Итак, в полку фильмов, поставленных по более или менее популярным комиксам, прибыло. Свежее пополнение - летний блокбастер 1998 года от New Line Cinema - Блэйд. И если его именитые "комиксные" кино-предшественники, были основаны на весьма популярных и раскупаемых сериях (Batman, Spawn), то Блэйд базируется на комиксе Мэри Вольфмен и Джина Колана (Mary Wolfman & Gene Colan), издававшемся в середине семидесятых годов в Америке и большой популярности не имевшем. По причине недостаточной раскупаемости его выпуск был благополучно свернут, и он почил в бозе истории... до того самого момента, пока New Line Cinema не взялась за реализацию своего проекта. Надо сказать, что фильм оказался весьма успешным (не только окупившим свой бюджет в 50 миллионов, но и принесшим ощутимый доход), чем заставил вспомнить про всеми уже успешно позабытую серию оригинальных комиксов и возобновить их выпуск.

Сюжетная основа комиксов, как, собственно говоря, и фильма, такова: главный герой - получеловек-полувампир (трагическое сочетание, не так ли?), обряженный в "крутые" доспехи и неслабо владеющий приемами восточных единоборств, крошит вампиров направо и налево, имея при этом весьма благородную цель и мотивацию - месть. Дело в том, что когда-то (а конкретно, во всяком случае, как нам показано в фильме, в 1967 году) его мать, находившуюся на последнем месяце беременности, укусил вампир, что незамедлительно сказалось на ее физическом самочувствии, и в больнице она скончалась, оставив миру маленького ребеночка - будущего Блэйдa. Генетическая структура плода была изменена вследствие фатального укуса, поэтому Блэйд обрел многие возможности расы вампиров (нечеловеческую силу и выносливость, способность к регенерации), избежав при этом множества их недостатков (он мог спокойно перемещаться при солнечном свете, не имел "аллергии" на серебро и чеснок), кроме одного - жажды крови. Эту проблему он решал инъекциями специального раствора, разработанного его напарником в благородном деле уничтожения детей ночи, престарелым Вистлером. Цель Блэйда - найти вампира, укусившего его мать, и отомстить..., попутно уничтожая всех ночных существ, не разбирая пола и возраста. По иронии судьбы, этим вампиром оказывается Дикон Фрост, обуреваемый жаждой неограниченной власти как над людьми (которые нужны ему лишь в качестве пищи), так и над остальными вампирами, усугубляемой еще и тем, что он "обращенный", а не вампир "чистой крови" (то есть изначально рожденный вампиром). Для того, чтобы достичь своей цели, он решает путем древнего ритуала вызвать кровавого бога Ла Мьягру (La Miagra), для чего ему необходима кровь вампира, способного перемещаться под лучами солнца - Блэйда...

Сюжет, как мы видим, не особенно замысловат и в принципе вечен - злодейская жажда неограниченной власти и положительный супергерой, способный остановить злодея... Но в большинстве комиксов (во всяком случае, американских), философские сюжеты и не предусматриваются - там доминирует действие, а в этом аспекте Блэйд находится вне конкуренции... Естественно, для реализации сценария (написанного, кстати, Дэвидом Гойером (David S. Goyer), на счету которого сценарии к таким фильмам, как Темный Город и Демонические Игрушки (Dark City & Demonic Toys) ), напичканного всевозможными action сценами и поединками с использованием элементов восточных единоборств и холодного оружия, было необходимо найти соответствующего исполнителя, который вкупе с определенными актерскими талантами, был бы еще достаточно подготовлен к физическим аспектам роли Блэйда. И такой исполнитель был найден в лице Уэсли Снайпса (Денежный Поезд, Разрушитель (Money Train, Demolition Man)), актера не только весьма талантливого и многопланового, но и замечательно подготовленного физически. Он действительно идеально подошел на эту роль, исполняя ее не без соответствующего пафоса, продиктованного, впрочем, самим духом комиксов. Снайпс настолько загорелся идеей фильма буквально с первых шагов ее реализации, что решил стать одним из продюсеров картины, возложив бремя производства на собственную студию Amen Ra Films.

