Родившийся в богемной кинематографической семье (отец режиссера был продюсером, а мать - гламурным кино-фотографом) и с измальства видевший изнанку кинобизнеса, Дарио Ардженто вовсе не хотел быть режиссером, начав свою карьеру кинокритиком. Поработав некоторое время в этом качестве, молодой человек плавно перешел к написанию сценариев, на основе которых было поставлено немало кассовых хитов того времени, включая суперхит Серджио Леоне (Sergio Leone) "Once Upon a Time in the West" (1968), где Ардженто числится одним из авторов истории. Заметная финансовая отдача лент по сценариям Дарио закрепила за ним статус "кассового автора", поэтому никто не удивился тому, что вскоре молодой человек устал писать для других, решив самостоятельно поставить фильм по собственному сценарию. Разумеется, в этом ему помог и влиятельный папа, став продюсером дебютной ленты сына под названием "Птица с Хрустальным Оперением"...

Американский писатель Сэм Дальмас, проходя ночью мимо арт-галлереи, становится свидетелем нападения маньяка на молодую девушку. Бросившись на помощь, Сэм спугивает убийцу, который, убегая, запирает его между стеклянных дверей. Через некоторое время приезжает полиция и освобождает "пленника", отправив истекающую кровью жертву в больницу, а молодого человека - в полицейский участок для дачи показаний. Там, расследующий преступление инспектор Моросини отбирает у Сэма паспорт "до выяснения", вынуждая его начать собственное расследование, как потом выяснится, с риском для жизни...

Эта лента стала знаковой не только для карьеры Дарио Ардженто, но и для итальянской киноиндустрии в целом, своим грандиозным успехом породив затяжную "джиалломанию". А ведь будущего маэстро вообще могли бы "снять" с картины, потому что главе студии совершенно не понравился отснятый материал, который он посчитал совершенно нетипичным для триллера. И действительно, в своем дебюте Ардженто сломал почти все законы тогдашних триллеров, установив, тем самым, новые правила (флэшбэки преступления, черные перчатки, съемки глазами убийцы, короче, вся "классика" :)), революционность которых и не разглядел замшелый кинофункционер. Впрочем, судьбу молодого режиссера спасла секретарша кинобосса, у которой от страха после просмотра rough-cut ленты тряслись руки. На этот факт студийному боссу указал "вызванный на ковер" папа Дарио, чем и спас режиссерскую карьеру сына :) А сын то и действительно оказался не промах, показав своим дебютом исключительный талант и внимание к деталям. Именно эта лента заложила основы уникального визуального стиля маэстро, который трудно с чем-либо спутать, хотя по нынешним временам, да и по стандартам последующих "джиалло", снято все довольно целомудренно. В "Птице" действительно ОЧЕНЬ мало крови и нет обнаженки, зато картина динамична, у нее интересный и увлекательный сюжет с неожиданной, как это водится, концовкой, и стильной атмосферой, за визуальное воплощение которой отвечал будущий оскароносец, а тогда лишь начинающий кинооператор Витторио Стораро (Vittorio Storaro). Если для Дарио это вообще был первый фильм, то для Витторио этот проект стал первым цветным фильмом, ибо до этого он снимал лишь черно-белые ленты, и Дарио взял его оператором лишь потому, что Витторио был таким же начинающим кинематографистом как и он сам, что автоматически избавляло режиссера от "советов бывалых". Как показала практика, это был грамотный ход, и вдвоем молодые люди революционизировали жанр как в драматургическом, так и в визуальном смысле, а помогал им в этом один из "бывалых" - маститый композитор Эннио Морриконе (Ennio Morricone), с которым Дарио жил на одной улице. Для этого проекта Эннио применил новаторскую технику, снабдив картину немалым количеством атональных композиций, разбавленных простыми мелодиями и псевдо-детскими песенками. Такой подход он использует и для других фильмов неофициальной "животной трилогии" маэстро ("The Bird with the Crystal Plumage" (1970), "The Cat O' Nine Tails" (1971) и "Four Flies on Grey Velvet" (1971)), первой частью которой и стала "Птица".

В отличие от последующих работ мастера, в его дебюте каких-то особых "звезд" нет, но все актеры подобраны грамотно и играют адекватно обстоятельствам, то бишь хорошо. Сексапильный американец Тони Мусантэ органично вжился в роль американца; британская красотка Сьюзи Кендал очень хороша в роли его жены-красотки; итальянец Энрико Мария Салерно просто вылитый полицейский детектив, а немка Ева Ренци замечательно ползет по полу арт-галлереи, зажимая рукой кровавую рану на животе... ;) Неплох в роли брутального киллера в желтом комбинезоне и обожженный "красавчик" Реджи Налдер (Reggie Nalder), которого на удивление нет в титрах, хотя экранного времени у него отнюдь не три секунды. Именно благодаря идеально подогнанным друг к другу компонентам, революционному подходу к подаче материала и очевидному таланту режиссера, "Птица с Хрустальным Оперением" стала суперкассовым хитом не только в родной для себя Италии, но и в Штатах, неделю провисев на первой строчке тамошнего бокс-офиса. Видя такое дело, резко позабывший про свое желание уволить Дарио с середины проекта, глава студии моментально предложил режиссеру контракт на три ленты, а публика стала требовать от кинематографистов все больше и больше подобных фильмов, которые вскоре вошли в историю как "волна джиалло", которую Ардженто, по сути, и запустил своим дебютом. Эта картина обязана быть в коллекции любого уважающего себя поклонника кино, ибо это не просто стопроцентный культ, но и революционный дебют одного из величайших режиссеров современности!