Финальная часть трилогии человеческого апокалипсиса, когда миллионы зомби заполонили землю, не оставив выжившим шанса на спасение, была снята Джорджем Ромеро в 1985 году и получила название "День Мертвых". Первоначально, третий фильм задумывался с эпическим размахом и должен был поставить величественную точку в конце истории человечества, но студия отказалась инвестировать в проект необходимую для его полноценной реализации сумму, поэтому сценарий пришлось переписать и сократить. В конечном итоге Ромеро приступил к съемкам заключительного фильма, имея на руках 3.5 миллиона долларов, неплохих актеров и крепкую команду профессионалов, работавших с ним на его предыдущих картинах.
Небольшая группа военных и ученых скрываются в подземном бункере ракетной базы. Радио уже давно ничего не принимает, а все города, которые посещали ученые, заполнены лишь мертвыми. Вокруг ограждения базы с каждым днем становится все больше зомби, которые в яростном исступлении пытаются проникнуть за решетки и растерзать оставшихся в живых людей. И с каждым днем ситуация ухудшается не только снаружи базы, но и внутри небольшого коллектива ее обитателей. Военные всячески давят и притесняют малочисленную группу ученых, которые являются единственными людьми на базе, хоть как-то пытающимися разобраться в проблеме и найти способы ее решения. Раскол и напряжение среди людей растет, а единый порыв у зомби все крепнет, потому что их число все увеличивается. В конечном итоге наступает очевидная развязка, где ужасная смерть находит большинство живых обитателей, за очень небольшим исключением...
Если в предыдущих своих фильмах Ромеро намного больше внимания уделял действию, то в последней картине трилогии он сконцентрировался скорее на психологии и построении причудливых схем взаимоотношений внутри маленького коллектива, запертого в ограниченном пространстве военной базы. Благодаря хорошим актерам, продуманности сценарных ситуаций и диалогов, у зрителя не возникает чувства искусственности происходящего на экране, а скорее наоборот, он начинает сопереживать персонажам и вживаться в апокалипсическую атмосферу фильма, а жесткий конфликт между гражданским персоналом базы и безмозглой военщиной очень удачно оттеняет многие вещи.
Вообще, Ромеро всегда симпатизировал зомби. Он никогда не показывал их просто монстрами, которые делают зло лишь потому, что им так хочется. Вовсе нет, он всегда старался изобразить их лишь несчастными жертвами причудливых обстоятельств, в сули которых они и действуют лишь ради собственного выживания, никогда не делая чего-то такого, что не диктуется элементарным принципом нахождения пищи. Люди же зачастую поступают намного более жестоко и садистски изощренно, чем эти несчастные создания. В третьем фильме этой конкретной теме уделено очень много внимания, ибо введен весьма колоритный и далеко не второстепенный персонаж - зомби Боб. Его пытается обучать "социальному поведению" доктор Логан, прозванный за свои эксперименты Франкенштейном. Он считает, что зомби в чем-то похожи на детей, и что если их "поощрять" за хорошие поступки, то в конечно итоге можно добиться потрясающих результатов и "приручить" их, заставляя делать то, что нужно людям. И Боб, на котором доктор пытается отрабатывать свою теорию, действительно один из главных персонажей фильма, причем, персонаж намного более симпатичный, нежели большинство живых людей. Актерская игра Говарда Шермана, изображающего Боба, поистине выдающаяся, и я считаю, что он намного переиграл всех остальных актеров, вместе взятых, изображая существо, которое когда-то было человеком, а в настоящий момент мучительно пытается вернуться к тому состоянию.
Однако не стоит думать, что весь фильм - это одно сплошное исследование психологических особенностей коммуникации человека и зомби. Вовсе нет, Ромеро не был бы самим собой без солидной доли кровавого ада, вывороченных кишок и отгрызенных конечностей. Первая часть фильма течет довольно неторопливо, акцентируя внимание на отношениях между людьми и их работе, зато потом темп фильма изменяется, и вся вторая половина пролетает перед глазами зрителя в кровавом угаре. Зомби врываются на базу и начинается мясная вакханалия изголодавшихся мертвецов, в которой большинство оставшихся к тому времени живых людей гибнут самыми экзотическими способами. Их тела разрывают на части, из них выпускают кишки и смачно едят их крупным планом, им отрывают конечности и сдирают с головы кожу. Все, что Вы можете и не можете себе представить, показано с потрясающими по своему реализму деталями и смаком, ведь Том Савини, специалист по гриму и спецэффектам, разгулялся на этой постановке на славу, применив, по-видимому, всю свою изобретательность и больное воображение...