Играть основного противника Блэйда - Дикона Фроста - продюсеры пригласили молодого, но уже достаточно опытного и популярного актера - Стивена Дорфа (Город Индустрии, Кровь и Вино (City Of Industry, Blood And Wine)). Его внешний вид и манера исполнения создали образ эдакого циничного беспринципного яппи, единственное желание которого - власть, причем любой ценой, за которой Фрост, кстати, и не постоял... Престарелого напарника Блэйда, Абрахама Вистлера, играет известный актер и популярный исполнитель рок- и кантри- музыки - Крис Кристофферсон (Райские Врата, Огонь Внизу/Heaven's Gate, Fire Down Below). Когда-то давно у Вистлера была семья, жена и две дочери, но однажды они впустили в дом вампира, и тот славно поразвлекся, заставляя его выбирать, кто из домочадцев умрет следующим. Как говорит сам актер: "У меня у самого большая семья, и она является самой важной частью моей жизни. Поэтому мне было легко идентифицировать себя с застарелой болью Вистлера и его жаждой мести". И действительно, напарник Блэйда получился весьма колоритным и в меру гротескным, своими длинными седыми волосами и общим видом напоминающим престарелого ковбоя в отставке.

Замыкает круг основных героев фильма обаятельная Эн'Буш Райт (Мертвые Президенты, Его и Ее (Dead Presidents, His And Hers)), исполняющая роль молодой ученой-гематолога Карен, на протяжении всего фильма неоднократно покусанной :) У Блэйда не поднялась рука прикончить ее в больнице (где она заработала свой первый укус), как того требовали правила, и он забрал ее с собой, в надежде спасти от быстро распространяющейся заразы с помощью дедовских методов - инъекции раствора чеснока прямо в артерию... Данный экзотический и весьма небезопасный метод не подействовал, однако молодая (и, судя по всему, весьма сообразительная) ученая разработала свой собственный метод, попутно снабдив Блэйда новым оружием индивидуального поражения - показав ему вещество, реакция которого с кровью вампира создавала поистине феерическое зрелище... Из остальных персонажей, стоит отметить "правую руку" Фроста - Квинна (Quinn), роль которого с блеском исполняет Донал Лог (Donal Logue) (Тонкая Красная Линия, Метро (Thin Red Line, Metro)). Бедняге на протяжении всего фильма достается больше всего всевозможных увечий, начиная от обжаривания в собственном соку и заканчивая неоднократным отрубанием довольно необходимых в хозяйстве конечностей, а в заключение шоу - элегантное отделение головы несчастного от бренного тела :) При этом на протяжении всего фильма он отпускает шуточки сомнительного качества, может, это его, в сущности, и погубило? :) Стоит так же отметить появление в бытность свою порно-звезды, а ныне - актрисы фильмов категории "B" и телевизионных сериалов (Мелроуз Плэйс, к примеру), Трэйси Лордс (Traci Lords) (Мамочка - Серийная Убийца, Плакса (Serial Mom, Cry-Baby)). Самое интересное, что ее имя вынесено в начальные титры, что как минимум подразумевает серьезную роль на протяжении всего фильма, чего я, скажем прямо, и ожидал, ан нет... Экранного времени, которое она заполнила своим, безусловно экстравагантным, присутствием, наберется от силы минуты на три, причем в самом начале фильма. После чего, примерно на десятой минуте экранного времени, она благополучно отправляется в лучший из миров, сраженная рукой господина Снайпса... Вот такая вот печальная судьба, а ведь так все хорошо начиналось...

