Этот фильм Ромеро практически не известен широкой публике, за исключением поклонников и знатоков американского хоррора, и является третьей полнометражной картиной режиссера (после классической "Night of the Living Dead (1968)" и провальной "There's Always Vanilla" (1971)). Храня верность своим творческим принципам и жизненным убеждениям, Ромеро в очередной раз снял очень неголливудскую картину в окрестностях родного Питтсбурга, со вполне четким и нелицеприятным социальным комментарием. Поэтому вовсе не удивителен тот факт, что фильм получил ограниченную дистрибуцию и прошел мимо широкой публики, не внеся смуту в ничем не замутненное патриотическое сознание "простого американца"...
В небольшой городок Evan's City неожиданно ночью приехали военные в защитных костюмах и начали сгонять всех горожан в помещение средней школы. Причиной столь жестких и оперативных действий войск стала недавняя катастрофа военного самолета, перевозившего канистры с биологическим оружием под названием "Трикси" (Trixie). Согласно оперативным данным, содержимое канистр попало в местный водозабор, и теперь все население города потенциально являлось носителем страшного вируса, от которого одни люди просто умирали, а другие необратимо сходили с ума. И действительно, еще до приезда военных в городе был зарегистрирован как минимум один случай буйного помешательства со смертельным исходом, и теперь задача военных не допустить проникновения носителей вируса за карантинный периметр. Однако не все люди подчинились требованиям военных...
Фильм рассказывает историю борьбы небольшой группы людей за свою личную свободу и их попыток вырваться за пределы карантинного периметра. Естественно, на данном фоне разыгрываются личные драмы и по ходу повествования делаются очень жесткие социальные комментарии, в основном в сторону военных, разумеется, которые в фильме показаны не только неспособными справиться с ситуацией, но еще и мародерствующими жестокими убийцами. Достается также и "ура-американскому патриотизму", и общему социальному устройству "закрытой городской коммуны", и прочим негативным явлениям американской жизни того (и, наверное, даже в большей степени нынешнего) времени. Притом, что "на местах" люди чуть ли не в лепешку разбиваются, пытаясь выполнить приказы командования, высокопоставленные генералы сидят в хорошо охраняемом бункере, неторопливо пожевывают апельсин и плевать хотели на своих подчиненных, не торопясь давать необходимые для устранения заражения людей и технику в надежде, что удастся решить проблему "быстро и радикально" - сбросив на зараженный участок атомную бомбу... За высокими словами политиков и военных о том, что они заботятся о жизнях и здоровье "гражданского населения", по сути дела, не стоит ничего, ибо этим самым гражданским населением, а также и своими собственными людьми, находящимися в зоне заражения, можно легко пожертвовать ради очередной звездочки на погоны и медальки на лацкан мундира. А когда такое отношение царит на вершине власти, то и рядовые подчиненные не лучше - грубой силой угоняя людей из домов в "концентрационный лагерь" местной школы, люди в белых защитных костюмах не брезгуют ни оставленными ценностями с деньгами, ни даже приглянувшимся спиннингом для ловли рыбы...
Будучи относительно низкобюджетной продукцией, фильм не задействует известных актеров, но одна из актрис, Линн Лоури, играющая "тихую" сумасшедшую девушку Кати, известна "культфанатам" своим появлением в таких картинах семидесятых, как "The Battle of Love's Return (1971)" Ллойда Кауфмана (TROMA) или "Shivers (1975)" Дэвида Кроненберга (не говоря уже про секс-комедии типа "Sugar Cookies (1973)", где Линн вовсю эксплуатирует свою привлекательную внешность). Впоследствии Линн Лоури сделала карьеру как эстрадная певица, исполняющая хиты двадцатых и тридцатых годов прошлого века. Несмотря на свою "неизвестность", актерский состав для фильма подобран весьма неплохо, и актеры играют "на полную", хотя в некоторых эпизодах и есть откровенная халтура - правда, в большинстве случаев это касается массовки. Снят фильм без каких либо особенных визуальных изысков, но смонтированы многие моменты весьма грамотно, хотя в общем и целом лента сильно затянута и местами откровенно скучна, что интересному просмотру, согласитесь, не очень способствует. И хотя военные в картине показаны в самом невыгодном свете и зритель по всем законам жанра должен сопереживать главным героям, надеясь на их скорое освобождение из невольного плена обстоятельств, сопереживания, или даже простого интереса к судьбе основных персонажей у зрителя (за всех, конечно, не скажу, но во всяком случае у меня) почему-то не возникает. И это, безусловно, еще один серьезный минус фильма. Что же касается аспекта "blood & gore", чего в обилии должно быть в таком кино, то убийств тут действительно немало, но чего-то особенно яркого или запоминающегося (как, к примеру, поедание зомби внутренностей своих жертв в "Ночи Живых Мертвецов") опять же нет, в большинстве своем это просто перестрелки со смертельным исходом, хотя есть и парочка "нестандартных убийств" (к примеру, закалывание миловидной старушкой "бойца спецназа" при помощи вязальных спиц :)).
Данный фильм, безусловно, нужно смотреть поклонникам творчества Джорджа Ромеро, и конечно, неплохо бы ознакомиться с этой картиной всем любителям хоррора и культ-кино, ибо фильм входит в "культовую" нишу. Что же касается широкой аудитории кинолюбителей, то мне трудно рекомендовать данную картину. Это, конечно, не полный провал, и в фильме есть достаточно интересных моментов и жесткой социальной критики, чтобы картина была рекомендована как минимум к ознакомлению, но вот общее исполнение фильма не сказать, чтобы получилось отличным. Так что смотреть или не смотреть, в любом случае решать вам, базируясь на вышеприведенных фактах...
25 ноября 2007, 08:04 Гость
Сегодня посмотрел этот фильм и полностью согласен с рецензией.
06 февраля 2011, 22:49 Ah
Так как этот фильм я посмотрел уже после ремейка (который вовсе не вызвал отторжения), признаю, вторая версия имеет право на жизнь, но настоящим серьёзным кино ей стать не светит. А "Безумцы" Ромеро, это настоящее, серьёзное кино.