Поразив всю кинообщественность в 1987 году своим дебютным фильмом "В Плохом Вкусе" (Bad Taste), являвшемся смесью остроумнейшей черной комедии и тошнотворных сцен натурализма, молодой новозеландский режиссер Питер Джексон не стал останавливаться на достигнутом и в 1992 году сделал фильм, который,
пожалуй, навеки войдет в историю кинематографа как "одна из самых кровавых черных комедий, когда-либо снятая на кинопленку".
Джексон уже давно вынашивал идею снять фильм про зомби, но до 1992 года ему этого сделать не удавалось, в основном из-за отсутствия подходящего бюджета для качественной реализации задумки. Однако в 92 году ему было предоставлено 3 миллиона долларов и полная творческая свобода, что в конечном итоге вылилось в "Живую Мертвечину". Основная задумка Питера была в том, чтобы вывернуть идею стандартного фильма про зомби наизнанку - если во всех фильмах подобного рода герои пытаются помешать толпам живых трупов проникнуть в дом, то в "Мертвечине" все наоборот, Лайнел всеми силами старается своих "мертвых друзей" из дома не выпустить, зачастую изобретая оригинальные методы для этого. В итоге мы имеем моря крови, внутренности, вдруг осознавшие себя самостоятельной и независимой единицей, и океаны чернейшего юмора...
Сюжетный каркас фильма, призванный поддерживать всю конструкцию из бесконечного потока абсурда и гипертрофированного в сотни тысяч раз насилия, когда оно уже просто превращается в смешнейший фарс, таков: застенчивый молодой человек Лайнел, полностью и во всем подчиняющейся самовлюбленной, доминантной матери, знакомится и влюбляется в очаровательную испаночку Пакиту, работающую в местной продуктовой лавочке. Матери Лайнела это, естественно, не нравится, и она следит за ними на свидании в зоопарке, где ее кусает "обезьянокрыса" с острова Суматры, последний экземпляр, между прочим, тут же в жестоких муках погибающий от каблука миссис Веры Косгров. Дальнейшие события предугадать не сложно - заразившись от укуса неизвестным вирусом, мать Лайнела в муках умирает, съев предварительно собаку Пакиты, но только для того, чтобы превратиться в зомби, жаждущего плоти. Постепенно, стараниями мамочки, количество живых трупов в подвале у Лайнела увеличивается, а объем сопутствующих этому проблем растет буквально в геометрической прогрессии, что вскоре взрывается апофеозом кровавой резни...
На протяжении всего фильма зритель встречается с чередой гротескных, выпуклых и безумно смешных образов персонажей из различных слоев общества, большинство из которых до финальных титров, конечно же, не доживают. В этой галерее встречаются: ветеринар-нацист, продающий из-под полы транквилизаторы. Любвеобильный священник-ниньзя отец МакГрудер (Father McGruder), с именем Господа на устах и приемами карате изничтожающий трупы, правда, не избежавший участи стать трупом самому, и в таком состоянии заниматься любовью с не менее мертвой сестрой МакТэвиш (Nurse McTavish). Работник зоопарка, увлеченно рассказывающий о том, как крысы, сбежавшие с тонущего испанского фрегата, добрались до берегов Суматры и изнасиловали местных обезьянок, в результате чего на свет появилась порода "обезьянокрыс". Дядя Лес, не пропускающий не одной юбки и думающий только и том, как бы заграбастать наследство Лайнела. Хулиган Войд (Void), шляющийся со своими придурковатыми друзьями по ночному кладбищу и опрометчиво писающий на свежие могилы... И огромное количество второстепенных, но не менее колоритных "участников событий", большей части из которых уготована участь стать пополнением армии зомби.
Во времена создания "Bad Taste" у Джексона не было вообще никакого бюджета, однако качество спецэффектов и количество абсурдного насилия, выплескивающегося из экрана - поражало воображение, и многие тогда решили, что "круче, уже точно не снять"... Однако "Живая Мертвечина" превзошла "Плохой Вкус" в сотни раз - как по тошнотворной реалистичности анатомических подробностей (поданной, однако, в абсурдно-комической форме), так и по количеству крови, внутренностей, и частей тел на сантиметр пленки и в минуту экранного времени. Кровавая финальная резня в доме Лайнела, занимающая практически всю вторую половину 104 минутного фильма ни только не имеет аналогов в истории кинематографа, но, скорее всего, еще очень не скоро их получит, если получит вообще... Работая в начале с каждым "клиентом" индивидуально, в конечном итоге Лайнел берет газонокосилку и косит ею толпы зомби, оккупировавшие его дом, при этом, естественно, не взирая на лица (забавный факт - когда снимали сцену резни, "кровь" разбрызгивалась со скоростью 5 галлонов в секунду...). Пакита же помогает Лайнелу избавляться от более мелких частей тела типа рук и ног, протирая их в кухонном миксере. В конечном итоге очищающий огонь уничтожает злополучный дом и кровавое месиво, оставшееся после "вечеринки". А влюбленная парочка, вся в крови и ошметках внутренностей, целуясь, уходит прочь от камеры по ночной улице славного города Веллингтон (Wellington), видимо, в светлое будущее...
Когда фильм вышел на большие экраны, многие думали, что у него тут же возникнут большие проблемы с цензурой, однако в большинстве стран (кроме традиционно обладающей жесточайшей цензурой Германии) фильм порезан не был - а некоторые цензоры просто говорили: "Я не понимаю, какой человек может серьезно воспринимать происходящее на экране в этом фильме". Также в большинстве стран фильм вышел под своим оригинальным названием и в полном метраже - BrainDead (Мертвые Мозги) - 104 минуты. Однако в Соединенных Штатах у дистрибьюторской фирмы, его выпускавшей, уже был фильм с таким же названием, посему они решили заменить оригинальное имя на Dead Alive (Живая Мертвечина), попутно сократив его до 97 минут. Я думаю, не стоит говорить, что сразу же после выхода, фильм (как и предыдущие работы режиссера) приобрел культовый статус, а так же собрал несколько кинематографических наград (Каталонский Международный Фестиваль в Сидже, Испания - приз за лучшие спецэффекты; Фестиваль Фантаспорто - Международная Награда Фантастического Кино (International Fantasy Film Award) за лучший фильм, и за лучшие спец.эффекты)...
Этот фильм можно любить или ненавидеть, но очевидно одно - BrainDead является ярчайшим событием в мировом кинематографе, совершенно определенно оставившим свой, не самый бледный след в истории кино, и, как минимум, ознакомится с этим произведением, просто необходимо...
08 октября 2005, 23:56 Vince
С выхода "Техасской резни бензопилой\the Texas chain saw massacre" Тоба Хупера/Tobe Hooper бензопила стала атрибутом любого уважающего себя ужастика... и соответственно попала в фильм Сэма Рейми\Sam Rami "Зловещие мертвецы-2\ Evil dead-II", герой которого использует данный инструмент против всякой нечисти.
Питер Джексон снимал"Brain dead" именно будучи под впечатлением от "мертвецов" Рейми. Под конец фильма главный герой "Brain dead" стал прямо копией Эша (героя "мертвецов" Рейми), однако вооружатьего бензопилой было бы чистой воды плагиатом и Джексон дает ему в руки газонокосилку решив по-видимому так-же обновить атрибут жанра ( все-таки косилка зрелещней:))
В итоге получилась самая запоминающаяся сцена в трэш-кино... только вот киношники побаиваются нового оружия:)