От актеров пора переходить, собственно, к фильму, а точнее - к его визуальной реализации - ибо это и есть его основная ценность. Как нетрудно догадаться, качественная кино реализация комикса требует недюжинного напряжения дизайнерской и художественной мысли, ибо поставлен он изначально по "графической новелле", что подразумевает доминирование зрительных образов над всем остальным, причем в большинстве случаев над сюжетом и здравым смыслом тоже... "Сделайте нам красиво" - скандируют массы. "Сколько угодно" - отвечает Голливуд, вываливая на головы страждущих тонны всевозможной визуальной продукции, зачастую не особо съедобного качества. К счастью, в случае с Блэйдом - качество продукции просто отменное. Киноиндустрия знала множество примеров как действительно очень удачных фильмов, за спиной которых стояли комиксы (Batman, Men In Black), так и продукции, которая ни по каким параметрам не могла быть названа успешной, хотя и сверкала красочной многомиллионной оберткой (Spawn, The Shadow). Могу Вас заверить, что Блэйд без сомнения относится к первой категории. Стиль, дизайн и отменный action - вот те вещи, на которых строится успех фильма. И скажем прямо - все три вещи выполнены и сочетаются друг с другом просто идеально.

Стиль - не классического вампирского кино, скорее - индустриального реализма. Вампиры тут не охотятся за людьми, летая по ночам и, подкарауливая их в темных подворотнях, впиваясь в шею жертвы со звериным оскалом - отнюдь, по-видимому, подобные клише уже многим набили оскомину (хотя лично я к этим "многим" и не отношусь). В реальности Блэйдa все поставлено куда как грамотней и на широкую ногу - рэйвы, проводящиеся в экстравагантных ночных клубах (как вам, допустим, понравится "потусоваться" в клубе, расположенном на бойне?), привлекают куда как больше "ходячей еды", нежели "штучная" охота на темных улицах. Банки крови - собственность вампиров, идеальные хранилища запасов "на черный день" и т.п.

Дизайн - выше всяких похвал, особенно постарались декораторы и художники по костюмам. Один только боевой наряд Блэйдa многого стоит - стильный, функциональный бронежилет, на котором найдется достаточно места для размещения серебряных колов и дополнительных магазинов с патронами. Тяжеловесные ботинки на солидной, кованой подошве, естественно, черные кожаные штаны и не менее черный кожаный плащ до пола - дополняют костюм непобедимого героя. Смотря на него, ты просто не можешь не понять, что на пути этого парня никому, будь то человек или вампир, вставать крайне не рекомендуется...

Action - смотрится буквально на одном дыхании - от начала и до конца. Хореография боев (постановщиком большинства которых был, кстати, сам Снайпс) приближается к азиатским постановкам, что само по себе уже выдающееся явление для Голливуда, ибо обычно, на "разборки" с использованием элементов восточных единоборств в американских фильмах без слез (от смеха) смотреть просто невозможно. В данном случае - все сделано очень грамотно, от движений Блэйда невозможно оторвать глаз, и притом, что все происходит достаточно быстро, камера показывает не только общие планы, как это часто принято в голливудской продукции, но и достаточное количество крупных, что добавляет всему действию сочных деталей. И я думаю, что никто даже и не сомневался в том, что крупномасштабные боевые действия с использованием различных видов огнестрельного оружия сняты с, поистине голливудским размахом и шиком. Вот это они делать действительно умеют, и удивляться тут нечему...

Ну и, конечно, все эти составляющие вкусного, аппетитного, приятного для глаз и желудка коктейля, были замечательно смешаны и поданы на суд зрителя молодым британским режиссером Стивеном Норрингтоном, для которого Блэйд стал вторым полнометражным фильмом (до этого он был задействован в производстве музыкальных видео, и имел в своем активе только одну дебютную, полнометражную киноленту - Машина Смерти (Death Machine)), и несомненным творческим успехом. Его нестандартный подход к вампирской тематике вообще, и к ее конкретной кино реализации в частности, во многом предопределил успех всего фильма в целом.

Напоследок стоит отметить, что если Вы желаете немного отойти от канонизированного представления вампиров в кино, а на самом деле просто отдохнуть, развлечься и хорошо провести время, абсолютно не напрягая содержимое черепной коробки, то Блэйд это Ваш фильм. Всем любителям просто стильного и отлично снятого action'a так же крайне рекомендуется. Остальным же - по желанию...