Очередное возрождение horror-жанра в Голливуде в начале двадцать первого века случилось на фоне острейшего кризиса новых идей, в результате чего на неподготовленные головы фанатов как из рога изобилия посыпались многочисленные римейки картин прошлого. И если начинался этот процесс довольно безобидно, с римейков классики трэш-продюсера Уильяма Касла (William Castle) "Дом На Холме Призраков" ("House On Haunted Hill", 1960) и "Тринадцать Привидений" ("13 Ghosts", 1960), то, войдя во вкус, голливудские функционеры замахнулись и "на Уильяма нашего Шекспира", в лице зомби-гуру всех времен и народов, Джорджа Ромеро (George A. Romero), и причем не на что-нибудь, а на супершедевр маэстро, фильм "Рассвет Мертвецов" ("Dawn Of The Dead", 1978). До этого, правда, "пострадал" Тоб Хупер (Tobe Hooper), суперкульт которого, "Техасскую Резню Бензопилой" ("The Texas Chain Saw Massacre", 1974) "ремикшировал" для современной аудитории Маркус Ниспел (Marcus Nispel) "под крышей" New Line Cinema, и получилось это у него на удивление хорошо. Поэтому "задел" вроде как уже был сделан, и, вдохновившись серьезным финансовым успехом провернутого New Line Cinema дельца, в бой незамедлительно вступила "сверхтяжелая артиллерия" в лице Universal...

А теперь небольшое лирическое отступление. Вообще, история с "общественной оценкой" очередного римейка повторяется из раза в раз практически без изменений. Сценарий этого сверхувлекательного (для стороннего наблюдателя) действа примерно таков: сначала крупная студия обнародывает планы по созданию очередного римейка какой-либо культовой картины. "Истинные фанаты" моментально приходят в ярость и заваливают форумы всех жанровых интернет-ресурсов гневными постингами наподобие "да как они смогли, да как посмели поднять руку на святое, да еще на фильм, который и так идеален со всех точек зрения". Масла в огонь подливают постоянно поступающие новости о кастинге будущей картины и всевозможные "вести с полей", то бишь от инсайдеров, которые работают на съемочной площадке и исправно "выдают на-гора" очередные порции "сенсаций". В результате столь яростного "обсуждения" у большинства уже заранее формируется агрессивно-негативное отношение к еще не вышедшему фильму, но на посещаемости оное никак не сказывается, ибо все эти люди все равно пойдут смотреть новый фильм в кино, хотя бы ради победоносного "ну я же говорил". Но чу! - в кинотеатрах появляется трейлер, и странным образом он "очень даже ничего", после чего часть аудитории меняет гнев на милость, позволяя себе высказывания типа "ну, я не ожидаю, конечно, от римейка ничего хорошего, но трейлер меня, честно сказать, порадовал, а значит есть надежда, что вдруг этим козлам все же удастся сделать невозможное, и фильм окажется не полной какашкой". За новыми пересудами и обсуждением увиденного в трейлере время летит быстро, и вот настает час долгожданной премьеры, и все эти люди, на время забыв свои интернет-пересуды, выстраиваются в длинные очереди перед кассой кинотеатра, сжимая в потных руках мятые десятки. Гаснет свет, идет заставка "Dolby Digital" (или DTS, или SDDS... ;)) и начинается кино... Пятнадцать минут, двадцать, двадцать пять - народу НРАВИТСЯ! Не веря собственным глазам, те самые люди, которые еще вчера ус*рались в интернете по поводу того, полнейшим ли говн*м будет новый фильм или все же вытянет на звание "небольшой какашки" с ужасом осознают, что все их предположения не стоили и выеденного яйца, ибо фильм не просто хорош, а очень хорош! Посрамленные в своих былых сомнениях, но оттого еще более счастливые, выходят все эти люди из кинотеатров и бредут домой к своим компьютерам, писать на форумах покаятельные сообщения с активными рекомендациями не пропустить этот римейк в кино (это тот, кто честен и может признать свои ошибки), или же просто на протяжении какого-то времени помалкивают в тряпочку (это те, кто не нашел в себе силы честно признаться в собственном м*дизме :)). Естественно, не все подобные истории заканчиваются "хэппи эндом", и некоторые фильмы действительно оказываются жидким дерьмецом, как и предсказывали фэны, но удивительное дело, последнее время подобные эпизоды крайне редки (толи все уже привыкли недооценивать талант голливудских постановщиков, толи в людях уже давно работает устоявшийся стереотип - римейк не может быть хорошим просто по определению).

