Во всем мире, кроме Штатов, про "Мрачные Тени" узнали лишь сейчас, после выхода фильма Бартона, в то время как в Америке про них знают очень и очень многие, если вообще не все, ибо изначально это была готическая телевизионная мыльная опера, выходившая на канале ABC с июня 1966-го по апрель 1971-го года. Так как шоу это было по многим параметрам революционным, то очень быстро "Тени" получили в Америке культовый статус и громадную популярность, правда, не сразу, а через год после начала, когда в них появился вампир Барнабас Коллинс, моментально ставший центральным персонажем всего сериала. Сериала, который впервые представил тогдашним телезрителям дневную мыльную оперу о сверхъестественном с участием вампиров, оборотней, зомби, рукотворных монстров, ведьм и колдунов, а также путешествий во времени и параллельные вселенные. По сути, именно "Dark Shadows" дал путевку в жизнь другим телевизионным сериалам с похожими темами, которые с той поры эволюционировали в дорогие кабельные шоу, вроде "Buffy the Vampire Slayer" или "True Blood". Также, многие считают именно "Dark Shadows" если и не зачинателем, то уж точно популяризатором концепции "хорошего вампира", страдающего от своего проклятия и желающего избавиться от него и вновь стать человеком.

Разумеется, популярность этого шоу породила ремейки и сиквелы, первым из которых стал полнометражный фильм создателя сериала Дэна Кёртиса (Dan Curtis) под названием "House of Dark Shadows" (1970), собравший неплохую кассу. Годом позже за ним последовал "Night of Dark Shadows" (1971), в котором Барнабаса Коллинса уже не было (актер Джонатан Фрид (Jonathan Frid) отказался сниматься, опасаясь навечно застрять в этой роли), а MGM в последний момент заставила Кёртиса сократить фильм со 129-ти минут до 94-х, в результате чего картина существенно пострадала, а в месте с ней и кассовые сборы. Взяв после этого тайм-аут аж на двадцать лет, в 1991-м Дэн Кёртис снова возродил свой сериал, на этот раз на канале NBC в прайм-тайм, где изначально у него были отличные рейтинги. Однако из-за начавшейся тогда войны в Персидском Заливе телеканал постоянно сдвигал и переносил очередные серии, что, разумеется, сказалось и на рейтингах, которые стремительно попадали, в результате чего второго сезона снято не было.

Не смотря на это, впрочем, идея продолжить сериал на другом канале или снять по нему полнометражный фильм никуда не делась, и в 2004-м году WB Television Network заказала пилот еще одной реинкарнации "Теней", который был снят, но так никогда и не был показан, кроме нескольких фестивалей и конвенций. Однако то, что у WB Television не получилось с сериалом, у ее головной компании получилось с полнометражным фильмом, и в июле 2007-го Warner Bros. полностью выкупила права на производство киноленты, пригласив для ее постановки, пожалуй, самого подходящего режиссера, Тима Бартона. Который, в свою очередь, пригласил на главную роль наиболее подходящего для нее актера, Джонни Деппа, придавшего персонажу Барнабаса Коллинса свой фирменный шарм и маньеризм. Разумеется, Тим Бартон притащил с собой в картину ни одного лишь Джонни, а целую кучу любимчиков, включая гражданскую жену Хелену Бонэм Картер, мегакультового старца Кристофера Ли (Christopher Lee), художника-постановщика Рика Хейнрикса (Rick Heinrichs), костюмершу Коллин Этвуд (Colleen Atwood), монтажера Криса Лебензона (Chris Lebenzon) и композитора Дэнни Эльфмана (Danny Elfman), куда же без него :) Всем вместе им удалось создать, вы не поверите, ТИПИЧНЫЙ ФИЛЬМ БАРТОНА! С потрясающим дизайном, запоминающимися визуальными образами, необычными ракурсами, замечательными актерами и первоклассной режиссурой. Ну и, конечно же, сплошной готикой и черноватым юмором, ибо никто в мире так не может сочетать готичное и комичное как Бартон, ну и еще, пожалуй... Бартон! ;)

