В данной статье речь пойдет о культовейшем и, безусловно, одном из самых выдающихся киношедевров двадцатого столетия, фильме живого классика ужасов Джорджа Ромеро "Рассвет Мертвых", или, по другим версиям, просто "Зомби".
Джордж Ромеро уже в конце шестидесятых годов проявил себя как талантливый сценарист, монтажер и режиссер, сняв картину, моментально ставшую культовой и одной из самых успешных за всю историю независимого низкобюджетного кинематографа, черно-белый фильм 1968 года "Ночь Живых Трупов" ("Night Of The Living Dead", 1968), на который в 1990 году Томом Савини (Tom Savini - специалист по гриму и актер), человеком, более чем успешная карьера которого началась именно с фильма Ромеро, был снят римейк "Ночь живых мертвецов" ("Night Of The Living Dead", 1990), который хоть и получился слабее оригинала, но все же вполне достоин просмотра. Фильм особенно понравился европейцам, собрал приличную кассу и принес своему создателю славу молодого и очень перспективного независимого режиссера. А так как тема зомби для Ромеро всегда была одной из доминирующих в его творчестве, то спустя десять лет после появления первого фильма он решает взяться за производство второй картины. При этом не лишним будет отметить один любопытный факт, что первоначально Ромеро написал историю про зомби, состоявшую из трех частей, первая часть из которой была наиболее проработанная и объемная, она и легла в основу сценария первой картины; средняя часть была сделана лишь в виде набросков, которые еще требовали достаточно серьезной детальной проработки, а последняя вообще состояла лишь из нескольких фраз, из которых было понятно, что зомби захватили на земле практически все, и живым на ней делать уже нечего. Соответственно, из первой части получилась "Ночь Живых Трупов", из доработанной второй - "Рассвет Мертвых", который, в принципе, считается ни чем иным, как сиквелом Ночи, а из третьей части впоследствии получился "День Мертвых" ("Day Of The Dead", 1985), фильм, поставивший в трилогии последнюю жирную точку.
Разрабатывая сценарий второй картины, в начале семидесятых годов Джордж попал в огромный торговый центр Монровиль (Monroeville Mall, кстати, вполне успешно функционирующий до сих пор и являющийся одним из крупнейших крытых торговых центров в Штатах), принадлежавший одному из его друзей, и понял, что большую часть фильма надо снимать именно там, что он впоследствии с успехом и проделал, начав съемки картины зимой 1977 года. Имея на руках весьма скромный бюджет в полтора миллиона долларов и возможность по ночам снимать в пустом помещении торгового центра, за три месяца ему удалось отснять весь материал и засесть в студии за монтажным столом. Вскоре фильм был выпущен в прокат, снискав положительные отзывы критики и, что даже более весомо, серьезный коммерческий успех, собрав по всему миру более сорока миллионов долларов, что для фильма с никому неизвестными актерами в главных ролях и не особо известным режиссером является действительно солидным успехом. И хотя никто из основных актеров особо знаменитым впоследствии не стал, но вот специалист по гриму, спецэффектам и трюкам Том Савини (известный рядовому зрителю как "Секс-Машина" (Sex Machine) из фильма "От Заката До Рассвета" (From Dusk Till Dawn)) благодаря своей уникальной работе над гримом и спецэффектами к этому фильму получил весьма впечатляющий старт для своей дальнейшей, более чем успешной, карьеры в киноиндустрии.
Сюжет фильма таков: четыре человека на небольшом вертолете (телевизионный репортер, его беременная подруга и два бойца спецназа) летят в глубь страны в поисках места, еще не затронутого странной "эпидемией", от которой умершие снова "оживают", дабы начать охоту за живой плотью и кровью. Однако везде наблюдается одна и та же картина, мертвых становится все больше, а живых все меньше. В конечном итоге они садятся на крышу одного из громадных торговых центров, в котором помимо толп зомби, есть еще и все необходимые вещи для проживания. Решив остаться там на какое-то время, они начинают "зачистку местности", освобождая себе жилое пространство. Им это удается, благо трупов внутри оказалось не столь уж и много, но все омрачает прибытие кочевой банды мародеров, которые тоже не прочь поживиться халявными товарами из супермаркета...
Я думаю, не стоит говорить, что все заканчивается достаточно трагично, просто потому, что по-другому это закончиться не может. Этот фильм ценен не только, и не столько сюжетом, сколько удивительной манерой и духом, в котором он снят. Вообще, Ромеро мастер монтажа, и здесь это хорошо видно. Фильм снят и смонтирован очень динамично, не оставляя зрителю возможности оторвать взгляда от происходящих на экране событий, при этом в нем не только тупой экшн, моря крови и реки насилия, вовсе нет, хотя и этого там, естественно, вполне предостаточно. Намного более интересно то, что фильм снят с тонкой иронией, черным юмором и недурным, хотя и достаточно стандартным, философским контекстом. Идея фильма даже не столько в самом факте, что четыре человека оказались в замкнутом пространстве и борются за собственное выживание, сколько в той мысли, что лишь договорившись и действуя сообща можно выжить, ведь зомби достаточно медлительны и неуклюжи, но когда их много - они великая сила; люди же ссорятся и тратят свою энергию на пустые разборки между собой, не имея возможности вместе противостоять смертельной угрозе.