Естественно, подобная история случилась и с римейком классики Ромеро "Dawn Of The Dead", когда настоящая истерика поднялась сразу по опубликованию пресс-релиза о готовящейся продукции. Фэнам не понравилась ни только сама идея подобного "богохульства" (что очевидно), но и вообще буквально все, что было связано с этим проектом, начиная со сценариста и заканчивая последним распоследним статистом :) Но расскажу обо всем по порядку. "Что можно ожидать от парня, который написал сценарий "Скуби-Ду"?!" - вопили обалдевшие фанаты. И действительно, от сценариста Джеймса Ганна (James Gunn) можно было ожидать чего угодно, ведь это он написал (и частично срежессировал) суперхит трэш-студии TROMA всех времен и народов "Тромео и Джульета" ("Tromeo & Juliet", 1996), а годом позже поразил телевизионный мир Америки сверхталантливым исполнением роли "Безумного Мастурбатора" в трэш-образовательном фильме ТРОМЫ об опасностях мастурбации "Sgt. Kabukiman Public Service Announcement"! :) И такой вот подонок будет лапать и перекраивать на свой лад святые скрижали старика Ромеро?! - да ни в жисть! Но ЭТО все же случилось :) Окей, смирились со сценаристом, но что это за Зак Снайдер такой как режиссер заявлен? - из молодых да ранних небось! Ну и конечно же "предчувствия его не обманули", до своего полнометражного дебюта Зак занимался исключительно постановкой рекламных роликов. И такому вот рекламщику доверить мегафон и право орать команду "мотор" на римейке зомби-культа всех времен и народов? Ужас! Кошмар! Бог наказал за грехи наши тяжкие... Потом пришло известие со съемочной площадки, что зомби-статисты в новом фильме бегают (!!!), да не просто бегают, а просто-таки носятся толпами, а помрежы их еще науськивают: "представьте себе, что вы зомби из "28 Дней Спустя" ("28 Days Later", 2002), но на амфетаминах - побольше энергии!". Это, конечно, для многих стало последней каплей. Да как они посмели?! Суки! Травить! Так обращаться с суперклассикой! Ату! ... Ну и все в таком же духе :) Я уж не говорю о таких "мелочах", как боязнь модного "MTV-style" монтажа и компьютерной крови... Тот факт, что Ромеро не имел к новому фильму абсолютно никакого отношения (в отличие от римейка "Ночи Живых Мертвецов" (Night Of The Living Dead, 1990))для многих и вообще стал изначальным приговором картине. И таких скептиков не порадовало даже сообщение о том, что некоторые актеры из оригинального фильма (в частности, гуру кровавых спецэффектов Том Савини (Tom Savini)) появятся в римейке в небольших ролях-камео. Сказать, что "большинство было настроено на провал", это не сказать ничего - большинство просто ВОЗНЕНАВИДЕЛО фильм еще задолго до его появления на широких экранах! Но в кино все-равно все пошли, разумеется :)

Молодая медсестра Ана, уходя из больницы, отчиталась перед доктором о проделанной работе, но по-быстрому уйти ей не удалось, ибо внимание врача привлек один пациент, который поступил с небольшим укусом, но был быстро переведен в реанимацию. "Какие-то осложнения, заражение крови, по-моему" - пояснила Ана, и с легким сердцем поехала домой. Наутро она проснулась от вопля мужа, которому раздирала шею соседская девочка. Так начался ее персональный ад среди живых мертвецов. Кое-как выбравшись из пригорода, Ана очень быстро примкнула к небольшой группе выживших, которые пробрались на первый этаж большого торгового центра. Но там они оказались не одни - на втором этаже их встретили три вооруженных охранника во главе с наглым и эгоистичным СиДжеем, которого, правда, быстро скрутили и "научили родину любить". Через некоторое время в полку "погорельцев" еще прибыло - к торговому центру пробрался грузовик с небольшой кучкой выживших, и выживать совместными усилиями стало чуточку веселей. Тем более что на крыше соседнего здания обосновался Энди, владелец оружейного магазинчика, с которым "по переписке" можно было поиграть не только в шахматы, но и в интереснейшую игру "подстрели нам во-о-о-н того зомби". Однако все хорошее, насколько нынешнее положение вещей можно было так назвать, когда-либо заканчивается, и небольшой группе "заложников супермаркета" пришлось покинуть такой уютный и обжитой, но столь тесный мирок торгового центра и отправится на двух "спецоборудованных" автобусах в опасное путешествие к причалу...

