тюремный бунт с кучей убитых и раненых, на фоне которого происходят личные разборки персонажей и экспериментальная активность безумного доктора. И тут у Брайана отказали все тормоза, в результате чего кровавая вакханалия постепенно превращается в откровенную самопародию и безумный стеб над всем сериалом. Проще говоря - на экране творится полный абсурд, но именно это и делает эту часть отличной от двух других. Нет, разумеется, и в первых двух фильмах присутствовал черный юмор и комические эпизоды, но ТАКОГО откровенного стеба там не было и в помине.

Имея на руках три миллиона долларов бюджета, рачительный Брайан израсходовал их на полную катушку, снимая в помещениях реальной тюрьмы (которую съемочная группа подновила и подчистила, так как здание давно было заброшено) и пригласив на главные роли лишь двух "международных" звезд, в то время как всех других персонажей играли намного более дешевые испанские актеры. Спецэффекты было поручено делать аж нескольким компаниям, в числе которых был и легендарный FX-гуру и давний приятель Юзны Screaming Mad George, и конечный результат оказался более чем удовлетворительным - оторванные конечности, кровь рекой, ходящая на руках половинка трупа - все это выглядит реалистично и довольно органично в контексте фильма. Вполне органичны и актеры под предводительством гениального Джеффри, хотя Джейсон Барри не дотягивает до уровня Брюса Эббота, но зато Эльза Патаки замечательно смотрится как в живом виде, так и в мертвом ;) Разумеется, есть эпизоды с обнаженкой и даже классикой жанра - откусыванием груди, ну а уморительный фрагмент рукопашного боя между крысой и реанимированным пенисом, вставленный в конечные титры, навсегда отметет остатки подозрений в серьезности создателей ленты... ;)

Как сиквел сиквела, этот фильм весьма хорош, хотя "подводку" к тотальному беспределу финала можно было бы и сократить, но по сравнению с оригиналом Стюарта Гордона эта лента, безусловно, ниже уровнем. Что, однако, не помешает миллионной армии фанатов наслаждаться кроваво-шизоидным "реанимированным" бунтом и надеяться на скорое продолжение, ведь Герберт Вест опять оказался на свободе... ;)