Луиджи Коцци - один из породы "молодых да ранних" итальянских режиссеров, которые в семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого века пытались продвигать научную фантастику на экраны итальянских кинотеатров, на которых в то время безраздельно властвовали многочисленные giallo, слэшеры и хорроры. В 1979-м году Луиджи (под псевдонимом Льюис Коатес (Lewis Coates), который он использовал и для этого фильма) поставил фантастическую сагу "Starcrash", которая была куплена для американского проката Роджером Корманом и стала в Америке неожиданным кассовым хитом, собрав очень приличные по меркам независимого кино деньги - 16 миллионов долларов. И в этом же (1979) году на экраны всего мира выходит фильм Ридли Скотта "Alien" ("Чужой"), который стал одним из главных кинохитов того года, и который сильно запал в душу молодому Луиджи. Причем особенно "проперся" господин Коцци от концепции инопланетных яиц, взрывающихся грудных клеток людей и конечно же, самого "чужого". Решив во что бы то ни стало поставить свой собственный фильм, где присутствовали бы все вышеперечисленные элементы, Луиджи быстренько засел за сценарий и в кратчайшие сроки сварганил свою версию фантастической эпопеи, которую он без зазрения совести назвал "Чужой прибывает на Землю" (Alien Arrives On Earth). Радостно подхватив под мышку свежеиспеченный сценарий, энергичный Луиджи побежал обивать пороги продюсеров, но те его энтузиазм не особенно разделили, первым делом предложив сменить название на более, по их мнению, "благозвучное" - Contamination. (Самое забавное, что "Contamination" впоследствии купил для американского проката известный трэш-продюсер Менахем Голан (Menahem Golan) из уже почившей в бозе Cannon Group, и прокатывал он этот фильм под названием "Alien Contamination", ибо разделил идею Луиджи, что можно "серьезно наварить" на присутствии в названии картины слова "Alien" и на параллелях с фильмом Скотта, которое оно вызовет %)). Денег на постановку "большие дяди" тоже дали немного, а времени на "principal photography" (то есть, собственно, сами съемки) и того меньше - всего пять недель (что для проекта с такими амбициями просто смехотворно), хотя за это время съемочная группа умудрилась не только отснять практически весь материал в римской студии, но и "смотаться" для натурных съемок в Колумбию (большая часть действия, по сценарию, происходит в Южной Америке) и Нью-Йорк! Из-за временных и бюджетных ограничений пришлось и так и эдак на ходу перекраивать сценарий, чтобы влезть в прокрустово ложе предоставленных продюсерами (весьма скромных) возможностей, в результате чего от многих "масштабных" задумок и декораций Луиджи пришлось отказаться в угоду самой возможности реализации проекта. В конечном счете это вылилось вот во что...
Береговая полиция Нью-Йорка обнаруживает идущее в гавань на всех парах грузовое судно без каких-либо признаков жизни на борту (ничего не напоминает? ;)). Полицейские спускаются на борт оного судна и приводят его к берегу, после чего небольшая команда врачей и полицейских приступают к детальному осмотру корабля. Вскоре команда судна находится, правда в виде обезображенных человеческих тел с разорванными грудными клетками и свисающими ошметками мяса. В трюме же корабля, в коробках из-под кофе, медики обнаруживают странные зеленые яйца небольшого размера, и одно похожее яйцо, только полупрозрачное, с пульсирующим внутри светом и намного больше остальных. Один из медиков опрометчиво берет это яйцо себе на руки, где оно благополучно и взрывается, разбрызгивая вокруг себя зеленую слизь, от которой люди моментально начинают кровоточить, после чего их грудные клетки взрываются изнутри (взрывы, естественно, смачно показаны в "slow motion" и со всеми мыслимыми и немыслимыми кровавыми подробностями :)). После таких событий, разумеется, полиция вместе с национальной службой безопасности начинают расследование инцидента, и постепенно выясняется, что данное событие самым непосредственным образом связано с двухгодичной давности пилотируемой миссией на Марс, где астронавты якобы нашли странную пещеру...
