Боб Кларк, в начале семидесятых всего за пару лет снявший три хоррор-фильма ("Children Shouldn't Play With Dead Things", "Dead of Night" и один из прародителей слэшеров, "Black Christmas"), ставших классикой, "ужасы" особо не любил, предпочитая им комедии. Но с низкобюджетными комедиями в Голливуд пробиться сложно , да и в прокате не факт, что "попрет", а вот с низкобюджетного хоррора финансовую отдачу получить было вполне реально, а Голливуд, как известно, любит кинематографистов, фильмы которых приносят прибыль. Имея это ввиду и потренировавшись в конце шестидесятых "на кошках", то бишь сняв две копеечные "недополнометражные" ленты, первая из которых ("The Emperor's New Clothes", 1966) так и не вышла в прокат, а вторая ("She-Man: A Story of Fixation", 1967) имела хронометраж всего 68 минут, в начале семидесятых Боб решил заняться кинематографом всерьез, для чего ему нужен был хит. Ну, или хотя бы недохит. Ну, или хотя бы фильм, который можно было бы снять на 35 миллиметров очень дешево, но при этом заработать, приобретя в процессе нужные связи. Именно таким проектом для него и стали "Детки", сценарий которых Боб с приятелем Аланом Ормсби накропали по-быстрому за пару недель, и еще пару недель потратили на сами съемки, в которых участвовали многочисленные друзья-приятели, часть из которых, впрочем, были профессиональными театральными актерами. На них, естественно, удалось сэкономить, в результате чего за скромные 40 тысяч, по версии Кларка, или за 75, по версии продюсера Гэри Гоча (Gary Goch), Боб умудрился снять довольно странную хоррор-комедию с неплохим гримом, но хреновым светом :)
Небольшая театральная труппа под предводительством эксцентричного режиссера-самодура высаживается на остров, где находится кладбище и домик сторожа. Устроив своим несчастным актерам на кладбище жестокий розыгрыш, режиссер проводит там сатанинский обряд воскрешения мертвых, который, разумеется, не сработал. Поначалу..., зато потом трупняк попер из-под земли как на дрожжах... ;)
Понимая коммерческий потенциал хоррора, но не желая оставлять в сторонке и любимую комедию, Боб Кларк снял фильм со странными персонажами, забавными, местами, диалогами, бредовым сюжетом и откровенным стебом над ромеровской "Ночью" ("Night of the Living Dead", 1968). Так, режиссер-самодур Алан на протяжении всей ленты не только постоянно унижает своих актеров, но и заставляет их притащить в сторожку синюшный труп некоего Орвилла (Orville), с которым он впоследствии "бракосочетается" (!), а потом лежит с ним рядом на кровати и философствует. Или два жеманных актера-гомика, которые изображают не кого-нибудь, а зомби для жестокого прикола режиссера, и которых настоящие зомби потом рвут первыми :) Эти самые зомби, при этом, вполне себе аутентичные, с хорошим гримом, хотя двигаются некоторые из них, конечно, несколько топорно. Ну так и понятно почему, - изображают их обычные статисты за похлебку, в то время как друзей-театралов Бобу Кларку со-товарищи хватило лишь на главгероев. Часть из которых, надо сказать, довольно колоритна, вроде упоминавшегося уже режиссера-самодура Алана с игривыми "мушкетерскими" усами и бородкой, его психованной подружки Ани с глазами навыкате, или опытной актрисы "постарше" Вэл, которая силой своего таланта и заставила, собственно говоря, заклинание работать.
Их диалоги иногда вполне забавны, но в большей части ленты отношения этих людей друг с другом вызывают лишь недоумение, а их действия и вовсе лишены какого-либо смысла. И это, в принципе, всем было бы по барабану, если бы не тот факт, что зритель наблюдает за ними в течение целого часа, а "настоящие" зомби (жертвы которых, впрочем, сами зомби не становятся) появляются лишь на шестьдесят второй минуте фильма, после чего относительная скука первых двух актов ленты рассеивается, и начинается классическая зомби-осада полуразваленной сторожки, в которой забаррикадировались оставшиеся в живых герои. Крови и насилия, при этом, я не сказал бы, что особо много, но выглядит все, в принципе, довольно бодренько и весело, во всяком случае последняя треть ленты не дает скучать, в отличие от первых двух.
Омрачает ситуацию, однако, техническое исполнение, низкобюджетность которого очевидна, и выражается, в первую очередь, в откровенно хреновом свете и далеко не идеальном звуке. Ну и как режиссер Боб Кларк еще не набил руку, что хорошо видно в неоптимальном "покрытии" сцен, в результате которого монтажер (он же продюсер, Gary Goch) имел совсем немного вариантов сборки эпизодов, часть из которых выполнена не вполне профессионально. Но в общем и целом, учитывая, к тому же, смехотворный бюджет, фильм получился сносным. Настолько сносным, что в некоторых драйв-инах он шел под разными названиями в связке с другими лентами аж до начала восьмидесятых, а в Канаде его успех для небольшого дистрибьютора Quadrant Films был столь значителен, что его владельцы моментально предложили Кларку снять еще один зомби-фильм, которым стал "Dead of Night" (1972).
Несмотря на все свои недостатки, "Детки" уже давно стали классикой, которую, естественно, нужно знать любому уважающему себя поклоннику жанрового кино. Полюбить вы их, скорее всего, не сможете, но последние полчаса проведете не скучая. До них, правда, еще нужно досидеть, но мы то с вами еще и не такое высиживали, верно ведь, детишки? ... ;)
01 июля 2013, 02:37 frank
"Кларку снять еще один зомби-фильм, которым стал «Dead of Night» (1972)."
Неплохо было бы, Сергей, и на этот хоррор (во всех отношениях куда более серьезный), написать как-нибудь рецензию. Фильм по-настоящему жуткий и очень атмосферный, явно заслуживает рецензии.
01 июля 2013, 10:12 Serega_M
Есть на него рецензияя, смотри "Deathdream".
02 июля 2013, 01:39 Kloga
Боб Кларк и его творчество определенно заслуживают внимания. Конечно, получалось у него не все, но, как минимум "Черное рождество" - это классика.