Изначально данный проект задумывался как soft-core porno фильм с "потусторонними" элементами, однако по здравому размышлению продюсеры решили, что "настоящий horror-фильм" будет намного прибыльнее, поэтому сценарий быстренько переписали, сдвинув акцент с секса на более мрачные аспекты истории. Однако "софткор-порно" корни проекта никуда не делись и видны в фильме невооруженным глазом, но об этом я расскажу чуть ниже.
Картина начинается с дикторского текста (причем в качестве диктора продюсер фильма Майкл Макреди (Michael Macready) пригласил своего отца, характерного актера-ветерана Джорджа Макреди (George Macready) - устроил, так сказать, семейный подряд ;)), который вкратце излагает зрителям историю вампиризма, в то время как на экране демонстрируются кадры погрузки большого деревянного гроба с только что прибывшего корабля на маленький грузовичок, который перевозит гроб в небольшой загородный особняк. А далее мы попадаем на спиритический сеанс в доме Донны (молодой девушки, мать которой недавно скончалась), проводимый давним "другом семьи" (а на самом деле - просто любовником покойной матери), недавно приехавшим из Болгарии харизматическим графом Йоргой. Донна хотела вызвать дух покойной мамочки, но во время сеанса впала в истерику, и успокоить ее смог лишь граф, загипнотизировавший девушку и заставивший ее забыть все детали только что прошедшего сеанса. После неудачного сеанса граф раскланялся и собрался было домой, но пара молодых людей, Пол и Эрика, взялись подвезти Йоргу до его особняка, узнав, что у того нет собственной машины. Графа-то они подвезли, но на обратном пути их машина застряла в грязевой луже на дороге, хотя буквально десять минут назад все было абсолютно сухо и никакой дождь не шел. Далее события развивались стремительным образом - на утро Пол и Эрика проснулись в своей машине, абсолютно ничего не помня, при этом девушке нездоровилось. Друг семьи доктор Хайес сказал, что она потеряла много крови, и обнаружил у нее на шее две странные ранки. Конечно же, аристократ Йорга не преминул полакомиться вкусной кровушкой Эрики, заразив ее при этом вирусом вампиризма. Вскоре Эрика исчезает; доктор Хайес высказывает предположение, что это дело рук вампира. Совершив визит в особняк Йорги, доктор и его приятель Майкл, супруг Донны, утверждаются в своей мысли о том, что утонченный, образованный и умный болгарский аристократ Йорга - вампир. Конечно же, они решают покончить с ним, и не полагаясь на полицию, которая все равно не поверит в "бредни про вампиров", следующей ночью наносят новый визит графу, на этот раз вооружившись самодельными распятиями и кольями...
Концовку фильма я вам не расскажу, ибо она весьма неожиданна - во всяком случае, для семидесятого года - сами смотрите :) Этот проект, что для подобных фильмов того периода вполне естественно, был снят за смехотворные деньги. Однако это совсем не означает, что картина получилась дерьмовой, отнюдь - скорее этот фильм является лишним доказательством того факта, что вовсе не обязательно иметь миллионные бюджеты для того, чтобы снять настоящее хорошее кино, главное - талант создателей. Действующих лиц в картине немного и большинство второстепенных актеров, безусловно, не напрягаются, однако роли двух основных антагонических персонажей - графа Йорги и доктора Хайеса - сыграны просто великолепно! Роберт Кворри замечателен в роли Йорги, утонченного, образованного и внешне очень привлекательного аристократа "старой закалки", который с легкостью неимоверной очаровывает женщин и может часами рассуждать об искусстве, что, однако, не мешает ему в мгновение ока превращаться в ужасного и опасного убийцу, жаждушего крови своих жертв. Роджер Перри, со своей стороны, исполняет роль эдакого "современного доктора Ван Хельсинга", вроде бы и человека науки, который, по идее, не должен верить в подобного рода "мистическую чушь", но с другой стороны, он руководствуется фактами и их логическим анализом, которые вполне определенно говорят ему о том, что именно Йорга в ответе за странные события последнего времени, и что он - вампир.