Будучи большим поклонником оригинального сериала, вместе с Джонни Деппом и кучей других известных личностей, вроде Квентина Тарантино и Мадонны (Quentin Tarantino, Madonna), Тим не мог не пригласить в свой фильм актеров оттуда, включая, разумеется, и самого первого Барнабаса, Джонатана Фрида, для которого крошечное камео в фильме Бартона стало последним появлением на экране. А вместе с ним в сцене бала, точнее, рок-тусовки, помимо великого и ужасного Элиса Купера (Alice Cooper) отметилась еще оригинальная Анжелика, Лара Паркер (Lara Parker), оригинальный Квентин Коллинс, Дэвид Селби (David Selby), и оригинальная Джозетт ДюПре, Кэтрин Ли Скотт (Kathryn Leigh Scott). Стараясь как можно лучше передать уникальный мелодраматично-готик-хоррор-кэмповый дух сериала, сценаристы вместе с Бартоном сохранили на экране и время его действия, начало семидесятых, в результате чего фильм наполнен как ностальгическими нотками, так и веселыми подколами того периода, вроде моды, музыки и разбитного образа жизни популярных в те времена "детей цветов".

С уникальным актерским ансамблем и суперталантливым режиссером, вернувшимся, наконец-то, в свою топовую форму после не очень удачной "Алисы" ("Alice in Wonderland", 2010), картина обладает неповторимым шармом, стильной атмосферой, веселыми шутками, идеальной динамикой, мелодраматическими отсылками к оригиналу и другими кивками в его сторону, оценить которые, впрочем, смогут лишь американцы, оригинальный сериал смотревшие. Зато все остальные легко могут оценить великолепного Джонни Деппа в роли высокопарно-старомодного "хорошего" вампира Барнабаса Коллинса; отлично выглядящую Мишель Пфайфер в роли "матриарха" семейства Коллинсов, Элизабет; неповторимую Хелену Бонэм Картер в образе запойной докторши Джулии Хоффман; красавицу Еву Грин в роли похотливой ведьмы Анжелики Бучард, у которой случился в прямом смысле слова безумный секс с персонажем Джонни Деппа; неудачного "Фредди", но впечатляющего "Роршака" Джеки Ирл Хэйли в забавной роли небритого бухарика-дворецкого; Джонни Ли Миллера в образе ходящего "налево" и не чурающегося мелкого воровства брата Элизабет; очаровательную Беллу Хиткот в двойной роли любовного интереса Барнабаса Коллинса; талантливую молодую актрису Клои Грейс Морец в роли хиппующей дочери Элизабет "в переходном возрасте", Кэролин; Элиса Купера в роли самого себя; ну и, разумеется, Кристофера Ли в небольшой роли местного "морского патриарха".

Неудивительно, что актеры и режиссер вызвали у кинообозревателей неподдельный энтузиазм, в то время как основным поводом для критики стал сюжет картины, чего я, если честно, совершенно не понимаю, ибо он отражает одну из основных сюжетных линий сериала, полнометражным ремейком которого, вообще то, и является. Итак, в семидесятых годах восемнадцатого века богатый рыбопромышленник Барнабас Коллинс имел неосторожность отказать в любви своей служанке Анжелике, оказавшейся ведьмой, решившей изгадить ему жизнь на века. Так, с помощью колдовства она не только убила его родителей и единственную любовь, но и превратила самого Барнабаса в вампира, наложив проклятие на весь род Коллинсов и заточив его в закованный цепями гроб, как ей тогда казалось, навсегда. Однако пару сотен лет спустя при прокладке трубопровода этот гроб был раскопан рабочими и Барнабас Коллинс вновь оказался свободен, увидев мир, который к тому времени довольно сильно изменился. Вернувшись в родовое поместье и влившись в семью своих далеких потомков, Барнабас решил возродить угасшую к тому моменту рыбную империю Коллинсов и расквитаться с ведьмой, превратившей его в монстра...

Я не знаю, что за проблемы усмотрели в этом сюжете кинокритики, но по мне так все просто замечательно, ибо в ленте есть и романтическая мелодрама, и комедия, и готика, и даже немножечко извращенной вампирской эротики ;) Я уж не говорю о том, что этот сюжет является неотъемлемой частью оригинального сериала и переработан под современный киноформат, по-моему, идеально. Критикам, впрочем, только дай волю покритиковать. Даже в идеально чистых как слеза младенца бриллиантах они умудрятся найти соринку, а иногда и целое бревно, чего уж там, профессия обязывает ;) Но лично я не вижу в этой ленте даже толики того, чего я смог бы покритиковать, ибо картина, с моей точки зрения, попросту идеальна! А раз так, то бежать на новое творение готического гения Тима Бартона нужно сломя голову ВСЕМ. "Мрачные Тени", конечно, не шедевр, но весьма близки к этому.