"Хлеб и Зрелища" - единственная кинематографическая работа норвежца Мартина Локе, о которой не только в России, но, похоже, и за рубежом осведомлены весьма скверно. А зря, потому что при всех очевидных огрехах на нее стоит обратить внимание, ибо картина изобилует весьма и весьма занимательными аудио-визуальными моментами, сюжетными курьёзами и остроумными постановочными ходами.
С жанровой точки зрения, это весьма забористый винегрет, полученный смешением экшена, боевика, комедии и трэша, скромно приправленный сюрреализмом. При этом вкусовые особенности причудливой норвежской стряпни проявляются не для всех и не сразу, так как поначалу возникает впечатление, будто просто наблюдаешь череду символически нагруженных кадров. Зато чуть позже уже начинаешь чувствовать переход от явного концептуализма к ядрёному боевику, со всеми вытекающими. А потом и вовсе начинается фантасмагорический бурлеск, достойный лучших экзерсисов Monty Python, с той лишь существенной разницей, что английские затейники куда более "стерильны" в плане создания своих юморесок. В общем, любителям чёрного юмора и скабрезных шуточек здесь будет, чем себя потешить. Это же в равной мере касается и приверженцев трэшевой эстетики, для которых смачно сделанные мясные реверансы появляются в картине с завидной регулярностью. Одним словом, все в лучших традициях жанра и глазу есть за что зацепиться.
Вообще, по ходу просмотра фильма возникает мысль, что все переключения жанровых регистров связаны лишь со стихийным желанием режиссёра спародировать расхожие штампы, издевательски ошельмовать существующие каноны или просто поиграться с доступными ему изобразительными средствами. И действительно, довольно сложно объяснить чем-то иным внедрение в линию боевика ряда нарочито шутливых моментов, содержащих, к тому же, откровенную аллюзию на немые комедии 20-х годов с характерным тапёрским сопровождением. Что же до сюжета, то он выстроен по принципу триптиха, в каждой секции которого обыгрывается один и тот же мотив (опровержение прозревшей личностью гнёта репрессивной социально-политической системы) на новый лад.
Сначала нам демонстрируют принцип порабощения человека этой системой. Потом мы видим прецедент выламывания индивида из тоталитарных схем и его противодействие агентам "железного порядка". Ну и под конец начинается направленная атака и успешное сокрушение системы. Всё, happy end. Каждая из трёх повествовательных линий развивается в своём времени, а их "объединяющими" элементами, мостками между прошлым и будущим, выступают флэшбэки действующих лиц и сами актёры, исполняющие в картине сразу несколько ролей. В особенности это касается персонажей, воплощённых самим Мартином Локе. Его герои - как бы две реинкарнации одного человека, но в разных амплуа. Так, будучи в одной жизни верным слугой Системы, в другой - этот же человек уже оказывается её ниспровергателем.
Вообще, сюжет, по большому счёту, банален до неприличия (хотя про неприличие это я скорее для красного словца, ведь банальность, как известно, всегда сопутствует жанровости, даже в столь экзотическом её преломлении), но причиной тому, как мне кажется, уже отмеченное выше стремление режиссёра жонглировать стилистическими клише. Просто господин Локе предпочел идейное мелкобродство в качестве фона для своих упражнений в метафорике и конструировании сюрреальных сцен, что особенно заметно в одной из сюжетных линий. И здесь, кстати, не обошлось без присущей всему фильму игривой пошлинки с общим "понижением штиля". Да и в целом грубовато-пикантных моментов в "Хлебе немало, но здесь о них лучше не распространяться, чтобы сохранить интригу для тех, кто этот фильм еще не посмотрел.
Подводя итог, можно сказать, что кино у норвежца действительно вышло занятное, сочетающее в себе нарочито мясную топорность с изящным художественным подходом, а авантюрную фабулу - с диковатым юмором. При этом, не смотря на свои "серьезные" темы, картина у Мартина получилась совсем не пафосной, хотя бы в силу предельно ироничного отношения режиссёра к тем жанрам, из которых он черпал вдохновение и штампы для своего дебюта. Поэтому работа "норвежского самородка" определённо заслуживает зрительского внимания – вне зависимости от того, куда потом зритель ее определит, или пошлёт...
