Драгдилеры убили работавшего "под прикрытием" брата бывшего ЦРУшника по прозвищу "Черный Динамит", чем вызвали в городе маленький апокалипсис, ибо Динамит решал свои вопросы вовсе не "парламентскими" методами, а старым добрым "надиранием задниц" с использованием кунг-фу и огнестрельного оружия. Поклявшись во что бы то ни стало найти убийц, он стал копаться в этом деле и вскоре вышел на след банды, поставлявшей в город новейший наркотик "smack", на который подсадили даже воспитанников сиротского приюта. Будучи сам сиротой, Динамит воспринял этот факт особенно болезненно и вскоре раскрутил всю криминальную цепочку, которая вела на самый верх. На САМЫЙ верх... ;)
Ну и еще он попутно раскрыл заговор некоторых "белых кругов" против половой жизни афроамериканцев, которые хотели с помощью отравленного бухла уменьшить члены негров до совершенно несерьезных размеров :) Собственно, к размеру черных пенисов почти все производители "блэксплоитейшена" в свое время подходили очень серьезно, поэтому в "Черном Динамите" эта тема не могла не быть обыграна, ведь фильм не только удачно пародирует, но и еще очень точно воспроизводит "blaxploitation" продукцию семидесятых. Причем буквально по ВСЕМ параметрам, - визуальному, звуковому, и творческому.
Начнем с визуального. Если не знать, что "Динамит" снимался в 2008-м, то будешь абсолютно уверен в том, что фильм вышел в каком-нибудь 1975-м, настолько он аутентично выглядит. Над стилизацией "картинки" тут реально постарались, сняв ленту на "Super 16 Color Reversal" пленку Kodak, которая дает высокий контраст, ярко выраженное зерно, и уникальную цветовую палитру, соответствующую низкобюджетной продукции той эпохи. Эпохи, когда "черные" фильмы снимались дешево и сердито, зачастую с первого дубля, в результате чего и в "Динамите" мы можем видеть лезущие в кадр сверху микрофоны, корявые монтажные склейки и почти полное отсутствие крупных планов, на которые у тогдашних кинематографистов банально не было времени. А еще мы можем наблюдать рачительное использование отснятых ниггерами "экшен" кадров, когда один и тот же фрагмент падающей с обрыва горящей машины, например, используется в двух разных эпизодах. Ну а когда что-то снимать было слишком дорого, то ушлые киношники просто брали нужные им "экшен" кадры из других фильмов, как это сделали и авторы "Динамита", вставив в свою ленту "боевые" моменты фильмов из архива Sony Pictures, таких как "Missing in Action" (1984), "Charlie's Angels" (1976–1981), и "Police Woman" (1974-1978) :) Ну и дополняя общую иллюзию семидесятых, почти все герои картины щеголяют с огромными "афро" прическами, в безумных китчевых нарядах и в обуви на массивной платформе, одним словом, именно так, как тогда и ходили "киношные", да и многие настоящие американские негры.
Звуковое оформление ленты также очень близко к музыке той поры, хотя в ней не используется ни одной тогдашней композиции и все песни оригинальные, написанные специально для фильма. И если, опять же, этого не знать, то вполне можно подумать, будто создатели ленты просто набрали свой саундтрек из композиций, написанных, к примеру, для "Шафта" ("Shaft", 1971) или "Фокси Браун" ("Foxy Brown", 1974) с Пэм Гриер (Pam Grier), внешний образ которой очевидно "приложили" на героиню Салли Ричардсон-Витфилд.
Что же касается чисто творческих моментов, то "Динамит" идеально "косплеит" блэксплоитейшен семидесятых, с его безумными, но зачастую дико примитивными сюжетами, гипертрофированным мачизмом и сексизмом, странной манерой разговора черных персонажей, не имеющей ничего общего с реальностью (потому что сценаристы этих фильмов почти всегда были белыми :)), и общей дебиловатой безбашенностью. Которую создатели этой ленты в нее специально привнесли, в то время как производители реального блэксплоитейшена снимали все тогда на полном серьезе, что особенно "доставляет" именно сейчас, потому что в наше время эти фильмы смотрят либо в качестве ржачного аккомпанемента очередной пьянки (или укурки ;)), либо как историческую диковинку и "капсулу времени". Ведь если оценивать их объективно, то многие из "черных" лент, на самом деле, очень скучные, и на 10-15 минут реально прикольных и интересных моментов мы получаем еще час с небольшим откровенного шлака, зачастую к "сюжету" вообще никакого отношения не имеющего. Что отлично обыгрывается в "Динамите", бОльшая часть действия которого не имеет либо никакого, либо ну ОЧЕНЬ опосредованное отношение к основной сюжетной завязке про убийство чернокожего "копа под прикрытием", в результате чего мы смотрим бесконечные перестрелки, кунг-фу драчки, голые сиськи, разодетых в пух и прах сутенеров, автомобильные погони на фоне плохого rear projection, и "vigilante" деятельность чернокожих активистов по очистке своего района от наркотиков. И все это цветастое месиво плавно перетекает в разборку на тропическом острове со злобным китайским химиком-кунгфуистом (!) и финальную разборку на нунчаках (!!) в овальном кабинете Белого Дома с Ричардом Никсоном (Richard Nixon)!!! :)
При этом шутки в картине очевидно сводятся к двум видам, - "для знающих", и для простых зрителей, но фильм прекрасно работает на обоих этих уровнях, благодаря чему его забавно смотреть как тем, кто понятия не имеет о жанре "блэксплоитейшен", так и поклонникам оного, которые будут особенно сильно угорать над некоторыми откровенно пародийными моментами. "Универсальная" комедийность "Динамита" подтверждается хорошими рецензиями как большинства критиков, так и высокими оценками простых зрителей, которые, впрочем, смогли посмотреть его в большинстве своем лишь на "голубых экранах", ибо в Штатах фильм имел весьма ограниченный двухнедельный прокат в семидесяти залах, где он собрал около двухсот пятидесяти тысяч долларов. Зато неплохо покатался по многочисленным кинофестивалям, где получил один приз (как "лучший фильм" на Seattle International Film Festival) и несколько номинаций. Несмотря на откровенно смехотворный прокат, на видео картину ждал успех, благодаря которому в 2011-м на Cartoon Network запустили анимированный сериал, продержавшийся, впрочем, лишь два сезона, и благополучно закрытый после двадцати серий. Про сериал я ничего сказать вам не могу, а вот оригинальный "Черный Динамит" всем посмотреть рекомендую.
19 декабря 2017, 12:30 gason
Сергей, спасибо за очередную рецензию.
Люблю прикольную чернуху, но как-то фильм ускользнул от моего взора, хоть и вышел уже почти 10 лет назад. Судя по рецензии, надо обязательно заценить - наверстать.
Вообще, хорошо, что остались в русскоязычном интернете места, где пишут не только про новинки кинопроката.
20 декабря 2017, 18:51 Я
Кайфовая стилизация под блэксплотэйшн! Из похожего советую "День отца" и "Монтажёр", снятых на канадской студии "Astron-6", многим знакомая по "недавней" "Пустота/Void".
Ребята крайне талантливы, к слову, если "День отца" - стилизация под эксплотэйшн, что уже видно с постера, намёк на "Месть проститутки/ Её звали одноглазой", то в "Монтажёр" они угарели по исконно итальянскому кино-жанру джалло, да ещё как, при всём уважении к Марио Бава и Дарио Ардженто, последний с середины девяностых уже не мог похвастать работами такого качества, как выходцы из Astron-6.