Как видим, данный фильм является как бы "расширенным" римейком, в том смысле, что здесь действие не ограничивается лишь пространством супермаркета, но во многом происходит за его пределами. И конечно же, у фильма есть немало отличий от оригинала, на которых мы сейчас остановимся подробней. Первое и основное отличие, которое сразу же бросается в глаза - это уже упоминавшаяся "быстрота" зомби. Повинуясь веяниям последнего времени, зомби в этом фильме в большинстве случаев не ходят, а весьма активно бегают за своими жертвами, из-за чего они стали по-настоящему опасными противниками, с которыми забавы банды байкеров (из оригинального фильма) с киданием тортов уже "не проканают". Тут думаешь лишь о том, как бы поскорее свои ноги унести, пока тебе их еще не отгрызли! В связи с этим немного изменилась и мифология явления - если в оригинальном фильме Ромеро ЛЮБОЙ мертвец под действием неясных сил "оживал" и становился зомби, то в римейке этому явлению были подвержены лишь укушенные. Если же человек умирал "самостоятельно", или, к примеру, от пулевых ранений, и не был покусан мертвецами, то к жизни он уже не возвращался. Таким образом, это прямое заимствование способа распространения эпидемии из "28 Дней" и вообще самого факта, что причина явления - вирусного происхождения, однако откуда взялся сам вирус, кто был первым зараженным и каким образом он заразился, остается за кадром и зрителю не поясняется. Далее, очевидно, что новый фильм намного более динамичен и "экшн-ориентирован" (и поэтому в нем прекрасно смотрятся "быстрые" зомби), поэтому без долгих прелюдий буквально через десять минут после начала все основные герои уже оказываются внутри торгового центра, и тут нас ждут очередные сюрпризы - в римейке количество людей, запертых в торговом центре оказывается в два-три раза больше, чем в оригинале, правда, выживут к концу из них немногие. Такое количество людей, однако, дало авторам возможность "поиграться" на их взаимоотношениях друг с другом и ввести в фильм определенные количество стереотипных персонажей, типа классической шлюхи, малолетней дуры, эгоистичного ловеласа, "умной блондинки" и конечно же "матерого козла" в конце фильма перековавшегося в "настоящего товарища". Плюс, безусловно, истинное торжество политкорректности в лице семейной пары - негра Андре и его глубоко беременной русской (!) жены Люды (в исполнении бывшей жительницы Магадана (!!!), а ныне канадской подданой Инны Коробкиной (Inna Korobkina)), которая, уже будучи мертвой, родила счастливому отцу зомби-девочку... Очевидно, что такой "семейный союз" в реальной жизни невозможен, поэтому не выжил из них никто :)

Кастинг, по моему мнению, был проведен на самом высоком уровне и между всеми актерами есть, как это называют, "химия", благодаря чему сыгранность актерского коллектива и показ непростых взаимоотношений их персонажей находятся на очень высоком уровне, и явно ни в чем не уступают оригиналу. Многие персонажи зрителю симпатичны и за людей действительно переживаешь, что говорит о самом высоком качестве актерской игры, ну а чернокожий актер Винг Рэймс (получивший мировую известность ролью изнасилованного в задницу босса мафии Марселаса Уоллеса в шедевре Тарантино (Quentin Tarantino) "Криминальное Чтиво" ;)) вообще является идеальным "action hero", ибо он умен, напорист и немногословен, предпочитая эффективные действия пустой болтовне. Нареканий по актерской части лично у меня нет никаких, и вряд ли тут они могут быть вообще. Не может быть никаких нареканий и по части зомби-экшена, который в этом фильме на удивление кровав и по уровню и реалистичности показываемого насилия оставляет оригинал далеко позади. В огромных количествах зомби простреливают, протыкают чем ни попадя головы (в самых кровавых и натуралистических деталях), их режут бензопилами, их давят грузовиками и сбивают машинами, их массово взрывают, жгут бензином, и вообще чего только с ними не делают... И все это в деталях и наикровавейших подробностях, без стыдливых "отворотов" камеры! Вот уж воистину, "не ожидали", и в части крови, специального грима (который делался статистам на базе судебномедицинских фотографий) и prosthetic-эффектов римейк "Рассвета Мертвых" явно дает эффектам оригинального фильма (в исполнении старины Савини) "прикурить" - сделано все на высочайшем уровне натуралистичности и БЕЗ использования компьютерной графики! Никакой вам пиксельной крови - все настоящее, кроваво красное и тягучее... Все экшн-сцены великолепно смонтированы и "натуралистично" сняты ручной камерой на более "зернистую" пленку, что сделано для увеличения "эффекта присутствия" и приданию этим фрагментам фильма "документального реализма". Сделано все исключительно грамотно, что не может не радовать! Не менее грамотно и с изрядной долей издевки подобрано и музыкальное сопровождение ленты, которое еще больше оттеняет чернушный режиссерский сарказм и сатирические тона, которыми он наделил свою ленту. И если оригинальный фильм Ромеро отвешивал едкие социальные комментарии на основные темы, волновавшие тогдашнее общество, и центральной из которых был безудержный консюмеризм американцев, то новый фильм уже явно эту тему не затрагивает - ибо это уже давно перестало быть откровением. Вместо этого Зак Снайдер снабдил римейк саркастической сатирой на стереотипные социальные отношения между людьми, которые на самом деле разрушаются на глазах перед лицом ОБЩЕЙ беды, и из существ социальных люди моментально превращаются в неприглядных эгоистов, думающих исключительно о собственном выживании и плюющих на всех остальных, используя их ради сохранения собственной жизни. Ну и еще человеку нужно развлекаться, а чем не развлечение выискивать в огромной толпе зомби мертвецов, похожих на известных личностей, и не "заказывать" их снайперу Энди на соседней крыше, наблюдая за тем, как быстро он найдет и уничтожит цель. А Энди был профессионал... был...

