В 1991-м году закадычные друзья Мэтт Стоун и Трей Паркер, обучаясь в Университете Колорадо (University of Colorado Boulder), сняли для кинофакультета забавный трехминутный трейлер "Alferd Packer: The Musical", основанный на жизни Альфреда "Альферда" Пэкера, легендарного в их родном штате каннибала 19-го века. И этот трейлер настолько всем понравился, что приятели решили поднять денег на полнометражную версию, которую и сняли через год на 16 миллиметров за 125 тысяч долларов. Что для студенческого фильма, прямо скажем, весьма немалые деньги, особенно в начале девяностых. В итоге у них получилась следующая картина.

В 1883-м году на судебном процессе в Лэйк Сити (Lake City, Colorado) красноречивый прокурор в жутчайших кровавых подробностях живописует перед судьей и присяжными как обвиняемый Альферд Пэкер в одиночку жестоко расправился и съел пятерых попутчиков, с которыми он суровой зимой пытался пробраться через горы из штата Юта в Колорадо. Однако по словам обвиняемого все было совсем не так, и достучаться до правды решила журналистка местной газеты Полли Прай, которой Пэкер рассказал совсем другую историю.

И не просто рассказал, но еще и спел, ведь "Каннибал", как следует из названия, - это мюзикл, все песни для которого написал мегаталантливый Трей Паркер, выступивший также автором сценария (с неуказанным в титрах Мэттом Стоуном, конечно), сопродюсером и исполнителем главной роли под псевдонимом Хуан Шварц (Juan Schwartz, отсылка к имени John Schwartze, под которым жил "в бегах" реальный Альферд Пэкер). Обилие его талантов, впрочем, не отменяет того факта, что парень тогда еще был очень "зеленым", и многие моменты "Каннибала", даже со скидкой на "студенческость" постановки, не всегда хорошо работают. Например, хронометраж. Для такой простой и монотонной, в общем то, истории, - почти весь фильм шесть мужиков бредут по заснеженным горам Колорадо и частенько поют :), - 95 минут это явный перебор, и местами очевидно, что Трей с Мэттом просто "добивают до полного метра". Потом, персонажи, - хоть как-то проработаны из них всего несколько человек, - сам Альферд, разумеется, пара его попутчиков, репортерша Полли и, на удивление, красноречивый прокурор, у которого тут роль, по сути, крошечная. А все остальные либо просто "отбывают номер", либо вообще мелькают на уровне статистов.

Далее идет, собственно, музыка, которая в мюзикле, по идее, должна играть основную роль, не только двигая вперед повествование, но и являясь как минимум неплохой, а как максимум, - хитовой. Тут же с хитами беда, и с моей точки зрения их вообще нет. Некоторые из представленных песен, конечно, по сути прикольные ("Let's Build a Snowman", "Ode to Liane", "That's All I'm Asking For"), но только на уровне лирики, и после просмотра фильма вы не вспомните из него ни одной мелодии. Что для мюзикла, очевидно, плохо. На это мне могут сказать, мол, "сначала добейся, и лишь потом критикуй", и что по сравнению с другими студенческими постановками уровень "Каннибала" на сто голов выше. Что ж, отчасти это так, но лишь отчасти. Потому что если бы картина не имела широкой коммерческой дистрибуции и позиционировалась бы как веселый студенческий "капустник", то критерии ее оценки были бы совсем другими, но по факту это полноценный коммерческий фильм, неплохо, между прочим, за такие бабки снятый и сыгранный, а значит и оценивать его надо "по-взрослому". И тут моментально вылезают на глаза все те проблемы, о которых я уже говорил.

Что не умаляет, разумеется, других достоинств ленты. Например того, что она весьма задорно и с черным юморком пересказывает настоящую историю похождений Альферда Пэкера лишь с небольшими изменениями. В картине есть действительно неплохие, местами, актерские работы и вполне профессионально снятые сцены немногочисленного членовредительства и кровопускания. "Кровь", кстати, стала одной из немногочисленных статей бюджета ленты, на которую создателям пришлось потратиться. Равно как и на пленку, и прочие связанные с ее обработкой услуги и постпродакшен. Ну и на жрачку для съемочной группы еще, разумеется, бОльшая часть из которой работала над проектом либо на чистом энтузиазме, либо ради галочки в зачетке. Что не помешало картине, в итоге, выглядеть очень и очень недурно с чисто технической точки зрения, - с неплохой кинематографией, вполне достойным звуком и качественно записанной музыкой. Именно поэтому я и оцениваю ее с точки зрения профессиональной продукции, а не студенческой или откровенно микробюджетной.

Предложив дистрибуцию своего фильма всем, кому только было возможно, в итоге ленту подхватила под свое крыло лишь TROMA, посоветовавшая в лице Ллойда Кауфмана (Lloyd Kaufman) переименовать фильм из оригинального "Alferd Packer: The Musical", в "Cannibal! The Musical" по причине того, что имя Пэкера за пределами Колорадо практически никому не известно. Первый тираж этой ленты на VHS в 1996-м году практически никто не увидел, по причине хреновой тромовской дистрибуции, но когда годом позже с грохотом "выстрелил" от Мэтта и Трея "South Park" (в котором, кстати, впоследствии будет как минимум одна шутка из этого фильма ;)), то ТРОМА с помпой переиздала их дебютную картину, после чего ее наконец-то заметили зрители. И сразу же возвели "Каннибала" в мини культ, который продолжил жить не только на "голубых экранах" домашних кинотеатров, но и на подмостках небольших провинциальных и любительских театров, в качестве полноценного мюзикла. А в конце "нулевых" шоу вышло и на профессиональный уровень, дебютировав в George Square Theatre в Эдинбурге (Edinburgh), где с 31-го июля по 25-е августа 2008-го года выдержало 26 перформансов. С тех пор постановка периодически появляется на профессиональных подмостках в разных странах мира, не выходя из репертуара маленьких и любительских театров.

Посмотреть "Каннибал! Мюзикл" обязательно нужно всем поклонникам таланта Трея Паркера и Мэтта Стоуна хотя бы ради того, чтобы увидеть с чего эти суперталантливые парни начинали. Просто не ожидайте от фильма жесткой угарной сатиры "Южного Парка" или веселых порно приколов "Оргазмо" ("Orgazmo", 1997) :)