Когда на экране появляется титр "немецко-бельгийско-французская ко-продукция", то с вероятностью восемьдесят-девяносто процентов фильм, который Вам покажут, будет артхаусом. Так уж повелось. Но если сейчас артхаус в основном снимают на социально-бытовые и "производственные" темы, то в начале семидесятых годов прошлого века многих кинохудожников интересовали темы "отвлеченные", потусторонние, с мистической подоплекой. Гарри Кюмела, в частности, интересовала тема вампиризма и женской сексуальности, и "раскрыть" ее он решил на примере истории графини Элизабет Батори...

Только что поженившаяся пара, Стефан и Валери, на пути в Британию останавливаются в огромном прибрежном отеле, где кроме них и консьержа никого больше нет - зима. Однако вскоре заселяются еще две постоялицы - некая графиня Батори и ее очаровательная спутница-секретарь Илона. Консьерж отеля в шоке, ведь еще мальчиком, сорок лет назад, он запомнил визит графини, и с тех пор она ни капельки не изменилась... Хотя, с другой стороны, может, то была ее мать? Хотя Стефан и Валери поженились всего несколько дней назад, в их отношениях уже начали появляться трещинки - Валери начала бояться своего мужа, в котором все более явно проявлялись садистские наклонности. Этим обстоятельством не преминула воспользоваться госпожа Батори, влюбившаяся в прекрасную Валери и желающая на примере Стефана показать своей новой любви всю скотскую сущность и жалкое ничтожество мужчин... Для оной демонстрации прекрасно сгодилась ее "старая любовь", Илона, которая без сожалений была "принесена в жертву обстоятельствам", а вскоре после этого за ней последовал и Стефан...

Этот фильм, снятый в огромных помещениях курортного отеля на берегу неспокойного зимнего моря, являет собой пример очень эффектного "камерного артхауса" (основных действующих лиц в фильме всего четыре, плюс два второстепенных персонажа), где нет ни одного проходного эпизода и все диалоги, нюансы мимики и жесты действующих лиц важны. На странных, порой - чарующих, часто - пугающих взаимоотношениях главных героев ленты и строится завораживающая магия фильма - необычной вампирской истории любви двух женщин, любви "в одни ворота", без первоначальной взаимности. Иллюстрация того, как хрупки на самом деле человеческие отношения, сколь просто их разрушить, соблазнить человека, убить... Убийство, почему бы и нет? Главное - хорошо замести следы, и потом, если уже есть один труп, то легко найдется место и для второго, не так ли?

Элизабет Батори... Сколь сладок ее голос, проникновенны речи, нежны прикосновения, она - само совершенство, идеальная женщина, в меру манерная, очень умная и практически неотразимая. Женщина, которая прекрасно знает, что ей нужно, и всегда добивается этого, несмотря ни на что... и ни на кого. Ее опыт безграничен, а любовь - сильнее самой пламенной страсти, ведь только женщина способна любить по-настоящему, и настоящая любовь, не знающая преград, возможна только между женщинами. Поначалу Валери всего этого не понимала, но уроки графини не прошли для нее даром, и теперь уже Валери, неотразимая, вечно юная Валери ищет свою любовь... на века!

Очень минорный по своему настроению фильм сопровождается невеселой музыкой и практически полностью снят либо в ночные, либо в предрассветные часы. Кадры огромных помещений пустующего отеля, неспокойное зимнее море, холодный пляж с мокрым песком, серый лес - все это картины, не добавляющие зрителю жизнерадостного настроения. А еще красный цвет: это не только цвет крови, но и свет, заливающий номер Элизабет, в той или иной форме он сопровождает нас повсюду, и даже переходы между эпизодами выполнены в красноватых тонах. Да, красный - не только цвет крови, это еще и цвет страсти, нежно-алый, чувственный цвет - цвет истинной любви, любви двух женщин. Любовь мужчины и женщины показана в этом фильме животной, как секс, как насилие, откровенно и натуралистично, но в ленте нет ни одного эпизода секса между героинями, потому что женская любовь - это чувства, а не грубый животный инстинкт. Легкие прикосновения, нежные, почти стеснительные, поцелуи и слова, много слов, а еще вечность, вечность любви с Элизабет Батори, прекрасной, нестареющей дивой, которая может превратить тебя в бессмертный идеал женщины...

Солирует в этом фильме, конечно же, Делфайн Сейриг, известная французская актриса, которая в образе графини Батори очень похожа на нашу "местячковую диву" Ренату Литвинову. Разница только в том, что госпожа Сейриг не переходит ту тонкую грань, когда женская "манерность" и аристократическая жеманность превращается в жалкую пародию на самих себя, которая у нормальных людей ничего, кроме дикого раздражения, вызвать не можеть (как в случае с нашей "настоящей звездной женщиной" Ренатой). Элизабет Батори в трактовке Сейриг загадочна, умна, сексапильна, чувствительна и жестока одновременно. Она способна как на вечную любовь, так и на моментальную смену партнера, который "вдруг" оказался не нужен. Она тонкий психолог, очень хорошо чувствует людей и легко может манипулировать ими, их поступками, чувствами, эмоциями. Элизабет Батори - хищник, который тем не менее не лишен человеческих чувств, самым сильным из которых является любовь, но по пятам за ней идет смерть...

Один из самых необычных и "артовых" вампирских фильмов, эта картина должна особенно понравиться любителям так называемого "интеллектуального кино" и артхауса, которые привыкли к доминированию диалогов и психологии над "экшеном" и быстрым монтажом. Это очень неторопливый, камерный фильм, с уникальной минорной атмосферой и интересными персонажами. Конечно же, здесь присутствует насилие, но оно не играет практически никакой роли в общем полотне картины и служит лишь небольшим дополнением в мозаику повествования. Одним словом - это фильм для любителей думать и чувствовать, ну и, конечно, безусловный еврокульт.