Как я уже отмечал выше, прокатная судьба у фильма была очень хорошей, но вот прокатные версии фильма были разные, причем, местами очень значительно друг от друга отличавшиеся. Ну, начать стоит с того, что в производстве фильма весьма активное и деятельное участие принимал столп итальянского хорроростроения, сам маэстро ужасов Дарио Ардженто (Dario Argento), что сказалось, в частности, на использовании в фильме музыки группы Goblin, в которой данный господин и состоял. Арженто были переданы права на монтаж фильма для всех неанглоговорящих стран, чем маэстро и воспользовался, выкинув из фильма всю иронию вместе с черным юмором и сделав его практически чистым фильмом действия. При этом он полностью заменил весь звуковой ряд фильма, запихнув туда огромное количество классики и намного больше музыкальных номеров Goblin, которых Ромеро особо в своей версии и не использовал. Фильм, получившийся в результате у Арженто, идет 115 минут против 126 Ромеро, и последнему активно не нравится. Еще трагичнее с картиной поступили японцы. Взяв за основу аржентовскую версию, они зацензурировали в ней все насилие, но сделали это весьма оригинально. Когда на экране начинается кровавое действо, фильм останавливается за секунду до "непристойного акта", при этом звуковое сопровождение продолжает идти. Когда же "нежелательный момент" проходит, картинка возвращается в движение. Более того, японская прокатная контора посчитала, что аудитория в Японии не поймет идею фильма, если им не рассказать предысторию, столь искусно скрытую Ромеро, о том, отчего же все-таки мертвецы стали расхаживать по земле. По этой причине перед началом фильма был врезан кусок, где белыми буквами на черном фоне расписывалась доморощенная "предыстория" событий, о том, что все это, оказывается, было вызвано радиацией от пролетевшей близко с землей кометы... Было еще некоторое количество альтернативных версий, отличавшихся от перечисленных трех не очень значительно, кроме, пожалуй, одной, так называемой "режиссерской" (Director's Cut), которая на самом деле оной не является, а была всего лишь первоначальной удлиненной версией фильма, которую Ромеро отправил на Каннский кинофестиваль 1978 года. Идет она около 140 минут, никогда в кинотеатрах не прокатывалась, да и сам Ромеро считает ее не очень удачной, поэтому "классической" и лучшей версией все же является 126-минутная прокатная американская...
"Рассвет Мертвых" - культ, который просто НЕОБХОДИМО посмотреть. Великолепно снятый и очень неглупый фильм, оставшийся в истории кино на века. Необходимая вещь в коллекции любого кинофаната...
18 октября 2008, 23:59 MIX
Фильм в первую очередь интересен не столько самими зомби, сколько людьми, даже в осаде старающимися жить полноценной жизнью. Классная в этом плане сцена романтического свидания Стивена и Франчин. (Как Питер всё подготовил).
Очень живой фильм. (Даже при наличии толпы бродящих трупов).
19 октября 2008, 00:28 MIX
Вопреки им.
23 апреля 2010, 20:44 Bergmarque
По фильму - большая классика жанра, без разговоров. В рецензии же, пожалуй, стоило указать, что Ардженто в своей версии переобозвал фильм в "Зомби" (тогда и понятнее будет заглавие, которое видно на некоторых размещенных постерах), что кино это считается критикой общества потребления (к вопросу, почему фильм автор текста назвал фильм умным), ну, и то, что видеоманы со стажем должны помнить такой момент: фильм Ромеро в нашем обиходе фигурировал также под изумительным названием "Зомби в универмаге". Автору ресурса спасибо за неплохой контент с привкусом ностальгии.
14 июля 2010, 02:06 Kolbein
Много читал про этот фильм, наконец посматрел, поразила ироничность и метафоричность всего действа, помоему один из самых умных хорроров которые видел...
31 марта 2016, 08:56 Kayzer Soza
Странно, что в рецензии ничего не сказано про довольно явный социальный месседж фильма. Бытует мнение, что в том числе ему "Рассвет" так понравился критикам и зрителям. Почему люди даже после смерти приходят в супермаркет? Явный плевок в сторону общества потребления и его культуры. К сожалению, к моменту выхода ремейка общество потребления заплевали и заблевали настолько, что смотрится он как обычный кровавый зомби-ужастик