В семидесятых, видимо, было модно снимать в Европе фильмы по мотивам творчества Маркиза де Сада (Marquis de Sade), потому что с коммерческой точки зрения это был вариант беспроигрышный. Во-первых - не нужно платить "авторские", ибо все его тексты уже давно в свободном доступе. Во-вторых - творчество затейливого француза всегда было скандальным, а оттого очень известным, - спроси любого, все знают кто такой Маркиз де Сад, но почти никто его, разумеется, не читал :) Ну и в-третьих, благодаря особенностям произведений де Сада в фильм можно запихнуть по максимуму секса и насилия, которые и сами по себе неплохо продают билеты, а в связке со скандальным именем - так и вообще должны принести золотые горы. Это в теории. А на практике обычно получается кусок дерьма. Вот, например, как этот фильм... ;)

Двух сестер, благочестивую Жюстину и более реалистично смотрящую на вещи Джульетту, после смерти родителей выгоняют из монастырской школы на улицу, и девушки отправляются к дальней родственнице в лондонский бордель. В котором Джульетта очень быстро находит себе место, а "слишком правильная" Жюстина почти моментально оттуда сбегает, после чего ее относительно спокойная, до этого, жизнь делает резкий "поворот не туда". В результате, распутная Джульетта благодаря своему сексапилу отлично в этом мире устроилась, а благочестивая Жюстина, после серии унижений и издевательств, растерзанная собаками и изнасилованная, пошла на дно холодного озера...

Фильм, разумеется, на дословную экранизацию "Жюстины" Маркиза не претендует, и снят, как это водится, "по мотивам", иногда довольно отдаленным. При этом в нем совсем не много сексуальной невоздержанности и мало насилия, что для фильма по де Саду удивительно. Если знать, впрочем, что снимался он англичанами, у которых всегда по поводу обнаженки и насилия с цензурой были проблемы, то это уже не так удивительно. Удивительно другое, как на таком богатом материале они умудрились снять столь занудное и блеклое действо. Если бы не парочка известных на тот момент людей и один ОЧЕНЬ известный сейчас оператор, то про "Жестокую Страсть" уже через пару месяцев никто бы не вспомнил, но так как в ней снималась Ку Старк, а снимал картину Роджер Дикенс (Roger Deakins), то теперь это кино миникульт :)

Но начнем по порядку. Первым из известных людей, приложившем руку к ее созданию, является популярный в Британии телевизионный- и киноактер Ян Каллен (Ian Cullen), написавший для фильма сценарий. Очень, прямо скажем, вольный сценарий, если сравнивать с произведениями Маркиза, но несущий, впрочем, похожий "месседж".

Затем на горизонте появилась "горячая штучка" Ку Старк (настоящее имя Kathleen Dee-Anne Stark), из-за которой дебютанту Крису Боджеру и дали достаточно денег на постановку. Дело в том, что Ку годом раньше снялась в успешном эротическом фильме "Emily" (1976), а посему ее участие в проекте должно было вызвать к нему дополнительный интерес. Чего, однако, не произошло, зато через пять лет Ку снова была в центре внимания благодаря своим отношениям с британским принцем Эндрю (Prince Andrew, Duke of York), из которых, правда, ничего путного для нее не вышло и принцессой она в итоге не стала :) А стала недавно бомжихой, выкинутой из собственного дома за долги.

Ну а третьим известным человеком и единственным, для которого этот проект стал началом суперуспешной карьеры, был Роджер Дикенс, усыпанный нынче призами и аж ОДИННАДЦАТЬЮ оскаровскими номинациями оператор таких лент, как "The Shawshank Redemption" (1994), "Skyfall" (2012) и целой кучи фильмов братьев Коэн, включая такие мегахиты как "Fargo" (1996), "No Country for Old Men" (2007) и "True Grit" (2010). Его талант в "Жестокой Страсти", впрочем, не особенно заметен, и фильм снят, я бы сказал, довольно блекло, за исключением пары моментов. Картина вообще снята очень вяло, с анемичной режиссурой, средненькой паршивости актерами и скучным сценарием. Секс и обнаженка, тут, конечно же, есть, но СОВСЕМ немного, равно как и насилия, которое по большей части довольно целомудренное, кроме, может быть, самой концовки. Которая, по нынешним меркам, тоже не выглядит впечатляюще.

Радикальный месседж фильма, что "хорошими делами прославиться нельзя", если вспомнить песенку старухи Шапокляк ;), никуда, естественно, не делся, но он уже давно не вызывает у современного зрителя эмоций, которые вызывал у некоторых слоев британского общества в конце семидесятых. А посему и рекомендовать эту ленту современным зрителям можно лишь ради ее исторической ценности, - чтобы посмотреть на первую полнометражную работу заслуженного Роджера Дикенса и микроскопические сисочки давно уже позабытой Ку Старк :)