Низкобюджетность постановки не бросается в глаза и не доставляет при просмотре негативных эмоций, но недостаток бюджета, безусловно, повлиял на некоторые аспекты продукции. Так, локаций, где происходит действие картины, совсем не много, и местами явно видно, что выбирать приходилось лучшее из доступного. Весь фильм снят ручной камерой, и в сценах, где картинка по идее должна быть статичной, иногда она таковой не являтся. Но по большому счету, все это мелочи, и от просмотра ленты совсем не отвлекают. Более того, из-за недостатка бюджета и съемки ручной камерой режиссер использовал множество неожиданных и очень эффектных ракурсов, зачастую двигая камеру по сложной и затейливой траектории, что является весьма оригинальной "фишкой" ленты.
Что же касается "софткор-порно" корней картины, то местами они весьма очевидны. Некоторые актрисы, к примеру, явно были взяты в фильм отнюдь не из-за великого актерского дарования, а просто благодаря симпатичной внешности. В ленте довольно много моментов с показом секса, в то время как в хоррор-жанре конца шестидесятых-начала семидесятых в Америке это был нонсенс. В фильме присутствует небольшой фрагмент начала лесбийской сцены между двумя вампиршами, который, правда, очень быстро прерывается, что заставляет думать о продолжении оной, просто не вошедшей в окончательную версию картины, хотя для фильма данный эпизод не имеет абсолютно никакого смысла, ибо в дальнейшем эта тема никак не развивается. Есть фрагмент изнасилования Донны безобразным слугой графа (правда, само изнасилование происходит за кадром, но все же). Также в картине есть сцена, где Йорга кусает Эрику в шею и пьет из нее кровь, иногда отвлекаясь на поцелуи - снято это как половой акт, и Эрика в экстазе отдается вампирским губам и клыкам, закатывая глаза от удовольтвия. Для "straight horror" фильмов того периода подобные вещи были немыслимыми :)
Выйдя в 1970 году на экраны драйв-инов Америки, фильм неожиданно стал настоящим суперхитом проката, чего не ожидали даже сами создатели. При этом, из-за своей сексуальности и весьма "недетского" насилия, картина вызвала локальный скандал, ибо американская комиссия по рейтингам (MPAA) никак не соглашалась давать фильму "широкую дорогу", так как считалось, что "ужасы" - это детский жанр и столь "взрослые" темы в "детском" фильме ну никак не уместны. В конечном счете, пришлось маленько фильм "подкорректировать", чтобы получить максимально широкий рейтинг и собрать как можно больше денег. Естественно, по хорошо известному закону кинобизнеса, через год на экраны Штатов вышел сиквел к столь успешному проекту, под незатейливым, но очевидным названием "Возвращение Графа Йорги" (The Return Of Count Yorga (1971)). Продолжение, будучи весьма неплохим фильмом само по себе, тем не менее не оправдало возлагавшихся на него финансовых надежд, поэтому похождения болгарского графа Йорги в Америке на этом и закончились...
Как это случилось со многими фильмами того периода, "Йорга" стал культовой картиной с весьма внушительной армией поклонников, хотя сам актер, эту роль исполнявший, культовой величиной по каким-то причинам не стал, хотя впоследствии постоянно снимался. Карьера режиссера, Боба Кельяна, особенно в гору тоже не пошла, хотя работал он также не покладая рук. Единственным актером, учавствовашим в этой картине и добившимся впоследствии реального успеха, оказался Майкл Мэрфи, активно работающий и поныне не только для телевидения, но и для "большого кинематографа" (играл у Вуди Аллена, исполнял роль мэра в обоих частях "Бэтмэна" Тима Бартона и т.д.). Ну и продюсеры с этого фильма, конечно, "наварили" немало :)
Рекомендуется данная картина не только ностальгирующим по семидесятым и драйв-иновской романтике, но и простым любителям кровососущих, желающих получить от просмотра истинное удовольствие.
14 сентября 2010, 11:21 Maldoror
Довольно непривычное американское кино.
Роберт Кворри отлично владеет вампирской мимикой.
От Хаммера это зрелище отличается главным образом будничностью декораций и фривольностью (девушек щиплют за груди во время спиритического сеанса) .
А вот про концовку я слышал уже не в первый раз и все никак не возьму в толк в чем ее необычность тем более для 70-х годов
Как по мне она вполне даже традиционная.
01 декабря 2011, 00:12 Ah
Несомненно специфика "Хаммер на соседней улице" имеет свою привлекательность. Однако фильм сейчас оценят возможно лишь любители, и киноэстеты (но не ханжи).