Оригинальный немой шедевр немецкого экспрессионизма, "Das Kabinett des Doktor Caligari", снятый в 1920-м году Робертом Вине (Robert Wiene), не только по праву вошел в сокровищницу мирового кинематографа, оказав серьезное влияние на артистов практически всех жанров, но и стал первым "настоящим хоррор фильмом", открывшим широкую дорогу для прочих продолжателей и подражателей. Так же считается, что именно "Кабинет" впервые показал в кино "неожиданную концовку" ("twist ending") и возможность снимать фильмы "нелинейно", ведь почти вся история в картине рассказана в форме "флэшбэка" главного героя, Фрэнсиса. Одним словом, для своего времени лента получилась действительно прорывная, за что ее приласкали почти все критики, но не поняли или не приняли некоторые зрители, привыкшие к более традиционным для тех времен формам. Это, впрочем, никоим образом не повлияло на коммерческую отдачу от проекта, которая была существенной, что вдохновило соавтора сценария Ганса Яновица (Hans Janowitz) на написание сиквела, "Caligari II", который, впрочем, так никогда и не был снят. А вот ремейков у картины аж три штуки, о последнем (на данный момент) из которых мы сейчас и поговорим...

Итак, "The Cabinet of Dr. Caligari", независимый американский фильм 2005-го года, снятый полностью в декорациях оригинала... Точнее, в их виртуальных копиях, потому что вся лента была снята всего за девять дней в студии на фоне зеленых стен лишь с минимальным количеством "реальных" декораций. Все остальное - декорации виртуальные, отсканированные с негатива оригинального фильма и вставленные в новую версию. Выглядит это, надо сказать, весьма достойно и довольно интересно, тем более, что качество компьютерной обработки и эффектов в этом проекте весьма высокое, при том, что их тут очень много. Ведь создателям звукового ремейка не просто нужно было вставить виртуальные задники вместо зеленого фона, но еще и грамотно совместить их с действующими в них актерами, с нуля создав весь световой дизайн ленты на компьютере с характерными глубокими тенями и всполохами света на выразительных лицах персонажей. Если честно, то я совсем не ожидал такого качества современной стилизации, которая не только полностью сохранила неуютную и нервную атмосферу оригинала, но и во многих случаях расширила ее, ведь теперь в руках у режиссера есть не только пленка, но и звук! И над звуком тут поработали не менее серьезно, чем над "картинкой", а композитор Ибан Шлеттер (Eban Schletter) снабдил ремейк проникновенной и тревожной музыкой, идеально вписавшейся в изображение.

Будучи прямым ремейком оригинального немецкого шедевра, фильм даже идет почти столько же, 76 минут против 71-ой оригинала, сама история доктора Калигари и его "кабинета" (а точнее, конечно же, ящика, или, если угодно, шкафа) не претерпела никаких сюжетных изменений, однако в ленте появились диалоги, которых в немой версии, разумеется, не было. Так как большинство наверняка фильма 1920-го года не видело, то сюжет его вкратце таков: в небольшой немецкий городок приезжает доктор Калигари со своим "сомнамбулой" Чезаре, которого он показывает местной публике на ярмарке. Чезаре, находящийся почти всегда в состоянии глубокого сна, способен, якобы, предсказывать людям будущее, и на вопрос молодого парня Алана сколько ему осталось жить, он отвечает, - "до утра". И действительно, утром Алана находят мертвым, а его друг Фрэнсис начинает подозревать в убийстве Калигари с его сомнамбулой. И подозрения эти оказываются не лишены оснований...

Максимально стараясь подражать оригиналу, многие эпизоды ленты пересняты тут практически один в один, хотя есть, разумеется, и отличия, ибо на дворе уж двадцать первый век, все-таки, а не начало двадцатого. Первое существенное отличие, о котором я уже говорил, это наличие диалогов и звука с оригинальным музыкальным сопровождением. Второе, - разница в формате и, соответственно, композиции изображения, ибо оригинальный фильм снимался с классическим соотношением сторон 1.33:1, а его современный ремейк имеет widescreen, или, если угодно, HDTV формат 1.78:1, плюс более современный монтаж. Ну и в третьих, актеры тут играют намного более "реалистично", а не экспрессионистски театрально, как в оригинале. Актеры, кстати, весьма неплохие, а Даг Джонс так и вообще почти "звезда", которую, впрочем, почти никто без грима не узнает, ибо в дорогих блокбастерах ему обычно достаются роли фантастических персонажей, вроде Эйба Сапиена (Abe Sapien) в обоих частях "Хэллбоя" ("Hellboy" (2004), "Hellboy II: The Golden Army" (2008)). А тут он просто вылитый Чезаре из оригинального фильма, да и Даамен Джей Кралл, кстати, тоже весьма похож на "оригинального доктора" в исполнении Вернера Краусса (Werner Krauss), только, пожалуй, еще более зловещ и инфернален, что отлично вписывается в общее направление ремейка, который явно старались сделать "страшнее" оригинала.

"Страшнее" я взял в кавычки потому, что ничего особо страшного, на самом деле, ни в оригинале, ни в его ремейке не происходит, но вот общая атмосфера неуютной паранойи на грани нервного срыва и мистической таинственности в ремейке, как мне кажется, получилась намного сильнее. В чем, разумеется, заслуга режиссера-дебютанта Дэвида Ли Фишера, который здесь поработал аж за четверых, являясь не только постановщиком, но еще и автором сценария, монтажером и создателем визуальных эффектов. Со всеми этими задачами он, впрочем, справился превосходно, создав на удивление грамотный и стильный ремейк бессмертной культовой классики. Конечно, это не шедевр, как оригинал, но очень и очень достойная работа, сделавшая эту историю намного более доступной для современного зрителя, который, в большинстве своем, не желает смотреть даже фильмы тридцати-сорокалетней давности, чего уж говорить о немых черно-белых лентах начала двадцатого века. А тут вам, пожалуйста, стильный "готический" фильм, который может заинтересовать многих, во всяком случае в среде любителей интересного "немассового" кино, ну и поклонников культа, разумеется, которым новую версию "Калигари" надо ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотреть!