«Пускай я и дитя 60-х, однако никто не смеет называть меня «хиппи». Мне дела нет до всяких вудстокских тусовок: тоже мне, устраивали наркоманские вечеринки во имя спасения человечества, в то время как в Африке люди умирали от голода…» (Ллойд Кауфман)[br][br]

«Пятнадцать лет назад уборщик по прозванью Мелвин Ферд свалился в бак с токсичными отходами и превратился в ужасающее чудище сверхъестественной силы и роста. Он стал Токсичным Мстителем, первым супергероем из Нью-Джерси! Затем про него были сняты еще два дерьмовых фильма с продолжением. Приносим свои извинения. Вот вам настоящее продолжение!» - именно так начинается «Гражданин Токси», четвертая и заключительная на сей день часть классического трэш-сериала о Токсичном Мстителе.

Итак, супергерой Токсичный Мститель обзавелся верным суперпомощником по прозвищу Жиртрест, а верная подруга его Сара ожидает ребенка. Знал ли он, что, отправившись спасать заложников – детей-дебилов, то есть, простите, «особо одаренных детей», - захваченных свирепой бандой «Мафия в подгузниках», попадет в страшную ловушку, подстроенную фашиствующим гитлерообразным сержантом Исааком Казинским по прозвищу «Текс»?

Трах, бах, ужасный взрыв!– и Токси оказывается в параллельном антимире, в городе Амортвилле, где добро поменялось местами со злом, а вместо Токсичного Мстителя царствует криминальный авторитет Несносный Губитель, который, в свою очередь, - да-да, вы правильно догадались! - перемещается на место Токси в город Тромавилль…

Натурально, какое-то время оба бродят по своим антимирам, оставляя вокруг груды оторванных конечностей – один во имя Добра, второй во имя Зла, неважно, истинный герой, как известно, действует за пределами добра и зла. Затем, сориентировавшись, приступают к серьезным делам: Несносный Губитель насилует жену Токси и, скооперировавшись с Казинским, устраивает Тромавиллю «Новый Мировой Порядок», а Токсичный Мститель, обнаружив в подворотне гениального физика, пытается вернуться домой, и поможет ему в этом ничто иное как книга «Волшебник Страны Оз», ну и, конечно, сам Господь Бог (в неповторимом исполнении карлика Хэнка, причем, если не ошибаюсь, это была его последняя роль).

А в это время в Тромавилле потрясающий в своем лицемерии мэр Голдберг (Рон Джереми), воплощение двуличной псевдохристианской морали мещанской Америки, собирает против Несносного Губителя армию комедийных Супергероев-Спасителей - Человека-Дельфина, Бешеного Ковбоя, Вибратора и Мастур-Батора - да еще и под начальством сержанта Кабукимэна, идиотского героя не менее идиотской работы Кауфмана-Герца 1991 года "Сержант Кабукимэн, полиция Нью-Йорка" (Sgt.. Kabukiman, NYPD), в которой «Трома» подняла руку на святую святых американского трэша, поиздевавшись над самим Эдом Вудом.

Но, конечно же, с антиподом Токси может справиться только сам Токси. И финальная битва (в которой участвуют еще и эмбрионы в чреве Сары, будущие дети Токси Доброго и Токси Злого, и выживет лишь один!) откроет нам новые горизонты и новые ужасающие тайны.

Конечно же, это только поверхностное изложение сюжета. Ибо над этим фильмом, потрясающем своим идиотизмом, непредсказуемостью и неполиткорректнейшими шуточками (уж тут-то ни одна сторона американской жизни не ушла от бронебойного трэш-юморка Ллойда Кауфмана, как пить дать), работали аж целых семь сценаристов (непонятно, правда, зачем, кроме как ради использования сего факта в типичнейшем тромовском приколе, псевдорекламной телеге «семь сценаристов, тридцать галлонов искусственной крови, шестьдесят пар голых сисек, сцены вырывания кишков и языков» и тэ дэ, и тэ пэ) и снялись практически все классические фрики-актеры, когда-либо работавшие с «Тромой». Нельзя не упомянуть и о сцене с переворачивающейся и взрывающейся машиной, которую до этого студия «Трома» успешно использовала в «Тромео и Джульетте» (1996) и «Маленьком заводике ужасов» (1999, Terror Firmer, в русскоязычном прокате отчего-то известен как «Беспредельный террор»).

Главный же объект пародирования – нет, даже не пародии, а чисто тромовского «выстеба ради выстеба» - киноклассика Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Извращенные цитаты из «Кейна» украшают ткань всего повествования, не говоря уже о пятиминутном черно- белом стебе о поместье «Тромаду» в середине фильма и финальной фразе Порочного Губителя в сей кровавой псевдо-кинохронике: «Сопли!» (“Nosebuds!”; напомним, что фабула «Гражданина Кейна» завязывается вокруг сцены разгула в поместье и реплики "Rosebuds!" («Розы!») в устах умирающего магната; реплики, давно уже ставшей цитатой и мгновенно отсылающей кино-образованного человека к соответствующему фильму…)

Об объектах автопародии, кажется, и говорить особо не надо: ясное дело, речь идет о предыдущих частях «Токсичного Мстителя» и «Сержанте Кабукимэне». Ну, а издевательства над «Маской» Ингмара Бергмана, «Коридором шока» Сэма Фулера и более известными масс-медийными блокбастерами «Звездные войны IV» и «Бойцовский клуб» ищите сами, не буду лишать вас этого удовольствия.

В общем, самый лучший, самый кровавый и самый безумный фильм о Токсичном Мстителе. К тому же, одна из лучших работ студии «Трома».