После своего успешного дебюта, оригинального и стильного слэшер-фильма "Stage Fright", бывший ассистент и актер, а ныне подающий надежды талантливый режиссер Микеле Соави взял небольшой творческий перерыв и вернулся к своей привычной работе ассистента для различных проектов Дарио Ардженто. Но долго "отдыхать" в качестве ассистента ему не пришлось, ибо его ментор Ардженто попросил Соави взяться за проект, который первоначально рассматривался им как продолжение успешного сериала "Демоны", два фильма из которых уже поставил к тому времени Ламберто Бава. Однако в процессе написания сценария стало понятно, что новый фильм выходит не "demon-action'ом" (хотя кое-какие элементы, знакомые по первым "Демонам", в картине все же остались - например, то, как произошло первоначальное "заражение" злом и каким способом оно в дальнейшем передавалось), а скорее атмосферным мистическим триллером, поэтому когда Ламберто Бава из проекта выбыл, его место в режиссерском кресле по настоянию Ардженто занял Соави. Продюсерские обязанности взял на себя, естественно, Ардженто. Бюджет на постановку был выделен в несколько раз больший, чем Соави получил для своего дебюта, но и творческая свобода режиссера была серьезно ограничена авторитарным контролем продюсера, из-за чего многие задумки Микеле так и не были реализованы, а некоторые сцены, жизненно важные для рассказываемой истории, ему и вообще пришлось снимать от Ардженто тайком во "внеурочное" время...
Фильм начинается во времена средневековья. Беспощадные и исключительно жестокие рыцари-тамплиеры на корню вырезают целую деревню "дьяволопоклонников", одержимых бесами, после чего хоронят тела в огромной братской могиле и завещают построить на ее месте собор, дабы навечно заключить зло в преисподней. Однако очевидно, что "вечного" ничего не бывает, и уже в наше время в громадном готическом соборе, как раз и построенным на месте давней бойни, происходят реставрационно-восстановительные работы, в результате которых находится свиток, раскрывающий тайну постройки храма. Любознательный библиотекарь, расшифровавший надписи на свитке, как это обычно и водится, вскрывает братскую могилу, в результате чего древнее зло вырывается на свободу и постепенно начинает овладевать людьми, находящимися в тот момент в соборе, ну, а первой жертвой стал, естественно, молодой библиотекарь...
Завязка про древнее зло, "случайно" выпущенное на свободу, совсем не блещет оригинальностью. Но вот исполнение самого фильма, то, как рассказана эта по своей сути весьма банальная история - достаточно оригинально. Решив опираться не на кровь, экшн и спецэффекты, как это было в "Демонах" или многих других представителях славного "ужасного" наследия Италии, Соави наделил свою ленту мистической атмосферой древнего ужаса и вечного зла, что просто идеально передает настроение рассказываемой истории. Буквально в каждом эпизоде этого фильма мы можем наблюдать роскошную кинематографию (частенько работа с камерой напоминает стиль Ардженто, что совсем не удивительно, зная все перипетии создания картины), монтаж фильма изобилует вставками "атмосферных" эпизодов, призванных погрузить зрителя в определенное эмоциональное состояние, а музыкальное сопровождение, созданное не без участия легендарных "Goblin" (а точнее того, что от них к тому времени осталось), как нельзя лучше расставляет акценты во многих местах ленты. Фильм течет весьма размеренно, без резких скачков, что помогает зрителю с головой погрузиться в атмосферу - и благодаря этому некоторые моменты реально пугают, хотя если бы они были показаны вне контекста всей картины в целом - вряд ли бы они испугали кого-либо - такова великая сила "погружения" в фильм. Крови и особенных спецэффектов в фильме немного, но некоторые моменты все равно впечатляют своей натуралистичностью (к примеру, сцена самоубийства одного из персонажей, когда он насадил себя на работающий отбойный молоток...), и своим "земным" присутствием лишь оттеняют общую мистическую ауру картины про вечное и непобедимое Зло (с большой буквы!).
Будучи продюсером, Дарио "пропихнул" в картину и свою дочурку, еще тогда девочку (и в прямом и в переносном смыслах... ;)) Азию Ардженто, персонаж которой оказался единственным выжившим в итоге. Однако надо отдать Азии должное - уже в таком юном возрасте она показала себя неплохой актрисой, и ее присутствие в фильме не вызывает абсолютно никаких нареканий - в картину она вписалась очень гармонично, хотя и не без папиной помощи :) Что же касается остальных актеров, то все они исполняют свои роли весьма адекватно, хотя супер-перформансов в фильме и нет (да они и не особенно нужны).
Любителей кровавых зрелищ, которые, посмотрев дебютную картину Соави, думают, что и его второй фильм выдержан в том же духе, наверняка ждет разочарование - этот фильм совсем не в духе "Stage Fright" и выдержан в совсем ином стиле. Данная картина - атмосферный мистический триллер, замечательно снятый и прекрасно смонтированный, который наверняка особенно понравится любителям "арт-кино", хотя и для остальных категорий зрителей фильм не должен показаться плохим. Некоторые наверняка назовут его скучноватым (мало крови и "действия") - что ж, возможно, но плохим этот фильм абсолютно точно не является. Это не шедевр Микеле, но очень и очень достойная лента, которая искренне может быть порекомендована самой широкой аудитории зрителей, неравнодушных к атмосферному кино, так что если вы причисляете себя к таковым любителям, тогда этот фильм - для вас.
01 октября 2009, 19:35 Ah
Когда я впервые посмотрел его, то подумал что после ТАКОГО меня уже не один фильм не напугает. И так оно и было пока мне не попался "Шизо" (Playroom) 1990 г.
Однако в "Соборе" что то не так с мантажом, ибо часть персонажей будто проваливаются сквозь землю.
25 мая 2010, 13:12 licorn
Добавлю, что Азия в фильме - действительно хороша.