Относясь формально к жанру "horror" и его поджанру "zombie-films", новая версия "Dawn Of The Dead", конечно же, совсем не страшная, но очень и очень динамичная. При этом никакого "MTV-style" монтажа - фильм не сделан как один большой клип, и из-за этого воспринимается очень хорошо, ибо в нем идеально сбалансированы как динамичные "боевые" моменты, так и драматические ситуации, "разбавленные" комедийными эпизодами. Ну и конечно, в небольших ролях-камео, как и было обещано, присутствуют ветераны первой части, актеры Кен Фори (Ken Foree), Скотт Х. Рэйнигер (Scott H. Reiniger) и Том Савини (Tom Savini), знатокам будет приятно выловить небольшие эпизоды с их участием. И естественно - никакого хэппи энда (вообще, во время производства этого римейка студия в творческий процесс практически не вмешивалась, что явно пошло фильму лишь на пользу). Надежда есть, но умрет она, скорее всего, действительно последней... Ведь все мы знаем, что за "Рассветом" к нам придет и "День Мертвецов" (о римейке которого уже ползут упорные слухи, правда, говорят, что его хотят пустить "direct-to-video").

Стоивший "всего" 26 миллионов (весьма недорого для мэйджор-студии, плюс, разумеется, двадцатимиллионный бюджет на рекламу) в первую неделю своего проката фильм дебютировал на первом месте боксоффиса и собрал внушительные 26 миллионов. Потом дела, правда, пошли немного похуже, и по результатам североамериканского проката фильм заработал около 60 миллионов, что все равно является весьма внушительной цифрой для жанрового кино и это можно считать безусловным успехом. А ведь есть еще международный прокат, видеомаркет, телевизионные права... С учетом всего этого фильм легко заработает порядка 100-150 миллионов долларов, а значит, нас ждут новые чудеса "римейкостроения" и, конечно же, новые зомби-фильмы, которые за последние годы показывают очень и очень достойные результаты, "сражаясь" на самых передовых жанровых позициях за кошельки посетителей кинотеатров.

Хорош ли этот римейк? Безусловно! Очень хорош! Причем и как римейк, и как самостоятельный зомби-фильм. Зак Снайдер своим исключительно успешным дебютом еще раз подтвердил известный тезис о том, что многие "рекламщики и клипмэйкеры" становятся впоследствии отличными кино-режиссерами, и за примерами далеко ходить не надо, вспомнив того же Ридли Скотта (который, как известно, начинал с рекламы) или Дэвида Финчера. Подтвердила свой статус как кузница талантливых голливудских кадров и трэш-студия ТРОМА, из стен которой за все время ее существования (а это уже больше 30 лет) вышло немало известных впоследствии сценаристов/режиссеров и даже кое-кто из актеров (в том числе и первого эшелона!). Ну и, конечно же, в очередной раз посрамлены оголтелые противники римейков, которые, не видя фильма, уже заранее настраивают и себя, и других на то, что он будет плохим. Если все сделать грамотно - НЕ БУДЕТ - чему прекрасным примером является этот римейк культовой и для многих святой зомби-классики Джорджа Ромеро "Рассвет Мертвецов". Смотреть всем! Причем без промедления.