Молодая девушка приезжает в женский монастырь на малообитаемом острове, чтобы уладить дела своего отца, а заодно увидеть место своего рождения. Всю дорогу с ней происходят странные события и она встречает более чем странных людей, но попав в монастырь, девушка понимает, что все это было лишь началом затяжного кошмара, в котором ей предстоит сыграть центральную роль...
Эта лента является полнометражным дебютом Мариано Баино - итальянца, давно живущего и работающего в Англии. Родившись в Неаполе, Мариано с ранних лет начал снимать восьмимиллиметровые короткометражки, а в юношеском возрасте стал ассистентом на итальянском телевидении. Переехав в конце восьмидесятых в Лондон, в 1990-м Мариано снимает короткометражку "Caruncula", которая сыграла одну из центральных ролей в производстве его полнометражного дебюта. Во-первых, именно этот фильм сподвиг режиссера замахнуться на полный метр, убедив своим качеством немногочисленных частных инвесторов выделить на будущий проект деньги. Во-вторых - именно после просмотра "Карункулы" на одном из российских кинофестивалей, к режиссеру обратился русский продюсер Виктор Зуев с предложением снять картину на Украине, вместо Англии. Ну, и в третьих, именно во время работы над "Карункулой" Мариано Баино знакомится с Энди Барком (Andy Bark), который рассказывает режиссеру, что работает над сценарием "Темных Вод", основанном на собственном рассказе. Мариано решает присоединиться к написанию сценария, и результатом их совместного творчества становится история, серьезно инспирированная Лавкрафтом (и в частности его знаменитой новеллой "The Shadow Over Innsmouth"). Впрочем, первоначальный вариант сценария до съемок не дожил, и по финансово-практическим соображениям в тексте многое было изменено.
Решившись, по совету Виктора Зуева, снимать на постсоветской Украине, в Одессе и Крыму, режиссер и его съемочная группа столкнулись с жесткими реалиями начала девяностых, когда даже пленку приходилось покупать из-под полы, и то в Москве, после чего ее поездом переправляли в Крым, где съемочный процесс все это время благополучно стоял. Зато нищие украинцы построили для фильма кучу декораций за сущие копейки, что было бы совершенно невозможно в Англии. Да и знаменитые одесские катакомбы выступили отличной площадкой для реализации многих эпизодов ленты, которые в другом месте смотрелись бы совсем иначе. Одним словом, при многочисленных минусах, у съемок на Украине были и свои плюсы, которые режиссер постарался использоваться по-максимуму.
Мариано удалось создать на экране странную атмосферу таинственной и зловещей неизвестности (чему немало способствует мрачная синтезаторная музыка), которая выделяет не только произведения Лавкрафта, но и многих представителей жанрового кинематографа Италии семидесятых. Этот фильм очень похож на жанровые ленты того периода, равно как и с первых же кадров чувствуется его исключительная "лавкрафтность", которая, правда, иногда уж слишком нарочитая (половину фильма, к примеру, идет сильный дождь ;)). Да и концовка ленты, скажем прямо, с неуклюжим резиновым монстром (его нам, слава богу, показывают лишь частично ;)) явно подкачала, что, впрочем, можно списать на производственные трудности, ибо оригинальная сценарная концовка по финансово-техническим причинам не могла быть реализована, и режиссеру пришлось выбирать меньшее из зол - либо доснять свой фильм "как есть", либо вообще его не закончить. Мариано Баино, как мы видим, выбрал первое, для чего ему еще не раз пришлось смотаться в Москву на монтаж и озвучку, во время которой он стал свидетелем расстрела "Белого Дома" в сентябре 1993-го...
Двух главных персонажей в этой ленте играют английские актрисы, которые в то время еще были студентками актерских факультетов, а остальные роли отдали на откуп украинским актерам и массовке. В частности, эта лента стала последней работой Марии Капнист, которая снималась еще у Птушко. В принципе, к актерской игре основных персонажей у меня нет больших претензий, хотя Венера Симмонс в роли Сары мне понравилась больше, чем Луиза Сальтер. Претензии есть к украинцам, некоторые из которых явно не профессионалы, а их "английский" - это вообще отдельная песня, из-за чего немало эпизодов неплохой, по сути, ленты, выглядят коряво и малоестественно. Впрочем, и в самой истории много откровенных прорех и недосказанности, которая хороша, как известно, в меру, а тут авторы местами перегнули палку.
При всем при этом для дебюта, да еще снимавшегося в экстремальных условиях постсоветской Украины начала девяностых, фильм у Мариано Баино получился неплохой, но его, к сожалению, мало кто видел. Картина не получила никакой театральной дистрибуции даже после того, как завоевала несколько призов на жанровых фестивалях, а немногочисленные видеорелизы были ужасного качества и без какой-либо маркетинговой поддержки. Впрочем, нормальный релиз этой картины на DVD от NoShame (покойся с миром), в 2006-м году вывел ее на горизонт немалого числа жанровых энтузиастов, впервые дав им возможность посмотреть фильм в полноценном виде. При всех своих огрехах, "Темные Воды" - любопытный проект, с которым стоит познакомиться поближе, особенно поклонникам Лавкрафта.
13 ноября 2008, 15:30 Гена Б.
Всё это, конечно, ужасно интересно, но фильм-то о чём?
13 ноября 2008, 17:21 Serega_M
Да о хуйне всякой...
31 марта 2010, 03:37 Ah
Сергей прав, в этой НЕ экранизации мастера его дух чувствуется сильнее чем в большенстве работ по нему поставленных.
А уж все эти детские песенки на русском, жуткие интерьеры монастыря, подземелья, страшные картины и бесконечно текущая отовсюду вода создают настоящее безумие. Меня даже слегка напугал этот фильм, а это дорогова стоит. Да и чудовище показали "по умному", скрыв его дешевизну. По атмосфере фильм схож с "Собором" Суави, а финал, практически отсылка к "По ту сторону" Фульчи.
Из актрис особенно запомнилась Капнист, пусть даже у неё эпизод без слов, но образ оказался убийственным.
Короче я очень рад что увидел этот фильм.
19 июня 2010, 22:48 Maldoror
Очень удачно использован пейзаж такой близкий черноморский картинка вообще очень современная
местами веришь что попал в ад но он заканчивается вместе с фильмом
20 апреля 2014, 00:20 Igor
Удивительно, что говоря о музыке к фильму, никто не удосужился назвать композитора. Музыка была написана к смонтированному видеоряду за две ночи. Действительно было жутко... О расстреле в городе я узнал на 3-й день. Действительно, существует какая-то мистическая связь с событиями на Украине марта-апреля 2014 г. Меня пригласил Зуев. IGOR CLARK.