Если охарактеризовать данное кино одной фразой, то это будет нечто вроде - "Чужой" по-итальянски, или Ридли Скотт нервно курит :) - ибо по количеству насилия и кровавым подробностям оного "Заражение" даст фору картине старика Ридли по всем параметрам. Что же касается других аспектов продукции, то тут тягаться с классикой итальянцам (по вполне очевидным причинам) оказалось не под силу. Первым делом - актеры. Тут все решалось очень просто :) Во время подготовительного периода работы над лентой, офисы продюсеров "Contamination" находились по соседству с офисом продюсеров фульчевского "Зомби", который как раз собрал за океаном отличную кассу, в одночасье сделав финансировавших данный фильм людей миллионерами (и это были не миллионы итальянских лир, а миллионы долларов! ;)). Видя такие дела, продюсеры "Contamination" решили использовать весь "principal cast" "Зомби" и в своем новом проекте, но на тот момент "незанятым" оказался лишь Ян МакКеллен, которого и притащили в этот фильм. Так как это была итальяно-немецкая копродукция, остальные роли в картине поручили играть итальянским и немецким актерам, но для поддержания воистину интернационального духа на одну из главных ролей полковника Стеллы Холмс выписали канадку Луизу Марло, в основном из-за ее непримечательной внешности (на эту роль Луиджи хотел пригласить красивую актрису, как это было в его предыдущем фильме "Starcrash", но продюсеры сказали что женщина-ученый не может быть красивой, а поэтому нужно взять актрису пострашнее и постарше :)). Окей, с актерами разобрались, пора было приступать к съемкам и спецэффектам - и на данном поприще у фильма есть как плюсы, так и очевидные минусы. К плюсам относится довольно неплохо воссозданное по кальке с "Чужого" полупрозрачное "яйцо" с пульсирующим внутри светом, а также, безусловно, "гвоздь программы" - чрезвычайно эффектно взрывающиеся животы и выпадающие оттуда внутренности. Минусов, однако, тоже немало, и в основном они касаются технических ляпов и условий съемки. К примеру, в одной из сцен, когда у трех мужчин одновременно разрывает грудную клетку и они падают на спину, свет поставлен так, что на заднем фоне видны их тени, но не только тени падающих фигур, но также и тень от технических шнуров, которыми снизу нагонялся сжатый воздух для "взрыва" :) Или, к примеру, в эпизоде финальной битвы с картонным "монстром" (который сам по себе весьма забавен и сделан, что называется, весьма "халтурно") на некоторых планах отчетливо видны лески, с помощью которых ассистенты двигали резиновые "щупальца" :) Прекрасно осознавая, что многие "спецэффектные" эпизоды фильма будут выглядеть достаточно хреново при хорошем освещении, Луиджи прибег к хитрому способу скрыть недостатки картины в разделе спецэффектов, а именно - использовать чувствительную пленку и специальные линзы при минимально возможном освещении... ;) Из-за чего многие недостатки действительно скрадываются, но лишь за счет того, что во многих эпизодах фильма по сути дела просто ни черта не видно! Ах, столь мило очарование низкобюджетного фантастического кино - тут им можно проникнуться практически во всей его дикой (для избалованного голливудскими стандартами зрителя) и первозданной красоте... :)
Я думаю, что, прочитав все вышеперечисленное, вы уже примерно догадались, какого рода фильмом является "Заражение" - низкобюджетной "фантастической" поделкой "по мотивам "Чужого" Ридли Скотта". И тем более забавен тот факт, что сам режиссер не признает за собой никакого плагиата, а утверждает, что лишь "вдохновлялся" (видимо, более чем активно ;)) великим творением Скотта. На самом деле художественной ценности у этого фильма нет абсолютно никакой, и по сути дела картина весьма банальна и довольно скучна (а это непростительно для трэш-хоррора вообще и трэш-кинофантастики особенно), ибо большую часть времени герои проводят свое неторопливое "расследование", а экшн-моменты разбросаны по всей картине далеко друг от друга и не столь продолжительны. Однако со временем, как и многие ранее практически недоступные на видеорынке (во всяком случае, в нормальном качестве) фильмы, "Contamination" оброс неким подобием культа и собрал под свои знамена преданных поклонников, правда, весьма и весьма немногочисленных. Как бы там ни было, ознакомиться с данным "шедевром" итальянского "фантастиковарения", что называется, "для галочки" никому не помешает, хотя хоть какое-то удовольствие от просмотра сможет получить лишь закаленный тоннами разнообразного трэша поклонник еврокульта... ;)
22 июня 2006, 09:22 Aminabell
Это нужно посмотреть:)))))))))))))))))
27 июля 2009, 21:25 Мироха
на самом деле в этмо фильме есть один куда более значимый и весомый кино-ляп - космонавт смотрит на предложенную черно-белую (!) фотографию и потом говорит: "Да, я встречал уже эти яйца, такие же зеленые, как на вашей фотографии"...
01 ноября 2009, 08:15 Йа
Рецензия отличная, но одна ошибочка вышла: вместо МакКаллох написано МакКеллен!
Он-то каким боком мог оказаться в этой трэшатине?))
01 ноября 2009, 19:53 Serega_M
Опечатки по Фрейду :) Спасибо за сигнал, щас поправлю :)
06 ноября 2009, 01:26 Ah
Милый фильм, диалоги будто из романтической комедии, но мясокровища льётся рекой. Монстр нормального копеечного уровня. Марло всё время выглядела отрешённо от коллег, похоже мешал языковой барьер.
До "Инсеминоида", величайшего трэш шедевра всех времён, "Заражение" не дотягивает, а смотреть его просто как фантастику, сплошное извращение.
Ах да, музыка группы "Goblin" тут тоже не на высоте.
08 сентября 2010, 01:27 Maldoror
Точно так же как у Клаудио Фрагассо фиксация на зеленом цвете у Луиджи Коцци сердце раз и навсегда было отдано взрывающимся грудным клеткам в этом я убедился посмотрев его более позднее творение про черную кошку.
04 декабря 2010, 14:26 durstman
Мне было 9 лет, конец 1982 г. Отец принёс, сказал фантастика (видать сам не знал). Когда я увидел вываливающиеся внутренности, а потом еще и мышку разорвало, меня сдуло в свою комнату. Мне повсюду слышались вздохи этих яиц. Спал с включёным светом. Родители отпаивали меня потом диснеевскими мультами. Прикольно, через сколько лет случайно нашёл этот фильм. С удовольствием посмотрю свой первый ужас!