После во всех смыслах кошмарного "Дракулы 3D" ("Dracula 3D", 2012) никто уже не ожидал от Дарио Ардженто хороших фильмов. Или каких-либо фильмов вообще, ведь старикан на тот момент уже разменял восьмой десяток. Но "итальянцы не сдаются", и в восемьдесят два (!) года маэстро выкатил на экраны свою новую работу, призванную, если судить по трейлеру, доказать публике, что бодрый старикан еще в строю и снова в форме. И ведь доказал! Во всяком случае тот тезис, что в строю. А вот насчет формы, - вопрос дискуссионный...
   Элитную проститутку Диану после неприятного инцидента с грубым клиентом начинает преследовать неизвестный на белом фургоне, провоцируя аварию. В результате которой женщина сбивает машину китайской семьи, лишая ехавшего там мальчика Чина родителей, и сама в результате автокатастрофы лишается зрения. После этого Диана начинает новую, незрячую жизнь, адаптироваться к которой ей помогает социальный работник Рита и собака-поводырь Нерея (Nerea). А еще сбежавший из сиротского приюта Чин, ставший "глазами" женщины, которую продолжил преследовать маньяк.
   Первоначальная версия сценария была написана Ардженто с его давним соавтором Франко Феррини (Franco Ferrini) еще двадцать лет назад, но из-за банкротства продюсера Витторио Чекки Гори (Vittorio Cecchi Gori) пролежала на полке до 2020-го, пока текст не откопала дочка Дарио, Азия, во время работы над своей скандальной автобиографией "Анатомия Дикого Сердца" ("Anatomy of a Wild Heart", 2021). Решив, что эта идея достойна того, чтобы стать "comeback'ом" папы на большие экраны, Азия растормошила Дарио, не только получив в картине роль Риты, но и поработав на ней в качестве помощника продюсера. Двадцатилетней давности сценарий был оперативно подрихтован с помощью не указанного в титрах Карло Лукарелли (Carlo Lucarelli), для кровавых спецэффектов была нанята студия легендарного Серджио Стивалетти (Sergio Stivaletti), и за два месяца со скромным бюджетом чуть меньше двух миллионов евро в "COVIDном" Риме Дарио отснял свое "возвращение". Которое в чем-то таковым действительно стало, но, к сожалению, не во всём.
   Ведь за что мы любим некогда великого, не побоюсь этого слова, маэстро? За суперстильную картинку, по-настоящему креативную режиссуру, захватывающие, хотя местами и абсурдные, сюжеты и эстетские убийства. И почти ничего из этого вы не увидите в его последнем, на данный момент, фильме, который снять мог, по большому счету, любой режиссер средней руки. Ни тебе эстетского цветного освещения, ни необычных ракурсов, ни мозгозаворачивающей интриги... Этого в "Тёмных Очках" не ждите. И единственный, по сути, эпизод, напоминающий нам "старого Дарио" - самое первое убийство, снятое действительно в его "лучших традициях". На этом же эпизоде, собственно, и заканчивается всё "джиалло", потому что дальше неторопливое действие развивается по классическим канонам триллера, а убийцу нам показывают уже в конце второго акта, что напрочь убивает всю интригу. Которой, если честно, особо и не было, потому что насмотренным зрителем довольно слабый сценарий легко просчитывается на пять шагов вперед, ибо подобных историй мы видели уже тысячи. Другой вопрос, что реализован этот сценарий объективно недурно, и актриса Илления Пасторелли, например, отлично сыграла ослепшую проститутку с красивыми сиськами, а оператор Маттео Кокко (Matteo Cocco) неплохо всё снял.
   И ключевое слово тут "неплохо". В кинематографии Маттео, например, нету искры - всё снято ровно и профессионально, но не "отвал башки", как было в ранних фильмах Дарио. Музыкальное сопровождение электронного французского музыканта Арно Реботини (Arnaud Rebotini), очевидно вдохновленное творчеством Goblin, во многих случаях весьма недурно, но... не Goblin :) И так во всём - вроде снимал Дарио, но его "фирменного стиля" практически нет. Вроде и актеры классные, но сценарий для них явно слабоват. Вроде бы снимали "джиалло", но получился криминальный триллер. И уж точно не получилось "триумфального" возвращения. Потому что хотя на фоне "Дракулы" картина и смотрится в разы лучше, но по сути фильм совсем "необязательный" и проходной, которых снимают во всём мире для телевидения тонны, и его прокат в итальянских (а также португальских и теперь вот еще российских :)) кинотеатрах случился исключительно и только из-за имени Дарио, а не из-за его коммерческих, и уж тем более не творческих качеств.
   В плане "творчества" - это крепкий, профессионально сколоченный середняк, и не более того. Но и в плане коммерции проект оказался провальным, ибо "большое возвращение маэстро хоррора", как подавали ленту в русском, и не только, трейлере, сумело собрать в итальянском прокате лишь жалкие 170 тысяч евро, что в десять раз меньше затрат на его производство. И ситуация в прокате других стран будет вряд ли лучше, а скорее всего хуже, ибо про Дарио, как мне кажется, даже в родной для него Италии уже давно забыли, а в других странах и подавно. Поэтому посмотреть его последний, скорее всего, фильм на большом экране можно исключительно ради галочки "я смотрел фильм Ардженто при его жизни в кинотеатре", но не ради самой ленты. Которую вполне комфортно можно посмотреть потом дома на стриминге, ибо ничего "такого", из-за чего она выигрывала бы в кино, у картины, к сожалению, нет. Но фильм, при этом, объективно неплохой ;)