02 марта 2009, 02:14 Ah
Благодарю тебя Никита за все твои рецензии.
Ты замечательнейший пример того, что не все новые авторы плохи.
Этого фильма я не видел, увы, но ничего,наверстаем.
02 марта 2009, 02:23 Dude
Никита, ты молодец. Но ты уж сильно "умничаеш", на мой взгляд тебе не хватает лёгкости Меренкова. ИМХО))))
02 марта 2009, 03:11 Тыкворез
Иначе как ,,Заметки батана,, не назовешь рецензию. Чувак, ты хоть сам понял что написал? Я лично нихуя не понял. Точнее я бы мог сидеть и вдумываться в твои бредни батанические, но надо ли..
Все с ума чтоли посходили? Один скуднословый до того, что клички выдумывает персонажам и прочую отсебятину, другой умничает и лепит хрень забубенную... ВЫЕДЕННОЙ ЗАЛУПЫ такие рецензии не стоят
02 марта 2009, 16:10 Семен
А что, если нет тонн мата и жаргона, и пахабени всякой, то тебе уже и не понять, о чем написано? Твой ум Шарикова не позволяет разобраться в нормальном отзыве на фильм?! Читай тогда лучше надписи на стенах общ.туалетов. Конечно, придется потрудиться, но думаю, в конце концов, поймешь, о чем там речь. Кстати, о таких, как ты.
02 марта 2009, 18:07 Тыкворез
Иди дрочи
02 марта 2009, 20:31 Ah
Ответ подтверждает определение Семёна
02 марта 2009, 12:02 Jay
Ну вот шиздад ельная рецензия. Никита браво, прочитал с удовольствием, нежели детско-тупорылую писанину Бобика и Исаева
02 марта 2009, 21:24 ИВ-ГДК
Отличная рецензия! ..немного коротка, но не суть. :)
03 марта 2009, 02:02 Коля Логан
Никита , болшое спасибо за интересные рецензии на интеллектуальное кино. Я всегда любил сюрреализм , ведь он может выражать что угодно - с его помщью можно сказать всё и ничего одновременно.
Претензии Тыквореза мне вполне понятны , хотя многие не разглядели их за призывами к мастурбации.
Учитывая , что его любимый фильм - "Маньяк-Полицейский" Люстига , я думаю ещё не все потеряно.
Тыкворез , я тоже люблю слэшеры , и в то же время являся долгое время т.н. "ботаном".Я понимаю , что местами сложно поняь такие вещи , как экзистенциалные эссе , ну , тем не менее , не следут хотя бы материться на хорошего автора , если вы его малость не понмаете.
С другой стороны - никто ведь не знает возраста Тыквореза , возможно он просто не в состоянии пока адекватно воспринимать рецензии Никиты.
П.С. Вообще , люди , материтесь поменьше , а ? А то мне в жизни мата хватает по такие уши , что в инете не матерюсь принципиально. Да и в жизни.
03 марта 2009, 02:41 Тыкворез
Коля Логан, Пожалуй есть здравый смысл в твоих словах. Почти во всем поддерживаю. С годами у меня всё в порядке, не ссы. Именно слэшеры мне как раз не очень, а вот с Маньяком-Полицейским это в точку)))
03 марта 2009, 22:43 Коля Логан
Ок так ок. :) "Маньяк-полицейский" так же как и "Попутчика" относят к слэшерам , но по-моему в обоих случаях намешано сильно много , чтобы отнести к определенному жанру.
04 марта 2009, 19:51 Ah
Господа, похоже что после предыдущей странички комментариев нам всем предётся отвыкать болтать тут не по делу.
06 сентября 2012, 18:47 Ah
Занятный фильм. По настроению напомнил "В плохом вкусе" Джексона, но только его более притчевый вариант, с претензией.