Замечательная актерская игра, более чем реалистичные спецэффекты и грим, прекрасные съемки и монтаж, а так же необычная для жанра серьезность постановки, делает этот фильм достойным завершением апокалиптической трилогии. И хотя картина не считается лучшей, она все же очень и очень сильна, и по своему качеству идет вплотную за предыдущей работой Ромеро - "Рассвет Мертвых". Фильм уже давно, как и его знаменитые предшественники, стал культовой классикой и просто обязателен к просмотру не только фанатам ужасов, но и всем кинолюбителям, независимо от пола и возраста...
06 февраля 2008, 23:08 Вова
А как понять, какую версию посмотрел - Ромеро или Ардженте?
05 января 2011, 13:21 Izchez
Хороший способ сэкономить - для съёмок сиквела за мизерный бюджет, перенести действие в замкнутое пространство. Что из этого обычно получается можно увидеть на примере продолжении Звёздного Десанта, по сути к оригинальному фильму не имеющее никакого отношения, а скорее вольной трактовке Чужого. НО... Всё зависит от того, на что были потрачены сэкономленые тугрики. Если разошлись откатами по друзьям и родственникам, то, ясный перец, получится "Звёздный Десант 2". А если фильм делает великий Ромеро и экстравагантный Савини, то получается шедевр, соперничающий на равных с Шекспиром. В картине есть все составляющие гениальной драмы. Метания Гамлета в лице Мигеля, правда отодвинуты на второй план, потому-что все эти "тварь ли я дрожащая, или право имею" ведут к подножию пищевой цепочки, а главный посыл фильма в том, что в условиях жёсткого естественного отбора выживает тот, кто знает к чему стремится. Особая атмосфера камерной театральности подчёркнута гулким эхом опустевших подземелий, которое сопровождает самые напряжённые монологи персонажей и гомерической хохот солдатни. Все герои неоднозначны и по ходу просмотра, мы всё время узнаём о них, что-то новое. Пилот оказывается вовсе не таким циничным как могло показаться в начале. Электрик - не таким беззащитным, чего стоит только его юморное "ух!", размозжив лопатой голову зомби. За суровым хладнокровие Сары (чуть не сказал О'Коннор) скрывается готовая заистерить тетка на грани нервного срыва. А уж доктор "Франкенштейн" - просто феерверк из инфантильности, трогательной обаятельности и фанатичной увлеченности маньяка-психопата. Даже капитан Родес - вроде как подонок, но подонок, для которого жизнь личного состава не на последнем месте в иерархии ценностей. Просто его ненависть к зомби, уже распространилась на весь род людской. По старинной традиции, Ромеро много внимания уделяет на лицо ужасным, но добрым внутри ожившим мертвецам. Самы жалостливые моменты как раз связаны с подопытным зомби - Бобом, которого доктор Логан назвал так в честь своего отца. Развязка сюжетной линии Боба, цитирует знаменитого Франкенштейна. Ну и конечно, что за шекспировская трагедия без кровавой резни в конце? Резня продумана до мелочей, и здесь уже Савини оторвался по полной. Картина заполненного, стонущими и чавкающими, мертвецами подземелья подводит итог метаниям, сомнениям и противоборству людей.
30 марта 2011, 12:57 Скептик
Доктор Логан: - Вы должны выслушать меня, должны выслушать!..
Капитан Родес (вскидывая автомат и нажимая на спусковой крючок): - Выслушай-ка это!
Вообще помню, по стране гуляла кассета с резаной версией. Заказал потом диск с полной - небо и земля.
31 марта 2016, 09:56 Kayzer Soza
Опять же не принят внимание совершенно очевидный антивоенный контекст фильма. Военные в подавляющем большинстве показаны сбрендившими психами, а в финале зомбик отдает честь. Не удивлюсь, если окажется что Бойл вдохнавлялся именно этим фильмом для своих "24 часа"